12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кутявина Галина Петровна524
Россия, Пермский край, Чайковский

Кутявина Г.П., учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. Большой Букор Чайковский муниципальный район

Пермский край

 

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности в малокомплектной школе

В наше время, когда деятельность учителя и ученика регламентируется ФГОСами и законом «об Образовании» многие учителя не совсем понимают, как и что нужно делать. Не так давно проектная и исследовательская деятельность в школе считалась инновационной, сложной и занимались ею единицы. Теперь стандарты изменились, «проект» и «исследование» теперь не считают инновационным, даже наоборот. Сегодня учителей меряют проектами и исследовательскими работами. Плохо ли это? На данный вопрос каждый должен ответить сам. Лично я ответила себе на этот вопрос еще будучи ученицей старших классов. В те времена исследованиями занимались мало, конкурсов было не много и учителя не хотели браться за дополнительную работу. Однако, мне повезло в моей жизни была прекрасная учительница истории, которая научила меня оформлять мысли на бумаге, анализировать источники и выступать, не бояться высказать свою мысль. Наверно, вы подумаете, что я прекрасно писала и везде побеждала, но это не так. Сначала мне было очень сложно, слова не поддавались мне, а сложные термины пугали. Свое первое выступление на публику я вообще помню плохо. Но со временем у меня стало получаться, я перестала бояться, научилась грамотно выражаться и перестала путать термины. Итогом наших совместных стараний стала моя победа на краевой конференции учебно-исследовательских работ учащихся. Иногда победа не так важна, как сам путь к ней, сказал кто-то из великих писателей, в тот день когда я выиграла я поняла, что победа ничто. Самое важное я узнала, когда шла к своей победе, этими знаниями я пользовалась на протяжении пяти лет учебы в университете и пользуюсь теперь, когда учусь в магистратуре, но чаще всего я пользуюсь этими знаниями, когда помогаю писать исследования учащимся. Сейчас я уже сама педагог и написание исследований входит в мою обязанность, я консультирую и курирую учеников на этом сложном пути – исследования.

В наше время написание исследования считается полезным навыком, и с этим сложно поспорить, но очень сложно организовать исследовательскую деятельность ребенка в школе. Для более конкретного примера, я опишу Вам пример школы, в которой я сейчас работаю. Это небольшая, малокомплектная сельская школа, она удалена от районного центра на 19 километров. Наша материально-техническая база довольно слабая, у нас плохой непостоянный интернет, маленький компьютерный класс, дети плохо подкованы в плане информационных технологий. Картинка совсем не радужная, скажете вы? Но, нет. Ежегодно мы готовим не менее 10 участников на районную конференцию учебно-исследовательских работ. На институциональном уровне участников обычно более 40 с учетом всех ступеней обучения. За последние два года мы увеличили количество учащихся с 5-10 до 40, каким образом нам это удалось? Все очень просто. Мы в корне поменяли модель исследовательской и проектной деятельности в школе. Если раньше данную работу вели некоторые учителя и все было по желанию, т.е. работа была хаотичной, то теперь у нас появилась система.

Во-первых, мы разделили учеников на группы и закрепили за каждой группой куратора.

Во-вторых, мы разделили исследовательскую деятельность по направлениям.

В-третьих, учителя кураторы, которые отвечают за направление прошли курсы повышения квалификации, они являются членами жюри районных конференций.

В-четвертых, на ступени начального образования учителя начали работать не только с детьми, но и с родителями. В начальной школе проводятся свои мини-конференции, и они отбирают лучшие работы на школьную конференцию. Учителя-кураторы, которые работаю в старшей школе выступают консультантами для учеников начальной школы.

В –пятых, при написании исследовательских работ мы стали активно привлекать социальных партнеров, например, библиотеки, музеи, галереи и т.д.

Для большей наглядности можно ознакомиться со схемами учебно-исследовательской деятельности в нашей школе (Рисунок 1 и Рисунок 2).

Таким образом, при массе проблем и нехватке ресурсов мы год от года проводим школьные конференции, пишем интересные работы и не даем погаснут интересу наших учеников. Сложности возникают всегда, но мы находим ресурсы для их решения и сегодня можем гордится всероссийскими и краевыми призерами и постоянно-увеличивающимся числом участников на районном и институциональном этапах.


 

Рисунок 1. Учебно-исследовательская деятельность в основной школе с 5-9 класс

Рисунок 2. Учебно-исследовательская деятельность в школе на ступени начального обучения

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.