12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2100
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
3

Педагогическое общение и мотивация учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО



/data/edu/files/o1464619934.pptx (Педагогическое общение и мотивация учащихся в условиях внедр)

Слайд №1

Педагогическое общение и мотивация учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО

 

Слайд №2

Различные новые подходы в педагогической практике с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.

«Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей».

А. Адлер

 

Слайд №3

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

В структуре воздействий преподавателей высокого уровня деятельности на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателя низкого уровня деятельности—дисциплинирующего. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины. Беспорядок возникает там, где нет организации. Можно сказать и по-другому. Беспорядок возникает не потому, что люди анархичны и хаотичны, а потому, что их деятельность бывает плохо организована.

Исследования учёных показывают, что среднее количество дисциплинарных воздействий за одно занятие у преподавателя высокого уровня деятельности равно 17, а у преподавателя низкого уровня деятельности — 69.Таким образом, при высоком уровне деятельности воздействий производится меньше, но сами по себе они эффективнее.

Анализируя данные исследований, остается только поражаться, каким образом педагоги низкого уровня деятельности умудряются за 45 минут урока осуществить 69 вербальных воздействий на учащихся. Вероятно, в ходе урока то и дело звучат многочисленные замечания, указания и т. д

Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней деятельности отличается не только количественно. Учёными установлено, что чаще всего преподаватели высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподаватели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников.

 

Слайд №4

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного эксперимента. Этот опыт, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что «Я-концепция» зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Первое: учитель верил, что ребенок, в самом деле, способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Открыв такие способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы. Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, которое позволяет эффективно развивать эти способности.

 

Слайд №5

Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона», которое восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой женщине сделало чудо. «Эффект Пигмалиона» формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Спроецируем эту закономерность на нашу тему «Я-концепции». Итак, если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может

 

Слайд №6

Эффективное и неэффективное поощрение (по П.Массену, Дж. Конджеру и др.)

Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

1. Осуществляется постоянно

1. Осуществляется от случая к случаю

2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

2. Делается в общих чертах

3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося

3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося

4. Учитель поощряет достижение определенных результатов

4. Учитель отмечает участие в работе вообще

5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов

5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость

6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов

6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование

7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося

7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других

8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям

8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся

9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь

9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств

10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения

10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д.

11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося

11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя

12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено

12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы

 

Слайд №10

Остановимся подробнее на методике преподавания под названием Эффект Пигмалиона. Данная методика может помочь нам повысить успеваемость отстающих учащихся, а также улучшить достижения успевающих учеников. В некоторой степени она является сестрой того, что мы называем "ситуация успешности".

Многие из нас думают, что способны определить характер ребенка с первого взгляда. Порой, кажется, что вы можете понять, как себя проявит ребенок, которого вы видите впервые, в школе.

Попробуйте выполнить такое упражнение. Представьте, что вы сейчас не читаете эту статью о том, что педагогические ожидания по отношению к ученикам, являются огромной силой. Просто запишите первые описательные мысли, которые приходят вам в голову, когда вы думаете о следующих типах личностей. Будьте честны с собой!

Итак, какими словами вы можете описать следующих людей:
1. Подросток из семьи, имеющей связи в правительстве
2. Очень полная девочка
3. Младший школьник, единственный ребенок в богатой семье
4. Ученик средних классов, братья и сестра которого учитилсь у вас и были задирами
5. Подросток, очень худой, хрупкий, негармоничный телом для своего возраста.

Первое впечатление есть формирующее впечатление

Вы уловили себя на мысли, что заведомо ожидаете от каждого из описанных детей конкретного поведения, успехов, отношений со сверстниками? Скорее всего, да.

Суть эффекта Пигмалиона в том, что как только ученик был раньше времени "помечен" задирой, неучем, шансы на то, что ваши негативные ожидания оправдаются, неимоверно возрастают. В таком случае этот эффект будет работать против ученика. С другой стороны, вы можете "пометить" учащегося как хорошего школьника, коммуникабельного, трудоспособного. Тем самым вы увеличите его шансы на то, что он таким и будет. Учителя гораздо чаще добиваются от учеников того, чего от них ожидают!

В качестве примера приведем такой случай: ребенок, от которого вы не ожидали хорошего результата на контрольной, получает максимальный балл. Будете ли вы искать причины, почему это могло случиться? Будете ли пересчитывать его баллы? Сравните ли результаты текста этого ребенка с результатами теста соседа по парте? Остается ли вероятность, что итоговый балл этого ученика все же изменится даже без объективных на то причин или без стопроцентных доказательств его жульничества?

Главная функция пророчества -- не в предсказании будущего, а в достижении наших ожиданий. Это утвреждение гласит, что наше будущее, как правило, зависит от наших ожиданий от самих себя. Отсюда и идея, что будущее учеников также зависит и от тех, кто принимает непосредственное участие в их развитии -- учителей и родителей.

 

Слайд №11

История и механизмы эффекта Пигмалиона

Эффект Пигмалеона впервые был озвучен Робертом К. Мертоном, который в 1928 году предположил, что "если человек определяет ситуацию как осуществимую, она становится осуществленной в последствии".

Принцип работает следующим образом:
1. Учитель формирует ожидания
2. Опираясь на эти ожидания, учитель влияет на ребенка соответствующим образом
3. Поведение педагога говорит каждому ученику, что от него ожидают
4. Если это поведение довольно ярко выражено (пускай даже незаметно), оно, как правило, формирует поведение учащихся и их достижения
5. Со временем поведение ученика все более будет соответствовать тому, чего от него ожидают

Так как шаги 3--5 являются повторением шагов 1--2, рассмотрим только первые два.

Учитель формирует ожидания

Учитель определяет свои ожидания от ученков даже в первый их день в школе. Что на это влияет? На основании исследований 1987 года по этой тематике были выделены такие факторы, как: характеристики тела, пол, раса, национальной, имя и фамилия, привлекательность, диалект, демографический уровень. Получается, что в начале общения мы воспринимаем ученика не таким, каким он является, а таким, каким мы его представляем. И часто эти представления остаются навсегда, являясь ложными.

Как показали исследования, чаще всего люди ожидают схожего поведения или качеств от одних и тех же людей. Объясняется это наличием стереотипов: мускулистый человек может работать строителем или спортсменом, красивый человек будет приятен в общении, имя человека определяет его характер и так далее.

Подобным образом, стоит заметить, и ученики формируют свои ожидания от учителей.

 

Слайд №12

Педагог действует согласно ожиданиям

Различные ожидания обычно приводят к различным видам влияния. Выделяются их 4 вида.

КЛИМАТ: невербальное, социоэмоциональное влияние (улыбка, кивки, контакт глаз).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: похвала, критика, оценка.

ПЕРЕДАЧА: учитель учит, как правило, больше тех, от кого большего ожидает.

ПОЛУЧЕНИЕ: учитель предоставляет, как правило, больше возможностей проявить себя тем, от кого большего ожидает.

 

Слайд №13

Лишь учитель, который осознает действие этих факторов на его деятельность, может позитивно ими воспользоваться. Даже если педагог не считает, что данный ребенок способен на большее, он может, по крайней мере действовать так, как если бы он имел такие повышенные ожидания. Кто знает, может, учитель сможет убедить в своих ожиданиях ученика, а потом и самого себя.

 

Слайд №14

10 эффективных способов мотивации учеников на уроках

1. Поощряйте учеников

Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей, проводите еженедельные награждения лучших учеников в классе, ведите колонку с доской почета в школьной газете. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.

2. Ожидайте от учеников лучшего

Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение.

3. Распространяйте энтузиазм, как вирус

Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их.

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке

Не проводите уроки однообразно день ото дня. Конечно, так вы сможете приучить детей к определенному порядку, установить четкие рамки и нормы. Однако строгое следование "инструкциям" не позволит вашим ученикам обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться.

5. Назначайте работу по классу

Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями. Например:
- вести колонку класса в школьной газете;
- завести интернет-блог класса;
- присматривать за растениями в класса;
- пиар (пригласить интересных людей на классный час или урок);
- рутинная работа по классу.

6. Распределяйте полномочия и ответственность

Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). Распределяйте обязанности, давайте ученикам возможность определения хода урока, давайте им немного дополнительных прав.

7. Урок в вольной форме

Позвольте раз в неделю ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока (или всего учебного дня) или проводите голосования по этому вопросу (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).

8. Соотносите ваш урок с действительностью

Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.

9. Озвучивайте цели класса заранее

В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Вы можете даже визуально их оформить. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.

10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Вы можете вести классную доску успеха, на которой напротив каждой фамилии ученика вывешивать символические звездочки за положительную деятельность во внеурочное время. Объявляйте и награждайте победителей раз в определенный промежуток времени (обнуляйте при этом рейтинг, чтобы у отстающих ребят снова появился шанс).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.