Типичные проблемы дистанционного обучения
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Паршинцев Дмитрий Валерьевич, заместитель директора
МАОУ СШ №59 «Перспектива» г. Липецка
Рассмотрено дистанционное обучение с точки зрения доступности, проведено сравнение достоинств и недостатков и обозначены перспективы использования и применения электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, образование.
TYPICAL PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING
Parshintsev Dmitry Valerievich, Deputy Director
MAOU SS №59 «Perspective», Lipetsk
Distance learning is considered from the point of view of accessibility, a comparison of advantages and disadvantages is carried out, and the prospects for the use and application of electronic educational resources are outlined.
Система дистанционного образования (System Distance education.SDE) предлагает равные возможности для школьников, студентов, гражданских и военных экспертов, безработных во всех регионах страны и за рубежом для реализации права человека на образование и информацию. Эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Система управления обучением (Learning Management System.LMS) соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, в которых во главу угла ставятся потребности каждого человека.
Термин «дистанционное обучение» до окончания пребывания отсутствует в русскоязычной и англоязычной учебной литературе. Существуют такие варианты, как «Remote Education» (дистанционное обучение), «distance learning» (дистанционное обучение). Некоторые зарубежные исследователи играют особую роль в дистанционном обучении в сфере телекоммуникаций, определяя его как tele-education (телеобразование). Но все же наиболее часто употребляемый термин «дистанционное обучение». Технологические основы дистанционного обучения в форме дистанционного обучения зародились в начале 20 века. Сегодня заочно можно получить высшее образование, выучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.п. Однако из-за не налаженного взаимодействия преподавателей и студентов, а также отсутствия контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в промежутках между сессиями и экзаменов качество такой подготовки хуже, чем то, что можно получить при очной форме обучения. Современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной образовательной информации на равной основе, а иногда и более эффективно, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, а также качество преподавания при дистанционном обучении часто намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступный через Интернет с использованием интерфейсов Mosaic и WWW, могут не только обеспечить активное вовлечение студентов в процесс обучения, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, изображения и текста создает новую чрезвычайно богатую по своим возможностям среду обучения, которая будет увеличиваться по мере развития и степени вовлеченности студентов в процесс обучения. Интерактивные функции, используемые в программах LMS и системах доставки, позволяют корректировать информацию и даже поощрять обратную связь и диалог для обеспечения постоянной поддержки, что невозможно в большинстве традиционных систем обучения. Основными составляющими при внедрении дистанционного обучения являются:
введение в предмет;
форма обучения;
режим обучения;
технологические средства;
бюджет.
Как правило, внедрение дистанционного обучения определенного уровня основано на существующей инфраструктуре, включая наличие базовой и традиционной учебной схемы учебного заведения. Ведь большинство людей интуитивно видят внедрение новых технологий для механического переноса традиционных способов организации учебного процесса на новую технологическую базу. Эту точку зрения нельзя игнорировать при организации дистанционного обучения как субъектов образовательного процесса, поскольку учителя и администраторы - это люди, рассматривающие дистанционное обучение как продолжение очного обучения и знающие свой предмет с точки зрения традиционного образовательного процесс. Поэтому важно определить, что является предметом реализации с точки зрения обучения. Рассмотрим варианты:
отдельно взятый учебный курс;
множественные автономные учебные курсы;
сопутствующие курсы в рамках образовательной траектории;
вся система дистанционного образования в целом.
Выбор того или иного варианта во многом зависит от самого человека. При выборе в качестве предмета введения индивидуального курса обучения затраты на курс будут минимальными, при самостоятельном введении учитывается мотивированный преподаватель и конкретные аспекты его работы со своими учениками. В случае развертывания дистанционного обучения необходимо наладить всю цепочку процесса обучения, начиная с поддержки единого дистанционного курса и заканчивая компонентами, связанными с составлением и оптимизацией расписания с учетом различных форм обучения, все стандартные и нестандартные ситуации, с учетом показателей, курсов взаимоотношений и т. д. В целом задача непростая и без воли и материальной поддержки руководства не решается.
Следующий параметр - это форма обучения. Традиционно к ним относятся: очное, вечернее и дистанционное обучение. При дистанционном обучении есть свои формы обучения. Ученик и преподаватель присутствуют в процессе обучения как параллельно, используя средства коммуникации и, соответственно, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (онлайн), так и последовательно, когда ученик выполняет какую-либо работу самостоятельно (офлайн). Система дистанционного обучения может использовать либо две формы взаимодействия (параллельное и последовательное), либо может быть построена как по одному принципу, так и по-другому. Выбор формы будет определяться конкретными видами занятий, объемом курсов и ролью преподавателя в них. Третий вариант - режим обучения. К ним относятся способы взаимодействия студентов друг с другом как в рамках учебной группы, так и в рамках работы в малых группах. К технологиям следует отнести те решения, которые влияют на доставку учебного материала для студентов, организацию обратной связи и сертификации, общение преподавателей и студентов и управление учебным процессом. Собственно говоря, есть технические средства практически всех компонентов дистанционного обучения.
Другой аспект связан с режимом преподавателей, участвующих в обеспечении и содержании учебных курсов. Всегда учитель работает? Стоит ли обеспечивать процесс обучения? Нам нужен учитель для ведения курса или нужны его помощники? Сколько? Поддерживается ли курс обучения на постоянной дистанции или через определенные временные интервалы (в начале конца семестра)? Это вопросы, на которые необходимо ответить при рассмотрении того или иного варианта дистанционного обучения. В заключение хотелось бы упомянуть о проблемах, с которыми придется столкнуться при внедрении курсов дистанционного обучения или системы дистанционного обучения. К ним относится необходимость того, чтобы авторы структурировали свои собственные курсы учебного материала, неизбежно адаптируя его к требованиям персонального компьютера. Для многих людей (особенно гуманитарного склада) этот процесс неочевиден и крайне болезнен. Консерватизм педагогического коллектива - не менее сложная проблема. Он относится к числу организационных и может привести к фатальным последствиям для внедрения дистанционного обучения в школе. Лень технического персонала, в обязанности которого входит развертывание дистанционного обучения. Мы сталкиваемся с тем, что человек, в ведении которого находятся технологические вопросы, уделяет чрезмерное количество времени обсуждению вариантов, вместо этого занимая проактивную позицию.
Поэтому для развертывания дистанционного обучения требуется грамотный человек. Противодействие тем, кому поручено внедрение дистанционного обучения. Если преподаватель вводит отдельные компоненты дистанционного обучения, он может сказать, что это нужно делать в рамках корпоративного стандарта образовательного учреждения (а когда выйдет этот стандарт, никто не знает!) или что это методологически сомнительно. Если решать проблему в рамках учреждения, то наверняка найдутся люди (обычно действительно ничего не делают, кроме любви к разговору), которые заявят, что все это ерунда и нужно делать иначе. Необходимость постоянного поддержания курса. Некоторые считают, что после введения дистанционного обучения оно не требует обслуживания. Это не так. Вам нужно будет убедить других в необходимости фиксированных затрат для поддержания и развития области дистанционного обучения.
Список используемых источников
Agzamov A., Anvarov A., Shakirov K. Economic reform and investment priorities in the Republic of Uzbekistan //Comparative Economic Studies. — 1995. — Т. 37. — №. 3. — С. 27–38.
Anvarov A., Tojaxmedova I., Azimova D. System of Assessment in Namangan Engineering Pedagogical Institute //YOUNG SCIENTIST USA. — 2015. — С. 51.
Анваров, Aлишер. «Staff development aspects of Namangan engineering pedagogical institute». «Молодой ученый» № 12 (92) / 2015 ISSN 2072–0297 (2015): 705–707.
Паршинцев Дмитрий Валерьевич