Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Слово и его значение»

3
2
Материал опубликован 31 January 2018 в группе

Конспект урока Ковалева В.Э.

 

 

Предмет: русский язык

Класс: 2 «В»

Тема: «Слово и его значение»

Тип урока: формирование умений

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

-формировать общее представление о лексическом значении слова, показать ёмкость и выразительность поэтического слова, учить задумываться над значением слова, познакомить учащихся с толковым словарём;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического навыка письма;

- пополнять словарный запас.

Метапредметные:

- формирование умения делать выводы, обобщения;

- развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения;

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;

- формирование умения слушать и слышать одноклассников.

- развитие мышления, речь, память, внимания;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- развивать умение работать в парах.

Личностные:

- воспитание аккуратности, усидчивости;

- развитие положительного отношения к урокам русского языка;

- развитие интереса к различным видам учебной деятельности;

- развивать интерес к изучению русского языка, познавательный интерес.

 

Методы: словесный (беседа, объяснение,), наглядный (презентация), практический (упражнения, работа у доски).

Средства обучения:

Для учителя: компьютер, экран, презентация, учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 2 часть.

Для учащихся: учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 2 часть, тетрадь, ручка, карандаш.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Познавательная Регулятивная Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мобилизующий этап

(1-2 мин.)

Орфографическая минутка

Приветствие

- Здравствуй, ребята.

Проверка готовности к уроку

- Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: дневник, ручка, тетрадь, учебник, карандаш.

Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк – 
Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 

Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня!

Начинаем урок  русского языка!

- Откройте тетради, Отступили 2 строчки вниз. Записываем 12 мая, на следующей строке записали Классная работа, ручки положили.

На карточках

-Сейчас поработаем на карточках, которые я сейчас вам раздам.

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

Настраиваются на урок

Записывают

Участие в диалоге

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Совершенствование навыка каллиграфического письма

Умение строить рассуждения понятные для одноклассников,

4.Актуализация знаний.

(7-8 мин.)

5.Определение темы урока.

Целеполагание.

-Разгадайте кроссворд. Прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему нашего урока.

(Учитель читает толкование из толкового словаря, учащиеся заполняют кроссворд индивидуально).

Группа учащихся средней школы, проходящих в течении года совместно одну общую программу, или комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. (Класс)

Главное светило на небосводе, дающее свет, тепло и жизнь. (Солнце)

Плод, который употребляется в пищу в свежем виде. (Яблоко)

Слово-приветствие, которое говорят люди при встрече. (Здравствуйте)

Фруктовое дерево, приносящее яблоки. (Яблоня)

Ключевое слово: слово.

-Кто догадался какая тема нашего урока. (Слово и его значение.)

-Давайте поставим цели на урок (узнать что такое лексическое значение слова)

Отвечают на вопросы

Доказывают правильность своих предположений

Отвечают на поставленные вопросы учителем

Записывают в тетрадь выражения

4

Отвечают на вопросы учителя

Ставят цели на урок

Развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения

Развитие умения слушать и слышать

Развитие умения доказывать свою точку зрения

Формирование умения делать выводы, обобщения

Развитие умение участвовать в диалоге

Развитие умение ставить перед собой цели

6.Формирование умений.

(11 мин.)

Физкультминутка

(2 мин.)

Что вы записывали в кроссворд? (Слова) Верно

Каждое слово имеет своё лексическое значение.

-Лексика- это все слова языка, его словарный запас. То что слово обозначает, является его лексическим значением.

-Как называются слова, которые имеют одно значение? несколько значений?

(Слова, которые имеют одно значение называются однозначными. Несколько значений имеют многозначные слова)

-Какие слова в языке называют синонимами? антонимами?

(Синонимы- это слова, с близким лексическим значением

Например: жаркий-горячий, рисунок-узор, шалить-баловаться

Антонимы- это слова, противоположные по своему значению.

Например: белый-черный, война-мир, смеяться-плакать)

-Приведите примеры таких слов, пользуясь словарями в учебнике.

- Встанем немного отдохнем.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)

Читают слова

Отвечают на вопросы


 


 


 

Выполняют предложенные действия

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Формирование умения делать выводы, обобщения

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока

7.Формирование умений

(Продолжение)

(10 мин.)

- Откройте учебник на странице 121. Обратите внимание на упражнение 204. Прочитайте его.

В каком предложении выражена главная мысль, а в каком - автор её раскрывает?

(Главная мысль выражена в первом предложении, во втором автор её раскрывает)

Спишите. Проверьте себя.

К каким словам стихотворения можно подобрать синонимы? антонимы?

(Синонимы: жаркое-горячее

Антонимы: хорошо-плохо)

Какое слово употреблено в переносном значении?

Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

(Слово в переносном значении смотрит)

- Кто желает у доски выполнить это упражнение? Остальные работают в рабочих тетрадях.

-Выполним упражнение 205

Какие слова назвал лесник «роднёй»? Согласны ли вы с ним? (Роднёй лесник назвал слова: родник, родина, народ)

Подберите к выделенным словам синонимы. (родник- источник; льётся-течёт, струится; глядите-смотрите; родина-отчизна.)

Спишите предложение о роднике и реке. Проверьте себя.

Родник родит реку, а река льётся- течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ.


 


 

Отвечают на вопросы

Записывают в тетрадь

Записывают слова

Проверяют


 

Развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения


 

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Развивать умение работать в парах

8.Рефлексия.

(2-3 мин.)

Чему мы сегодня учились на роке?

- Что сегодня было легко?                   

-В чем испытывали затруднения на уроке? Итак, домашнее задание на карточках, которые я вам раздам.

- Я бы хотела отметить ребят, активно работавших на уроке(…).

Самоанализ, самооценка своей деятельности; отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ.

Формирования умение проводить самооценку собственной деятельности

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В методах заявлена презентация, но ни в конспекте, ни в файлах для скачивания презентации нет.

19 March 2018

Ну, да, нет...Но конкурс без презентации, как я поняла.

19 March 2018