Педагогический проект «Использование компонентов здоровьесбережения в ДОО». Тема «Витаминный калейдоскоп - фрукты и овощи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»
Педагогический проект«Использование компонентов здоровьесбережения в ДОО».
Тема: «Витаминный калейдоскоп - фрукты и овощи».
Разработала: Таратонкина Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категорииМуниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка» (краткое наименование: МБДОУ № 8 «Виноградинка»);Ростовская областьКонстантиновский район х. Ведерников 3-й переулок дом №8 электронный адрес - vinog_1@mail.ruтелефон: 8(86393 )48-3-22.
Участники проекта: Воспитатель, медицинский работник, повар, воспитанники подготовительной к школе группы.
Проблема:Необходимость возрождения в обществе здорового образа жизни непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте. То, что мы заложим в сознание ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Проблема чрезмерного потребления конфет, тортиков, шоколада, кексов, чипсов, соленых сухариков актуальна в наше время. Нужно объяснить детям, что целебный фруктовый и овощной сахар усваивается лучше любого другого и дает намного больше энергии роста и жизни. Очень важно помочь детям разобраться в необходимости потребления фруктов и овощей как полезной и питательной еды, а не десерта. Ведь фрукты и овощи содержат в себе все необходимое для здоровья человека. Это самая чистая пища на земле. Раньше людей лечили только фруктами, овощами и травами, которые являлись и являются источником витаминов.
Цель и задачи проекта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса;формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; способствовать становлению интереса детей к правилам здоровье-сберегающего поведения (правильно питаться, есть фрукты и овощи – источник витаминов); обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту (при употреблении фруктов и овощей в пищу – удалять косточки; познакомить с нитратами); обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Салон красоты», «Поликлиника», магазин "Фрукты и Овощи"); способствовать дальнейшему познанию ребёнком мира природы; обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость; дать представления, что фрукты и овощи выращены людьми (результат их труда) и нужны им для употребления в пищу: варят компот, варенье, сок, пекут пироги, делают салаты; стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи; учить лепить фрукты из соленого теста.
Планируемые результаты: Ребенок проявляет интерес к природе; принимает активное участие в трудовой и познавательно-исследовательской деятельности; может рассказать об овощах и нитратах; отвечает на вопросы о том, как можно избавиться от нитратов. Работа по данному проекту должна помочь детям понять преимущество употребления в пищу целебных фруктов и овощей. Наши дети должны выбрать фрукты и овощи.
Требования: При разработке проекта учитывала:индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей;возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Для успешной реализации проекта обеспечены следующие Психолого-педагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Используемая литература:Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.; Программа «Детство» Т.И.Бабаевой и др. Санкт-Петербург СПб.: «ДЕТСТО-ПРЕСС» 2011; План-программа педагогического процесса в детском саду к программе «Детство» Н.В.Гончарова и др. Санкт-Петербург «ДЕТСТО-ПРЕСС» 2005;Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста, Н.В.Краснощекова, Ростов-на-Дону «Феникс» 2008; Художественный труд в детском саду И.А.ЛыковаИздательский дом «Карапуз» Москва 2008; Организация освоения образовательной области «Безопасность» Т.Н.Сташкова Волгоград 2014.
ВРЕМЕННЫЕ ОТРЕЗКИ ДНЯ |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Утро |
Утренняя гимнастика с доктором Неболейкиным Презентация «Где живут витамины»вместе с медицинской сестрой.Малоподвижная игра«Съедобное – несъедобное» -Зачем люди выращивают овощи и фрукты? (Овощи фрукты полезные, в них много витаминов). А дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровыми, нужно ежедневно кушать свежие овощи и фрукты, а осенью делать заготовки на зиму. |
Завтрак |
Дидактическая игра«Назови блюда из…» |
После завтрака |
НОД «Когда овощи могут помочь, а когда навредить вашему здоровью» Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная. Цель деятельности педагога: формировать представление детей о том, что овощи могут быть вредными и полезными для здоровья; дать знания о нитратах. Задачи:Познавательные: познакомить с понятием «нитраты», каким образом нитраты попадают в овощи; уточнить знания о том, в каких частях овощей нитратов содержится больше всего; формировать знания о том, как можно избавиться от нитратов в овощах. Развивающие: развивать интерес к окружающему миру природы; развивать познавательные процессы.Здоровьесберегающие: использовать здоровьесберегающие элементы (физкультминутку) в образовательном процессе; следить за выполнением санитарно-гигиенических требований. Материалы: кукла –Витаминка, картинки с изображением овощей, муляжи овощей, натуральные овощи. Содержание образовательной деятельности. 1.Организационный момент. Дети играют в группе. С плачем к ним в группу приходит кукла-Витаминка. Витаминка (Вит.) – Я только что из больницы. А ходила я туда из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач осмотрел меня и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелась каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивала свои овощи и фрукты в хороших условиях, подкармливала их удобрениями, мыла, перед тем как их съесть. Так откуда взялись там нитраты, и что это такое? 2.Основная часть. Воспитатель (В.): Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Поэтому человек старается вырастить их на огороде или подоконнике. Но овощам и фруктам, так же как человеку, нужно питание. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают? (Золой, навозом, удобрениями – поливают, посыпают, кладут в землю.) Все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Тогда в растениях откладываются лишние удобрения. Вот они и называются нитратами. Если нитратов в растении много, то это становится опасным для человека. А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не нанесли ему вреда. Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. Наши зайцы не грустят, Кочерыжками хрустят, Зайцам из-за хруста Нравится…(капуста). Воспитатель показывает капусту. В:Капуста нас не только кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестанет болеть, а сушенная капуста исцеляет раны. Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов? (В зеленых листьях и в кочерыжке, поэтому перед едой их следует замочить в теплой подсоленной воде.) - А вот следующая загадка: Кто на свете всех полезней? Кто спасет от всех болезней? Кто обидит нас без рук? Маленький, коварный…(лук). Воспитатель показывает лук. В: Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля. А как вы думаете, где нитраты находятся в луке? (Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся корешки.) Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как). Физкультминутка. Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражнение повтори. (Рывки руками вверх-вниз) Корпус влево наклоняем, Три-четыре, раз-два. Упражнение повторяем: Вправо плечи, голова. (Наклоны корпуса влево-вправо) Мы размяться все успели И на место снова сели. (Дети садятся на стульчики) В: Слушайте следующую загадку: Развалившись в беспорядке На своей перине-грядке, Сто зеленых медвежат С сосками во рту лежат. Беспрерывно сок сосут И растут, растут, растут. (Огурцы.) Воспитатель показывает огурец. В: А как вы думаете, в огурце бывают нитраты? Огурец – очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить. В: Запах разным может быть, И, конечно, не сравнить Запах, например, полыни С ароматом спелой…(дыни). Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, На вид – похож на мяч. (Арбуз). В: Это ягоды. А как вы думаете, где в них больше всего содержится нитратов? Больше всего нитратов содержится в мякоти, около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.А еще мы все с вами любим зелень. Назовите ту, которую вы знаете, и какую употребляете в пищу. Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов. Как вы думаете, во всех ли овощах, фруктах, ягодах содержатся нитраты, и что нужно сделать, чтобы от них избавиться? (Ответы детей.) 3.Рефлексия. После подведения итогов Витаминка играет с детьми в игру «Угадай на вкус», «Варим компот» (борщ). Экспериментальная деятельность + ИЗО-деятельность(тестопластика). Тема: «Приготовление соленого теста. Лепка фруктов из соленого теста Цель - развитие творчества детей. Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика. Приготовление цветного соленого теста Проблема: Дедка яблок захотел, - Сейчас покажем дедушке, как мы слепим яблоко! Рассмотрите муляж яблока. Я буду показывать, а вы лепите! Яблочко не живое, а лепное. Это несложно. Лепим! - Меня слушай - делай грушу! У груши не такая форма, как у яблока. Она круглая внизу и вытянутая кверху. А фрукты мы сложим в корзину.Лепим корзину! А корзина не из магазина. 3.Итог. Фруктов налепили. Деда угостили! |
Прогулка (экскурсия, наблюдение) |
Экскурсия на пищеблок. Это трудная и ответственная работа. Для того, чтобы мы с вами могли двигаться, мы должны питаться. Мы должны кормить свой организм мясом, овощами, фруктами и многим другим. Многие продукты нельзя есть в сыром виде, их необходимо приготовить. Этим приготовлением пищи и занимается повар. Для этого нужна особая комната, которая называется кухня. На кухне есть предметы, помогающие повару готовить еду. Работа поваром требует чистоты во всем. Нельзя приступать к приготовлению пищи в грязной одежде с немытыми руками. От питания зависит здоровье человека. |
Обед |
Посмотрели из каких продуктов нам готовит повар еду, а теперь с аппетитом всё скушаем! |
После обеда |
А) Дневной сон Б) Зарядка после сна«Неболейка» 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя, и.п. 2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания. 3. И.П. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее). 4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча. 5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз. 6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена. В). Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания Вдох носом — повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом. Г). Упражнения для губ и щек Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку. Д). Психогимнастика. Пластические этюды Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, поливает деревья и т. д. Е).Образные перевоплощения Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!». Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!» Беседа «Лук от семи недуг». Посадка лука. |
Вечер |
Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости к Витаминке».Подведение итога дня. План игры: Посещение салона красоты. Проблема – выпадают волосы и ломаются ногти. Рекомендации врача – принимать витамины, которых очень много в овощах и фруктах. Поход в магазин за полезными продуктами В гости к Витаминке, чтобы ей рассказать о том, как много мы узнали о пользе фруктов и овощей. Рекомендации родителям в родительском уголке. |
15