Конспект по коммуникативной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа "Лесной голосок"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 140» г. Перми
Конспект по коммуникативной деятельности в старшей группе.
Тема: пересказ рассказа «Лесной голосок».
( по Г. Скребицкому).
Автор: воспитатель Леонтьева Галина Александровна
2019г.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста
Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)
Активизация и обогащение словарного запаса
Методические приёмы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подаёт?», эмпатические упражнения под музыку
Оборудование:
Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона,; медальоны с изображением птиц; иллюстрации к рассказу; аудиозапись с голосами птиц.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Г. Скребицкого « Голоса птиц»
Изучение лексической темы « Птицы»
Наблюдение в природе.
Лексический материал:
части речи |
слова сложные |
слова сложные по слоговой культуре |
существительные |
пестринки |
ястребёнок |
прилагательные |
головастая |
толстенькая |
Ход деятельности
1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.
Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки.
2. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления
Педагог: Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему Вы так решили?
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания
Вы хотите узнать историю одного мальчика, который встретился с лесной птицей?
Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу
- В летний день я гулял в берёзовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок:
« Ку-ку», « Ку-ку». Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Сел на сучок, да как закричит «Ку-ку», «-ку». Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребёнка походит!
-Что я прочитала? (рассказ)
- Кто вспомнит его название и автора? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.)
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти.
На вопросы дети отвечают полным предложением.
- Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу)
- Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку)
- Какой ему казалась кукушка? (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы)
- Опишите птицу которую он увидел (хвост длинный сама серая,
только грудка в тёмных пестринках).
- на кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на ястребёнка)
5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной памяти.
Педагог выставляет предметные картинки: кукушка, сова, ястребёнок, петух, курица, гуся, утки, воробья, вороны.
Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.
6. Дидактическая игра с мячом (в кругу, дети стоят)
« Назови птенца» Развитие навыков словообразования.
Утка-утёнок, а кукушки-кукушонок, сова-совёнок, а у ястреба- ястребёнок, у воробья- воробьёнок, гуся-гусёнок, вороны-воронёнок.
7. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Давайте поговорим на языке птиц, детям раздаются медальоны с изображением птиц, под музыку дети изображают птиц: летают, поют разными голосами, педагог называют птицу, а ребёнок у кого, это птица на медальоне, «поёт». Педагог: «Что ты сейчас делал?» (кукарекал, каркал, куковал, чирикал, крякал, гоготал, кудахтал).
8. Повторное чтение рассказа. Составление плана рассказа по схемам,. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
- я прочитаю этот рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить. А помогут вам в этом вот эти схемы. В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяется смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
9. пересказ рассказа от первого лица по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
Принимают все участие педагог напоминает что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
10. итог. Оценка деятельности детей.
- чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?
Закрепление материала вне занятия:
Упражнять детей выстраивать графический план рассказа.
Повторять рассказ с опорой на схемы
Играть в игру « Кто как голос подаёт?»
« Назови птенца»
Рисование « Кукушка» и организовать выставку.