12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лидия118
Учитель первой категории, стаж работы - 28 лет
Россия, Карелия респ., Амбарный
2

Педагогический совет "Организация дистанционного обучения в малокомплектной школе: проблемы и возможности"

Педсовет по теме: «Организация дистанционного обучения: проблемы и возможности»


План проведения педсовета:

1. 
«Слагаемые дистанционного обучения» - Корсунова Л.А

2. Из опыта работы организации дистанционного обучения в начальной школе – Ряднева Т.А

3. И
з опыта работы организации дистанционного обучения с среднем и старшем звене – Хардыкайнен ГН

4. 
Из опыта работы организации дистанционного обучения во внеурочной деятельности – Шеренешева ОВ

Выступление Корсуновой ЛА

Дистанционное обучение — одна из основных форм обучения, помогающая контролировать процесс обучения и не прерывать его.

Карантин заставил людей во всём мире кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансирует между работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: мало того, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и осваивать новые технологии. Перед школой был поставлен вопрос: Как организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы это было удобно и ученикам, и учителям?

(вставить методические рекомендации)

Не смотря на преимущества, присущие дистанционному обучению, существуют и проблемы.

Преимущества

Недостатки

Учителя

Адаптация прошла хорошо
Наличие технических устройств

Неудобно преподавать в дистанционном формате
Снижение уровня мотивации учащихся
Неудовлетворенность процессом преподавания
Технические перебои в процессе преподавания
Проверка большого объема выполненных работ
Возможность списать ответы учащимися в интернете

Учащиеся


Удобно заниматься дома
Длительная доступность материала
Наличие технических устройств

Отсутствие помощи учителя
Отсутствие живого общения
Не удобно обучаться в дистанционном формате

Родители


Самостоятельность ученика
Возможность обучаться в удобное время

Отсутствие преимуществ в дистанционном формате
Приходится помогать детям
Приходится разбирать  и объяснять детям учебный материал





Перейдя на дистанционное обучение, мы все столкнулись с рядом проблем.

Одна из первых проблем и важных — это оснащенность рабочего места ученика. Понятно, что на дворе 21 век, но не у всех детей есть компьютеры, планшеты, телефоны, которые способны транслировать видео, аудио материалы в должном качестве и в полном объёме.

Другая сторона этой же проблемы — это доступность интернета. Не у всех есть возможности пользоваться интернетом, так как это дополнительные расходы денежных средств из бюджета семьи, да и тот интернет, который есть недостаточно «скоростной» или же не выдерживает перегрузку в момент «всеобщего обучения».

Вторая проблема — это недостаточная самостоятельность учащихся при работе во время дистанционного обучения. Всем понятно, что за учащимися начальных классов необходим контроль со стороны родителей. Психофизиологические особенности учеников начальной школы не позволяют самостоятельно организовать процесс обучения.

Третья проблема – выполнение всех рекомендаций СанПиН. Они внесли в нашу работу значительные коррективы, такие как — ограничение по времени нахождения ребёнка перед экраном монитора, количество затраченного времени на учебный процесс.

Четвёртая проблема дистанционного обучения - это снижение желания учиться, т. к. у учащихся начальной школы ещё не сформированы саморегулирующие функции. А у родителей нет достаточных знаний, а главное — ВРЕМЕНИ, чтобы контролировать учебный процесс на дистанционном обучении.

Как же было организовано дистанционное обучение в начальной, основной и средней школе? Какие технические возможности для дистанционного обучения в начальных классах существуют?

Выступление Рядневой Т.А.- учителя начальных классов

Организация дистанционного обучения в начальных классах.

Для дистанционного обучения организовывается доступ педагогов образовательной организации к компьютерной технике с выходом в Интернет. При недостаточном техническом оснащении образовательной организации рассматривается возможность организации дистанционного обучения педагогами с использованием домашнего компьютера с выходом в Интернет.

Важно: у каждой семьи должен быть учитель, который практически всегда на связи. У ребёнка имеется ноутбук с камерой и доступ в Интернет. Предусмотрена организация дистанционного обучения с использованием учебников и других материалов на бумажных носителях, а также способы обратной связи и контроля знаний детей, у которых нет компьютера или Интернета.

Технические возможности для дистанционного обучения начальной школы различные. Возможен такой вариант:

-1 классы через Мессенджеры — это программы, которые можно устанавливать как на телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайн, а также для звонков и видео звонков (Вайбер, Вацап);

-2-4 классы В электронном дневнике ежедневно будут выдаваться домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя будут отправлять номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендовать чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий. Учителя также будут отправлять образцы решения новых видов задач, уравнений, действий с величинами, оформление заданий, выполнение грамматических разборов, обозначение орфограмм.

При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:

-онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, видео в социальных сетях «ВКонтакте»«Одноклассники»);

-онлайн-обучение с помощью ЭОР (образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ), ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», видеоколлекции, видео в YouTube).

Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.

Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.

Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях. 

Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.

Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.

Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.

Дается домашнее задание по каждому предмету (кроме первоклассников). Задание может быть в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать учителю.

Школой предоставляются все учебники и учебные материалы в электронном виде, которые нужны для учебного процесса.

Педагогу необходимо контролировать:

-прохождение программы;

-организацию контроля знаний учеников с занесением оценок в электронный журнал;

-соблюдение оптимальной нагрузки на школьников, объёма домашнего задания;

-соблюдение СанПиН.

В конце дистанционного обучения будут проведены административные контрольные работы по результатам дистанционного обучения с выставлением оценок в электронный журнал.

Мы в нашей школе столкнулись с такими проблемами как:

- не у всех обучающихся есть компьютер и выход в Интернет. Приходилось общаться с детьми со страниц родителей в ВК,

- домашние задания выполнялись, фотографировались и высылались в Вайбер и Ватсап.

-Очень редко задания и отчёт домашних работ отправлялись через систему Барс. Выход на платформу и работа осуществлялась не часто.

Отсутствие самодисциплины у школьников (не все учащиеся и не всегда вовремя выполняют и сдают домашнее задание).Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, отсутствие очного общения между учениками и учителем.


Выступление Хардыкайнен Г.Н

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной почте, посредством средств телекоммуникации, а также очно.

Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования. Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;

- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;

- развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной "информационной навигации";

- обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смоделированного материала курса по предмету;

- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;

- обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

- оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.

Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:

- Педагогические. Необходима компьютерная грамотность всех лиц, участвующих в процессе дистанционного обучения.

- Технические. Доступ к интернету. Отдельный небольшой кабинет со специализированной техникой для учителя,

- Психофизиологические. Для учителя это дополнительная нагрузка, наряду с теми программами, которые можно использовать для дистанционного обучения, есть свои трудности. Задания должны быть наглядно-образные.

Проблема в соблюдении баланса доступности и качества дистанционного образования.

Создание налаженной системы организации учебной сознательности учащегося (ребенок в поисках нужной информации «гуляет» с сайта на сайт, уходя от темы).

Учителю, в отличие от очных форм обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников. Увлеченный ученик не хочет ждать определенного времени, отправляя задание или вопрос, он хочет знать результат, ответ прямо сейчас, иначе начинает нервничать, обижаться. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки, второго образования. Опять же при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее.

- Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Все эти проблемы решаемы, как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны.

Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

Прошла обучение по программе «Технология дистанционного обучения» в ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования". В ходе дистанционного обучения познакомилась с платформой Stepic . Это российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков. Позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В процессе обучения обучающиеся могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме. Попробовала сделать свой модуль для обучения детей 5 класса по истории. «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», ссылка на пробный модуль - https://stepik.org/course/70595

Сделала выводы: работа по созданию требует хорошего оборудования, и значительного количества времени на подготовку курса (или модуля ) по своему предмету. Познакомилась и с сайтом Sky smart. Эта платформа дает возможность проверять знания обучающихся как в режиме онлайн так и офлайн. Давала задания на проверку знаний по обществознанию в 6, 7, 8, 9, 10 классе. Отвечали те, у кого хорошо работал интернет. Сервис выдает результат по проведению теста в процентах, которые переводятся в баллы. Имеются задания по истории, обществознанию, математике, русскому языку и некоторым другим предметам. Приложение 1

Пробовала вести урок с использование онлайн доски https://storage.googleapis.com/artlab-public.appspot.com/share/CMI41TO8FVWM.png

Участвовала в 3-х консультациях по организации обучения: Интерактивная проверка знаний, Ментальные карты, Использование ИКТ. Попробовала создавать свои тесты для 5 (Древнейший Рим), 6 классов по истории с помощью универсального сервиса проверки знаний http://4exam.ru/ - это достаточно простая русскоязычная платформа для создания тестов. Для того, чтобы заинтресовать обучающихся пробовала создавать кроссворды (Жизнь в Римской империи) с помощью сервиса LearningApps.org (в приложении 2) http:// Learningapps.org/display?v=p8cb77rnj20

Заключение.

Обучение в дистанционном режиме даст положительные результаты, если:

Хорошее техническое обеспечение.

Будет хороший интернет.

Будет создана хорошая платформа, лучше одна, умные сервисы, чтобы ученики и учителя не потерялись в них.

Ученики будут достаточно мотивированы, ответственны и самостоятельны.

Родители им оказывают поддержку, а не учатся за них.

Учителя постоянно обучаются, как использовать возможности интернета. Материальная поддержка учителей.


Как же была организована внеурочная деятельность при переходе на дистанционное обучение?

Выступление Шеренешевой О.В

Дистанционное обучение по дополнительным общеобразовательным программам.


Дистанционное обучение — это нетрадиционная форма образовательного процесса, при которой взаимодействие педагога с обучающимися осуществляется на расстоянии посредством различных видов опосредованных коммуникаций, представляя собой двусторонний обмен информацией в форме текстов, аудио- или видеозаписей, таблиц, картинок и др. Очевидно, что качество самого дистанционного обучения зависит от многих факторов: от качества используемого методического материала, от формы его представления, от организации непосредственно учебного процесса и многих других.

Хочется отметить, что такое обучение, не может заменить очные формы, особенно среди детей младшей возрастной категории, когда у них происходит становление мелкой моторики, мыслительных процессов, развитие ребенка, как личности. Обучение может происходить только в непосредственном контакте с педагогом, мастером, когда ремесло передается из рук в руки, из уст в уста.

Но в связи с пандемией учреждение и педагоги оказались в ситуации необходимости перехода к использованию дистанционного обучения. Процесс перестроения на дистанционные формы обучения был достаточно сложным, особенно, на наш взгляд, это касалось художественной направленности дополнительного образования и, в частности, — реализации дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному искусству, танцам. Введение дистанционного обучения для детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ данной направленности может рассматриваться только как временное явление, и положительные результаты возможны лишь при определенных условиях: если ребенок уже получил определенный опыт и навыки в данном виде творчества на очных занятиях, т.е. у него уже есть хотя бы начальная база; если у ребенка есть желание, потребность заниматься творчеством; если у ребенка есть поддержка и участие со стороны родителей, близких.

Можно считать в определенном смысле везением то, что переход на дистанционное обучение произошел во второй половине учебного года, то есть была заложена необходимая основа, что создавало меньше проблем при переходе к дистанционному обучению как для педагога, так и для детей.

Выбор оптимальных технологий удаленного освоения дополнительной программы напрямую зависит от социально-психологических особенностей обучающихся каждой возрастной группы.

Дистанционное обучение в дополнительном образовании особенно актуально:

- для поддержки мотивации обучения у детей современного цифрового поколения;

- для использования в образовательном процессе дополнительных ресурсов обучения, частичной или полной цифровизации дополнительных общеобразовательных программ;

- для охвата дополнительным образованием ребят, территориально удаленных от места реализации программы;

- для предоставления возможностей освоения дополнительных общеобразовательных программ детям с ограниченными возможностями здоровья;

- для продолжения обучения в периоды действия ограничительных мероприятий (погодные условия, эпидемиологическая обстановка, состояние здоровья и др.).

Отметим существование и негативных тенденций внедрения дистанционного обучения:

- отсутствие живого общения и эмоционального контакта, обучающихся и педагога, что особенно важно при работе с детьми от 6-х до 16-ти лет, а ведь для многих ребят именно реальное общение с педагогом является источником психологического благополучия и эмоционального комфорта;

- недостатки материально-технического оснащения дополнительного образования, ограниченность информационных ресурсов (компьютерная техника, доступ в Интернет);

слабая самодисциплина, самостоятельность и осознанность обучения у детей;

- несоответствующий потребностям дистанционного обучения уровень содержания материала дополнительных общеобразовательных программ.

Успешное внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании является перспективным направлением работы и делает необходимым обновление многих направлений деятельности учреждения. Так, существующие учебно-методические ресурсы не позволяют с успехом внедрять дистанционное обучение в образовательный процесс. Недостаточным является уровень профессиональных компетенций педагогических работников при использовании дистанционных технологий. Необходимо организовать процесс переподготовки, обучить педагогов проектированию дистанционных программ. Одним из удобных ресурсов является виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. В системе Moodle педагог может создать и разместить свой курс, взаимодействовать с обучающимися, а также полностью контролировать процесс обучении. Платформа позволяет размещать все необходимые учебные ресурсы.

В нашей школе реализуются 9 дополнительных общеобразовательных программ трех основных направленностей дополнительного образования.

Решено было не изменять программы, а лишь скорректировать формы подачи материала. При обучении младших школьников и учащихся среднего звена необходим непосредственный контакт с педагогом, т.е. им необходимо его видеть или слышать. Значит, нужно снимать видео мастер-классов, проводить онлайн- конференции и т.п. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, а еще лучше — то, как педагог сам выполняет то или иное действие. Так как в нашем поселке плохая связь, то и возможности проводить, занятия с использование собственных видеоматериалов не было.

Приходилось использовать презентационную форму подачи материала.

Несомненно, будущее дополнительного образования за активным использованием дистанционного обучения. Умелое сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий позволит повысить интерес к дополнительным общеобразовательным программам и достичь основной стратегической цели дополнительного образования — воспитания личности, готовой к саморазвитию, самообучению, использованию полученных знаний на практике.

Вывод

В целом школа готова работать в дистанционном режиме не только в условиях карантина, но и обычном режиме. Технологию дистанционного обучения можно использовать для работы с учениками, находящимися на домашнем обучении, при работе с одаренными и слабоуспевающими учениками, во время температурных режимов.
 

Решение педсовета



1) Обеспечить единство требований к проведению онлайн-занятий и   перейти на фиксированное время учебных занятий в режиме дистанционного обучения .

2) Соблюдать единые требования к вопросу оценивания знаний учащихся.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.