Презентация «Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО, в условиях перехода к ФГОС ООО»

0
0
Материал опубликован 10 November 2017 в группе

Предварительный просмотр презентации

«Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО, в условиях перехода к ФГОС ООО.(Из опыта работы)» Подготовила учитель начальных классов Пантелеева Н.И. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области

2011 г. Мы в первом классе!

Цель образования ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения,  в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями,  чтобы уметь решать любые задачи. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Современные дети -резко возросла информированность детей; -относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления; - ограниченность общения со сверстниками.

Только с помощью действия Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика?

"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"

 «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».  «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». В.А.Сухомлинский

Почему дети не хотят учиться? 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. 2. Громадность 3. Отвлекающие факторы материала для полнокровной детской заучивания . жизни. 4. Однообразие 5. Упорно-однообразная жизни и учебного авторитарная позиция процесса учителей и родителей. 6. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Результаты диагностики:

Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность»

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Дошкольники Характеристика мотивации Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности. Потребность заслужить похвалу взрослых. Потребность стать лучшим, стать отличником.

Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.

Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивиованных. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены: значимый, интересный для них материал ; задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»; предлагаются задания с очевидным результатом; возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся; продумать «изюминку» урока.

Мотивы,  побуждающие к учебной                 деятельности : Групповая работа на уроке. Хорошая оценка. Интерес к предмету. Личность учителя. Похвала родителей, учителей. Практическая направленность знаний.

Таким образом, на основании результатов опроса, из существующего  арсенала  форм и методов стимулирования и мотивации познавательной учебной  деятельности можно выбрать интерес к предмету, а именно познавательный интерес.    Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического труда. процесса.

Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как  направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение  знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой. Мотивация - склонность, предрасположенность к действию.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Внеклассное мероприятие «Осенины» 4 класс

Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса. 1) познавательный интерес как стимул, средство обучения; 2)познавательный интерес как мотив учебной деятельности; 3)познавательный интерес как устойчивая черта личности.

Способ раскрытия учебного материала. Усвоение детьми понятий на  другом качественном уровне: было: я выучил и поэтому знаю; стало: я знаю не все,  но я знаю,  как это  можно вычислить   или  где это можно узнать.

Организация работы над предметом малыми группами. Участие в реализации инновационного проекта. « Создание педагогической системы, обеспечиваю-щей социализацию личности учащихся»

Отношение между мотивом и целью.

Проблемность обучения.

Опора на типичные общечеловеческие потребности. Практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.

Противоречивость материала

Использование игр и включение игровых, занимательных   элементов в школьные занятия.

Создание ситуации успеха

Опора на возрастные, индивидуальные потребности Занятия внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»

Опора на специфические потребности. Внеурочная деятельность ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина Выставка «Русские народные куклы» «Добрый мир»

Организация учебного процесса

Проектная деятельность

Применение различных технологий, в том числе и ИКТ технологий. Урок математики Урок литературного чтения Урок русского языка

Создание благоприятных условий для учебной деятельности Наши внеклассные мероприятия

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса, обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и применение методов проблемно-развивающего характера, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, система работы по воспитанию приёмов самообразования. Совместные мероприятия. В школьной библиотеке Проектная деятельность

Мотивация - это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности Проектная деятельность

Основные виды воздействия должны быть  направлены на: актуализацию ранее сложившихся мотивов учения и социализации; на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов и появления новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок. Начало урока. Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться  в учебную деятельность. Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление  и усиление мотивации. На завершающей стадии необходимо обеспечить выход  с положительным опытом, с положительной установкой на учение.

Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.

мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности отсутствие мотивов приводит к снижению успеваемости, деградации личности через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемых через мотивацию формируется отношение учащихся к учебному предмету и осознается его значимость для личностного развития через формирование положительной мотивации можно улучшать качественные показатели познавательных процессов

Обращение к тебе, Учитель! Нет педагогической панацеи. Нет одного «самого главного» приема. Радуга из одного цвета - нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником.Т акже и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок- как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации