План урока в 4 классе «Нетрадиционные техники рисования "Пейзаж"»
4 класс
Тема: «Пейзаж.» (Нетрадиционные техники рисования). (слайд 1 )
(слайд 2 )
Цели: знакомство с методом нетрадиционного рисования: методом пуантилизма и оттиском смятой бумаги.
задачи:
-учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев;
-помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы;
-продолжать закрепление нетрадиционных форм рисования – техника рисования «тыка» и техника «оттиск мятой бумагой»
-развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию;
-способствовать развитию внимания, памяти, ассоциативного мышления;
- самостоятельность.
-воспитание аккуратности, дисциплинированности, эстетического отношения к окружающей действительности и произведениям искусства
Вид урока: тематическое рисование
Методические приёмы: беседа, рассказ учителя, фронтальный опрос, практическая работа учащихся
Оснащение урока: компьютер, проектор, доска.
Зрительный ряд: новые термины , изображения пейзажа (в стиле «пуантелизм»), выполненные учащимися, репродукции картин художников-живописцев
Музыкальный ряд: звуки природы «Лес», «Сказки Венского леса» И .Штраус
Материалы: листы А4 на каждого ученика; гуашь, акварель, палитра, баночки для воды, салфетки, ненужные газетные бумаги, ватные палочки.
Ход урока:
I. Орг.момент:
-добрый день. Меня зовут Наида Багомедовна.
У нас сейчас будет урок изобразительного искусства.
Отложите пока всё на край парты.
II.Вводная беседа.
-Сегодня мы отправимся в удивительный мир изобразительного искусства. Перед вами на доске , ребята ,название темы нашего урока. Кто из вас самый внимательный ? Чему посвящается урок?
-Правильно, пейзажу.
-А что такое «пейзаж»?
(Пейзаж – жанр изобразительного искусства, центральной темой которого является природа, ландшафт. )
Название жанра произошло от французского слова «pays» - страна, местность. (слайд 3)
(слайд 4 ) Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые элементы пейзажа можно обнаружить в наскальной живописи уже в эпоху неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней.
Как самостоятельный жанр он развился в Китае, Японии и др. странах Востока в 4веке н.э.. (слайд 5 )
-какие виды пейзажа вы знаете?
Виды пейзажа
Деревенский (сельский);
Природный (морской);
(слайд 6 ) Городской (индустриальный);
(слайд 7 муз «лес» ) -Ребята, к нам за помощью обратились лесные жители. Послушайте, какая история произошла в лесу.
-Лесные звери (лисята, зайчата, медвежата и другие) готовились встречать весело Зимушку-Зиму. Зима своей волшебной кисточкой должна была раскрасить деревья, кусты, шубки зайчатам.
-Но об этом узнала злая Баба Яга и сказала: «Ну, уж нет, ни за что не допущу, чтобы звери веселились и радовались Зиме, не бывать лесу красивым».
-Спрятала Баба -Яга волшебную кисточку Зимы . Стоит теперь лес без снега, все кругом замерзает: и деревья, и земля, и кусты. А небо над лесом хмурое, серое.
-Ну, что, ребята, поможем? (ответы детей)
-Сегодня мы с вами будем учиться рисовать без кисточки
Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, граффити, карандашами, но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.
-давайте вспомним , что такое нетрадиционное рисование?
(слайд 8-19) Какие способы вы знаете нетрадиционного рисования?(ответы детей- кляксография, монотипия, ниткография, набрызги т.д.)
-Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!
Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.
Впрочем у нас есть возможность в этом убедиться.
А каким же методом мы с вами будем рисовать?
Наш сундучок нам даст подсказку на этот вопрос.
(слайд 20 ) Но для этого вы должны выполнить 3 задания.
- первое задание- вы должны рассказать свои любимые стихи о Зиме. \2-3 учащихся читают стихи \.
- второе задание- вам нужно назвать Зиму красивыми словами. \ответы детей \
- третье задание- необходимо загадать и отгадать загадки о зиме. \ответы детей \
- Ну вот мы и открыли сундучок. Посмотрите, здесь ватные палочки и комочек бумаги!
-.да это же техника….! (ответы учеников /оттиск мятой бумагой и метод тыка). (слайд 21 )
(слайд 22) использование точек на картине называется ПУАНТИЛИЗМ
На доске новое слово(Пуантилизм (фр. point — точка), раздельные мазки точечной или прямоугольной, формы. Без смешивания красок ради оптического эффекта )
(слайд 23)основатель пуантилизма- французский живописец Жорж Сёра.
(слайд 24 ) III. Практическая работа учащихся (самостоятельная работа ведётся под музыкальное сопровождение, Штрауса)-23 минуты.
Последовательность рисования зимнего пейзажа:
Закрашивание фона ( гуашь)методом оттиска смятой бумаги. В работе используется плавный переход от фиолетового к голубому.
(работаем под музыку «Сказки Венского леса» И .Штрауса)
-Пока наш фон высыхает, немного с вами отдохнем.
(слайд 25 ) Физкультминутка:
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и
Как на сказочной картинке. делают хватательные движения,
Будем их ловить руками словно ловят снежинки.
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги. колен.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
- Немного отдохнули, а теперь пора за работу приниматься. Садитесь за парты и будем помогать Зиме украшать лес снежными нарядами.
Дети приступают к выполнению задания.
(слайд 26 )
Работа над деталями композиции (гуашь) методом тыка ватными палочками. На переднем плане – пригорок с деревьями и елками. Детали композиции на переднем плане яркие, насыщенные, в живописном решении используются 3-5 оттенков.
(работа учащихся над композицией ведётся параллельно с учителем)
IV. Анализ работ. Итог урока (2 минуты)
-У вас получились замечательные работы. Благодаря вам мы все вместе с Зимой очутились в волшебном, сказочном лесу. Зима здесь навела строгий порядок: все прибрано, сверкает белизной. На голые деревья и кусты Зима набросила теплые, пуховые одеяла.
-Как вы думаете, какая работа наиболее удачна? Объясните ваше решение (обсуждение творческих работ обучающихся).
- А теперь мы проверим, кто же на уроке был самым внимательным из вас (проводится опрос по терминологии) (слайд 27 )
Что такое пейзаж?
Виды пейзажа
Какими техниками мы сегодня работали?
Что такое пуантилизм?
Кто основатель пуантилизма?
V. Д/З (слайд 28 ) Нарисовать осеннее дерево методом тыка.
(слайд 29 ) нарисовать смайлик
приложение
Стихи о зиме:
Опять зима
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый —
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день — полней и лучше,
Полней и лучше Новый год... А. Твардовский
Зима-портниха
В лесную чащу тихо вошла зима-портниха.
Березки очень рады: — Спасибо за наряды!
Пушистые и белые Зима наряды сделала
И для лесов, и для полей - пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке, зима дала платочки,
А в шубки их одела - сама повеселела! А. Островский
Загадки о зиме:
Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг. \зима\
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? \ зимой \
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Снова к нам пришла … \ зима\
Красивые слова о зиме:
ПЕЙЗАЖ
-жанр изобразительного искусства , где изображена природа, ландшафт.
ВИДЫ ПЕЙЗАЖА:
ДЕРЕВЕНСКИЙ(СЕЛЬСКИЙ)
ПРИРОДНЫЙ(МОРСКОЙ)
ГОРОДСКОЦ(ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
ПУАНТИЛИЗМ
-(фр. point — точка), раздельные мазки точечной или прямоугольной, формы. Без смешивания красок ради оптического эффекта .
ПЕЙ
ЗАЖ