Доклад «Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО, в условиях перехода к ФГОС ООО»

2
0
Материал опубликован 26 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области


 


 


 


 


 

ДОКЛАД

«Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО, в условиях перехода к ФГОС ООО»

 

 

 

 

                     подготовила

                                              учитель начальных классов  

                                                    Пантелеева Наталья Ивановна    

 

 

 

 

2016 г. 

 

 

Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика

нет желания учиться.

Василий Александрович Сухомлинский

              Особое место в процессе реформирования российского образования, в том числе внедрения стандартов нового поколения, отведено учителю. Сегодня именно он в своей работе с учениками должен найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразия, с другой. Современный учитель должен сделать ставку на полноценное формирование креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность даёт возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. По своей сути универсальные учебные действия приобретают смысл «ключевых образовательных компетенций». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам учащихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.

          Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

              С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

                Но современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

-резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

      И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответы на вопросы «Как обучать в новых условиях?» « Как удержать интерес современного ученика?»

        Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Очень важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Что же касается самих школьников, то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение. Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. Дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела. Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.

           В чем же причины не желания учиться? Таких причин не мало. Обозначу лишь некоторые из них:

- умственная недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом;

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;

- громадность и сложность школьного материала подлежащего усвоению и запоминанию;

- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

- однообразие школьной жизни и учебного процесса;

- бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни;

- однообразно авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;

- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.

      Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, я провела опрос среди учащихся своего класса и задала два главных вопроса: зачем ты ходишь в школу? С удовольствием ли ты идёшь в школу?

На основе проведенной диагностики учебной мотивации школьников мною было выяснено, что на 1 месте – позиция школьника (35.2%) - (6 чел.) баллов было отдано тому, что хорошо учиться, посещать школу – гражданская обязанность.

На 2 месте - коммуникативные мотивы (29,4 %) – (5 чел.) т.е. в школе преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение, хотя считают, что успехи в учебе – немаловажная основа для уважения и признания в классе.

На 3 месте – было поставлено жизненное самоопределение (23,5 %) – (4 чел.), т.е.  учащиеся обращают внимание, что без хорошего образования не смогут получить достойную работу, добиться жизненного успеха.

На 4-м месте – эмоциональные мотивы и мотивы саморазвития (11, 7 %)- 2 чел. Учащиеся также понимают важность знаний, так как, по их мнению знания развивают ум, смекалку, сообразительность и помогают стать интересным и культурным человеком.

              Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто  учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

           Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)

Возраст

Характеристика мотивации

Дошкольники

Потребность в новых впечатлениях.

Потребность в учении как новой деятельности.

Потребность заслужить похвалу взрослых.

Потребность стать лучшим, стать отличником.

Начальная школа

Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию).

Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу.

Мотив избегания санкций, то есть наказания.

Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся).

Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная.

Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.

Подростковая школа

Стойкий интерес к определенному предмету.

Мотив избегания неудачи.

Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.

Познавательный интерес только у высокомотивиованных.

Мотив достижения успеха в учебе не развивается.

Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа

Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.

Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).

Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.

Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.

Внутренняя, собственная мотивация.

   Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии и способствует повышению качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими  активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования. 

    Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Учет уровня развития учебной мотивации в педагогической деятельности, владение приемами и методами формирования мотивационной сферы обучающихся позволит учителю избежать многих проблем и трудностей в учебно-воспитательном процессе.

        Учащиеся моего класса также  считают, что мотивами,  побуждающими, к учебной                 деятельности являются:

Групповая работа на уроке

Хорошая оценка

Интерес к предмету

Личность учителя

Похвала родителей, учителей

Практическая направленность знаний

       Таким образом, на основании результатов опроса, из существующего  арсенала  форм и методов стимулирования и мотивации познавательной учебной  деятельности можно выбрать интерес к предмету, а именно познавательный интерес.   Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо  на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

      Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику  хочется так делать или поступать всегда).

     Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы.

      Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

       Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

       Характер и результат его познавательной деятельности  зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

       С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься учением. Нет, задача стимула совсем иная - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.

     Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса.

Их можно выделить три:

1) познавательный интерес как стимул, средство обучения;

2)познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3)познавательный интерес как устойчивая черта личности.

 В психологии и педагогике известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

      Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом парами, группами.

   Принцип набора учащихся при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

    Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В  таких  случаях  использую приём “Привлекательная цель”.

4. Проблемность обучения.

      На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. В своей педагогической деятельности при обучении, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

       Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

        Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

5.Опора на типичные общечеловеческие потребности.

       Новое, скрытое, неизвестное   всегда притягивает воображение и стимулирует познание. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

6. Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.

     За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса,комнаты, средний возраст членов семьи.

       Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

7.Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

8.Использование игр и включение игровых, занимательных   элементов в школьные занятия.

  Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе.  Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем

   При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Аукцион ”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

  Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне помогают занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”.

Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование. Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

      Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Дети любят сами придумывать и загадывать свои загадки.

       Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

        Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Стараюсь сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено.

     Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

∙  подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

∙  придумать слова и словосочетания на тему;

 ∙ составить предложения с заданным словом;

∙ составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

∙ составить рассказ по вопросам, по картинкам;

∙  нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;

∙  озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.

9.Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

     Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Учитель»

Убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

10.Опора на возрастные потребности.

      Младшие школьники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.

        Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.

11. Опора на индивидуальные потребности.

     Сложность заключается в том, чтобы знать и помнить об интересах и увлечениях детей. В своей работе я использую разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты.

12.Опора на специфические потребности мальчиков и девочек.

    Стимулирование познавательной активности школьников может учитывать особенности их интересов. Мальчики проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике. Девочек больше интересуют взаимоотношения людей, всевозможные моды, проблемы искусства. Можно стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.

13.Стимулирующая роль организации учебного процесса.

   Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Обращаю внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке.  Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, стараюсь предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников со мной, как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые я использую для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними:  научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание  научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, виртуальные поездки, экспедиции, экскурсии.

14. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования.

     Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты бывают самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта участвует как один ученик, так и группа ребят.

15.Применение различных технологий, в том числе и ИКТ технологий.

   Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Как я применяю  ИКТ?

1.Тему урока представляю  на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, изучаемой темы.  

2.Использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

 3.Как информационно-обучающее пособие

4.Для контроля знаний

16. Создание благоприятных условий для учебной деятельности.

    От окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность. Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе не меньше, чем театру или дому культуры. Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Кроме этого, на каждом уроке следует создавать атмосферу  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика – переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).

     Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.

   Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. 

    Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

     Считаю, что повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

  

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

         1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2010.

2.Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования   творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.

3. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2008.-№6.- С.19-21.

4.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2013.

5.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации