Выступление «ИКТ на уроках технологии в условиях введения ФГОС ООО»
Пояснительная записка к презентации
Свое выступление хочу начать со слов
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
(слайд 2-3) пословицы и высказывания
Сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся, а для учителей стали нормой работы.
( слайд 4)
Сейчас термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». И если ранее формирование ИКТ компетентности учащихся шло только на уроках информатики, то в стандартах 2 поколения оно реализуется практически на всех учебных предметах.
(слайд 5)
Прежде чем начать использовать на уроках ИКТ психолог –педагог провела диагностику по выявлению начального уровня ИКТ – компетентности
( слайд 6)
Использование возможностей компьютерной техники и технологий стало реальной потребностью, потому что позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
( слайд7)
Применение современных информационных технологий на уроках технологии для учителя это:
Средство формирования устойчивого интереса учащихся к предмету
Средство поиска и подачи материала
Средство самообразования
Средство для организации контроля
Средство формирования УУД
(Слайд 8)
Роль учителя в настоящее время сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.
( слайд 9)
Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе, являются:
— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MSpowerpoint
(Слайд 10)
— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
(слайд 11)
— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
( слайд 12 )
Я применяю ИКТ по следующим направлениям:
построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, видеороликов.
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
3 организация и проведение практических работ
6. использование ресурсов интернет.
7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
( слайд 13)
Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на уроках является создание и использование мультимедийных презентаций. В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 80 % информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.
( слайд 14)
ММП я рассматриваю как дидактическое средство обучения.
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их наглядность, компактность и интерактивность.
( слайд 15)
Использую мультимедийные презентации на разных этапах изучения темы. Рассмотрим область применения ИКТ
При закреплении материала
При изложении нового материала
Для самостоятельной работы учащихся
Для контроля знаний
Во внеклассной и внеурочной деятельности
Предлагаю рассмотреть возможность применения ИКТ на уроках технологии в 5 классе.
( слайд 16)
Урок введения в тему. Показываю значимость учебного материала, рассказываю о практической работе, изделиях, которые будут выполнять учащиеся. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого использую презентации, видеофильмы. Например, « Путешествие в страну Технология»
( слайд 17)
Урок изучения нового материала.
При объяснении нового материала теоретическая часть многих тем предусматривает поиск дополнительных сведений. Уже начиная с 5 класса, я даю учащимся задания по поиску дополнительной информации. Например, при изучении темы «Производство текстильных волокон», предлагаю своим учащимся подготовить презентацию на тему «Натуральные волокна», используя различные источники информации (фото)
( слайд 18)
Урок-практикум. На уроке ставлю цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Использую небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса
( слайд 19)
Урок контроля знаний.
Для закрепления материала в конце урока я использую мини-тест, контрольные вопросы или игровые формы, например, при изучении темы «получение ткани» для контроля знаний можно разгадать Интерактивный кроссворд « Материаловедение» или Итоговый интерактивный тест «Швейное дело»
( слайд 20)
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ, швейную фабрику, хлебозавод и т.д. При проведении таких уроков использую готовые ЦОР. продемонстрировать видеоролик с диска
( слайд 21)
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» использую презентацию «Построение чертежа фартука» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах.
Большую часть программы технология 5 класс составляет проектная деятельность, которая не обходится без использования ИКТ. Для раздела «Творческий проект» я рекомендую детям использовать ПК как средство поиска информации и оформления пояснительной записки. Учащиеся с удовольствием находят информацию в интернете, обрабатывают ее, создают индивидуальный творческий проект.
( слайд23)
Итак, использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:
визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
осуществлять подготовку учащихся к жизни в условиях информационного общества;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала