Пересказ рассказа «Клесты»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Харламова Н.В.
МБДОУ «Детский сад № 14» г. Рязань
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшей группы
«Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову-Микитову)
Цель: Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.
Задачи:
Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
Активизация и обогащение словарного запаса по теме: «Зимующие птицы».
Предварительная работа:
- Чтение рассказов о зимующих птицах;
- Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты»;
- Знакомство с творчеством писателя;
- Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»;
-Дидактические игры по теме «Зимующие птицы».
Материалы: изображение клестов, сюжетные картинки, опорные схемы по рассказу, шишки сосновая, еловая, имитация лесной полянки (елка, пень, гнездо).
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес к необычной птичке, а чтобы узнать к какой отгадайте загадку:
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток
Необычный клюв крестом
Птичку ту зовут…(клестом)
Педагог показывает картинку клеста.
Воспитатель: - Клест зимует у нас, это какая птица?
- Какие перья у клеста?
- На что похож клюв?
- Для чего клестам такой клюв? (Ответы детей)
- С помощью своего клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достает семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.
Чтение рассказа «Клесты»
Беседа по содержанию рассказа:
- Чем похожи на других птиц, клесты?
- С чем сравнивает клестов автор рассказа?
- Чем питаются клесты?
- Как клесты добывают семена?
- Какие зимние гнезда у клестов?
- Где скрыты гнезда?
- Как самки высиживают птенцов?
- Что делает самец? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Скажи по-другому»
Воспитатель: - В рассказе встречаются трудные слова. Подумайте, что они обозначают, как можно сказать по-другому?
Теребят - …
Ковыряют - …
Скрыты - …
Добывать - …
Дидактическая игра «Кто внимательный?»
- Найди место для клеста в зимнем лесу. (Педагог передвигает картинку Клеста)
Клест летит к ели.
Клест сидит в гнезде.
Клест спрятался за ветку
Клест летит над елью
Клест сидит на пне
Физкультминутка (Дети выполняют движения, стоя у стульев, повторяя за педагогом)
Клест сидит в своем гнезде,
А снегирь на ветке.
Мимо голуби летят
Кушать все они хотят.
Воспитатель объясняет от того чем питается клест их подразделяют на клестов: Еловиков, Сосняков, Лиственничков. (Демонстрирует картинки клестов)
Дидактическая игра «Посчитаем».
Дети летают друг за другом, на сигнал – «удар в бубен», встают друг за другом, в две команды, передают шишку (еловую, сосновую), считая птиц: Первый клест, второй клест…
Воспитатель предлагает вернуться на свои места и послушать рассказ еще раз, постараться запомнить.
Выставляются опорные схемы.
Далее дети пересказывают по цепочке, использую опорные схемы.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?
- Чем необычны клесты?
- Понравилось вам наше занятие?