Конспект внеклассного логопедического мероприятия на тему «Овощи и фрукты»
5
Конспект внеклассного логопедического мероприятия
Тема: «Овощи – фрукты»
Цели:
воспитательные - закрепление понятий по лексической теме «Овощи и фрукты», развитие учебных навыков, игровых навыков, умение слушать других.
учебные - активизировать и расширять словарь, формирование навыка образования относительных прилагательных, развитие связной речи, развитие чувства рифмы.
коррекционные - развитие общей моторики, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний об овощах и фруктах.
Оборудование: натуральные овощи и фрукты, две корзинки, карточки с изображением овощей и фруктов, разрезанные картинки с изображением овощей и фруктов.
Лексический материал:
Овощи растут в огороде, на грядках.
Фрукты растут в саду, на деревьях.
Капуста, морковь, тыква, огурец, помидор, лук, чеснок, свекла, яблоко, слива, груша, лимон, картофель, кабачок.
Словарная работа
Образование относительных прилагательных:
грушевое варенье, яблочный пирог, лимонный сок, яблочный компот, сливовое варенье, огуречный салат, свекольный салат, овощной суп.
Использование описательных прилагательных:
овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай;
продолговатый, зеленый, с пупырышками, кладут в салат;
круглый, красный, гладкий, кладут в салат.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие.
Посмотрите, что я принесла сегодня? (Овощи и фрукты)
- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)
- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)
- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет взять по картинке, назвать ее и сказать, где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)
Основная часть занятия
Игра «Что мы приготовим из фруктов»
У каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)
- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе, пирог)
- А какое варенье получится из груши? (грушевое)
- А какое варенье получится из сливы? (сливовое)
- А какой пирог получится из яблок? (яблочный)
- А какой сок получится из апельсина? (апельсиновый)
- А какое желе получится из лимона? (лимонное)
- А какой компот получится из яблок? (яблочный)
- А какой компот получится из груш? (грушевый)
Игра «Что мы приготовим из овощей»
Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)
- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)
- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)
- Какой салат получится из картофеля? (Картофельный)
- Какой салат получится из свёклы? (Свекольный)
- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)
Игра «Доскажи словечко»
- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)
Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную … (морковку)
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий … (кабачок)
Физкультминутка
А теперь давайте посолим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте движения за мной:
Тук! Тук! Тук! (ритмичные удары ребром
Раздается в доме стук. ладоней по столу;
Мы капусту нарубили, хватательные движения
Перетерли, обеими руками;
Посолили трем «щепотку»;
И набили плотно в кадку. удары руками по столу;
Все теперь у нас в порядке. отряхиваем руки)
Игра «Разрезные картинки»
Возьмите разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их, что бы овощи стали целыми.
Игра «Узнай на ощупь»
А теперь давайте поиграем. Будем узнавать овощи и фрукты не глядя, на ощупь. Ребенок опускает руку в мешочек с овощами, выбирает овощ и называет его.
Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается на картинке, где изображены три овоща и один фрукт или три фрукта и один овощ угадать, кто лишний и обвести его карандашем:
Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, апельсин, черника.
Игра «Узнай по описанию»
Логопед показывает одному ребенку картинку с овощем или фруктом и просит, не называя, описать его (где растет, какого цвета, какой формы, твердый или мягкий, какой на вкус, что из него готовят), а другие дети угадывают.
«Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Игра «Разложим овощи и фрукты на две корзинки»
А теперь давайте разложим фрукты в одну корзинку, а овощи в другую. По очереди, каждый из вас выбирает на подносе любой фрукт или овощ, называет его и кладет в нужную корзинку.
Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.