12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ляпунова Наталья Олеговна35

Сценарий

образовательной деятельности

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

(ОНР III уровень).

Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого

«Кувшин и галка».


 

Подготовила и провела

воспитатель высш. кв. кат.

ГБОУ Школа №1538

дошкольного отделения «Жемчужинка»

Ляпунова Наталья Олеговна

Москва, 2017

 

 

«Пересказ рассказа Л. Толстого

«Кувшин и галка»
 

Цель:

Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.

Образовательные задачи.

1. Уточнение и расширение словаря по теме «зимующие птицы».
2. Совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие задачи.

1.Развитие связной речи.

2.Развитие слухового внимания.

3.Развитие внимания, мышления, памяти.

4.Развитие общей моторики.

5.Развитие мышления при работе со скрытым смыслом текста.

Воспитательные задачи.

1. Формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.

Демонстрационный материал:

Картины с изображением зимующих птиц, опорные схемы для составления описательного рассказа, плоскостные фигурки (галка, кувшин, камни), шаблоны; прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер.

Раздаточный материал:

камни.

Методические приемы: 

игровая ситуация, технология развивающего обучения, технология моделирования, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, беседа-диалог, подведение итога.

Предварительная работа.

Знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательных рассказов о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц; разучивание подвижной игры «Снегири».

 

Ход.

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Ноябрь — ворота зимы, сумерки года. Заканчивается осень. Природа приготовилась к зимнему сну.

Ноябрь- пора поздней осени.

-Ребята, как вы думаете все птицы улетели в теплые края?(Дети отвечают)

-Как называются птицы, которые улетают? (Дети отвечают)

-Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Дети отвечают)

-Давайте отгадаем загадки про зимующих птиц? (Картинки с загадками)

Игра «Отгадай по описанию птичку».

-Ребята, у меня есть волшебный сундучок, в котором поселилось несколько зимующих птичек. Сейчас вы будете загадывать загадки друг другу. Главное правило: название птицы вслух не произносить. 

Дети составляют описательные рассказы по опорной схеме.(технология моделирования).

Несколько детей рассказывают о своей зимующей птице в форме загадки, называя, какого размера и цвета птица, называют и описывают части тела, оперение, зимующая или перелетная, где она живет и чем питается, как выводит птенцов, какую пользу приносит человеку.

Другие дети отгадывают название птицы.

Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Проводится с мячом. Ребенок бросает мяч, называет птицу, а поймавший возвращает мяч, называет птицу ласково.

Воробей- воробушек, галка-галочка, снегирь-снегирек, синица - синичка, голубь-голубок, ворона-воронушка, сойка-соечка, чиж- чижик, куропатка-куропаточка, глухарь- глухаречек, дрозд - дроздочек, дятел- дятлик.

Игра «Исправь ошибки»

Воспитатель предлагает детям исправить допущенные «ошибки»,

Черный галка - черная галка. Белый сова - . . . Серое голубь - ...Снегирь клевала хлеб-... Сорока сидел на заборе.- Ворона летел домой-... , Куропатка спрятался в снег-.. Воробей прыгала по лужам - ...

Физминутка. Подвижная игра «Снегири и кот».

(здоровьесберегающие технологии)

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает выполнить детям упражнения.

Вот на ветках, посмотри

4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой

В красных майках снегири

4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой

Распустили перышки

Часто потряхивают руками-«крылышками», опущенными вниз

Греются на солнышке

Дети присаживаются на корточки

Хитрый Васька-кот не спит.

Лишь ушами шевелит.

Берегитесь снегири,

Прячьте красные шары.

Кот пытается схватить детей за животики

Берегитесь снегири,

Прячьте клювики свои.

Дети прячут носики

III.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

(проблемное обучение)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая из птиц самая умная? Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Догадайтесь, какая из птиц встретила вагончик с кормом с другой стороны? (Ответы детей, дети предлагают найти ответ в книгах)

IV. ЗАТРУДНЕНИЕ СИТУАЦИИ

Воспитатель: Я предлагаю прочитать вам рассказ «Кувшин и галка» Л. Толстого.

Чтение рассказа Л. Толстого.

Кувшин и галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить.

На магнитной доске по ходу чтения вывешивается картинки к рассказу и (птица Галка, кувшин и камушки).

Беседа по прочитанному тексту.

- Как вы думаете, почему галка смогла пить?.

Выслушиваются ответы детей.

V.ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.

(открытие нового знания)

Организуется экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент. В прозрачную мерную чашку (кувшин) наливается вода. Отмечается ярким маркером уровень воды в чашке. Предлагается детям представить, что они галки.

Дети берут в руки камушки, проводится пальчиковая гимнастика (здоровьесберегающие технологии).

Воспитатель: Ребята, прежде чем класть камушки в воду немножко поиграем.

Игра «Птички»:

Маленькая птичка

Принесла яичко

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим,

Мы яичко отдадим.

Дети по очереди кидают камешки в чашку.

Дети видят, что вода действительно поднимается.

Воспитатель предлагает детям сделать вывод после эксперимента.

Дети: Камни заполняют чашку и вытесняют воду, она поднимается до краев чашки.

 

VI.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НОВОГО В ТИПОВОЙ СИТУАЦИИ.

Воспитатель: Какая же птица все-таки встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля?

Дети: Галка.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Галка- умная птица. Галка догадалась, как напиться из кувшина с помощью камешков. Она может догадаться, где встретить корм.

 

VII.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Работа по пересказу текста.

Воспитатель задает подробные вопросы, восстанавливающие

структуру текста.

- Кто главный герой рассказа? (Галка).

- Где стоял кувшин с водой? (Во дворе).

- Почему галке нельзя было достать воду? (Была вода только на дне).

- Что сделала галка? (Галка стала бросать камешки в кувшин).

- После этого, что произошло с водой? (Вода поднялась).

- Смогла галка попить? (Галка смогла напиться воды).

Пересказ детьми текста с вывешиванием на магнитной доске опорных фигурок для пересказа. Пересказ 2-3 детей.


 

VIII.ИТОГ

Воспитатель:

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

-Понравился ли опыт который вы проводили?

Дети выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.