Экскурсия в лес. Практическое занятие
Перелетные птицы смешанного леса
Задания.
ВНИМАНИЕ! Наблюдения следует производить только по указанию учителя, с определенного расстояния, соблюдая все меры предосторожности.
1.Отметьте в дневнике дату наблюдения, тип сообщества, погодные условия.
2.Установите вид обнаруженной птицы по характерным внешним признакам, по голосу. Отметьте пол по окраске, поведению, пению.
3.Отметьте время встречи (часы, минуты) и продолжительность наблюдения.
4.Опишите конкретное место, где обнаружили птицу ( на дереве, в подлеске, на земле). Отметьте, что делала птица в этот момент: добывала корм, пела, собирала строительный материал, сидела на гнезде или у гнезда и т.д. Место встречи укажите на карте-схеме маршрута.
5.Осмотрите участок леса, понаблюдайте за поведением птицы и установите место гнездования. Определите, где и как расположено гнездо (на дереве, в подлеске, на земле). Опишите его форму и расположение, сделайте рисунок и, если возможно, опишите особенности строения гнезда, измерьте его диаметр и высоту, диаметр и глубину лотка и высоту гнезда над землей
6.Обследуйте и опишите участок леса (примерно 10x10 м), где гнездится птица. Отметьте ярусность леса, определите виды растений, освещенность участка.
7.Установите особенности поведения птицы: где, как и чем кормится (насекомыми, беспозвоночными, семенами и т.д.), что приносят и как часто в гнездо самка или самец: корм, если строительный материал, то какой, отметьте, сколько раз самец и самка посетили гнездо за определенный промежуток времени, например за 30 мин.
8.На основании наблюдений сделайте выводы: какой период в жизни птиц вы наблюдаете (строительство гнезда, выведение потомства, выкармливание птенцов и т.д.), укажите, какие факторы деятельности человека (частая тропиночная сеть, разведение костров, рубки, свалки мусора и т.д.) влияют на характер поведения птиц, их гибель, прекращение насиживания кладок яиц или покидание гнезд, даже со взрослыми птенцами. Дайте оценку деятельности человека, а отмеченные отрицательные факторы обозначьте на карте-схеме обследуемого участка. Предложите меры, связанные с охраной и поддержанием численности изучаемых видов птиц.
1а. Конек лесной. Длина тела около 15 см. Особенность окраски тела: верхняя сторона оливково-серая с бурыми пестринами на голове и спине, нижняя сторона и полосы по бокам хвоста белые.
16. Гнездо лесного конька.
1в. Форма и окраска яиц лесного конька.
2а. Зяблик. Самец величиной с воробья (около 15 см). Когда п'Гица сидит или передвигается по земле, хорошо заметны белые полосы на крыльях
26. Гнездо зяблика.
2в. Форма и окраска яиц зяблика.
За. Дрозд певчий. Длина тела 23 см. Характерная окраска: верх тела оливково-серый, низ белый с темными крапинками. От дрозда дерябы и рябинника отличается мелкими размерами, а от белобровика отсутствием светлой брови.
36. Гнездо дрозда певчего.
Зв. Форма и окраска яиц дрозда певчего.