Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Слово и его значение»
Конспект урока Ковалева В.Э.
Предмет: русский язык
Класс: 2 «В»
Тема: «Слово и его значение»
Тип урока: формирование умений
Создать условия для реализации целей:
Предметные:
-формировать общее представление о лексическом значении слова, показать ёмкость и выразительность поэтического слова, учить задумываться над значением слова, познакомить учащихся с толковым словарём;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие каллиграфического навыка письма;
- пополнять словарный запас.
Метапредметные:
- формирование умения делать выводы, обобщения;
- развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения;
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;
- формирование умения слушать и слышать одноклассников.
- развитие мышления, речь, память, внимания;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- развивать умение работать в парах.
Личностные:
- воспитание аккуратности, усидчивости;
- развитие положительного отношения к урокам русского языка;
- развитие интереса к различным видам учебной деятельности;
- развивать интерес к изучению русского языка, познавательный интерес.
Методы: словесный (беседа, объяснение,), наглядный (презентация), практический (упражнения, работа у доски).
Средства обучения:
Для учителя: компьютер, экран, презентация, учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 2 часть.
Для учащихся: учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 2 часть, тетрадь, ручка, карандаш.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Познавательная Регулятивная Коммуникативная |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
1.Мобилизующий этап (1-2 мин.) Орфографическая минутка |
Приветствие - Здравствуй, ребята. Проверка готовности к уроку - Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: дневник, ручка, тетрадь, учебник, карандаш. Эмоциональный настрой Прозвенел звонок и смолк – Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок русского языка! - Откройте тетради, Отступили 2 строчки вниз. Записываем 12 мая, на следующей строке записали Классная работа, ручки положили. На карточках -Сейчас поработаем на карточках, которые я сейчас вам раздам. |
Приветствуют учителя Организуют рабочее место Настраиваются на урок Записывают Участие в диалоге |
Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности Совершенствование навыка каллиграфического письма Умение строить рассуждения понятные для одноклассников, |
4.Актуализация знаний. (7-8 мин.) 5.Определение темы урока. Целеполагание. |
-Разгадайте кроссворд. Прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему нашего урока. (Учитель читает толкование из толкового словаря, учащиеся заполняют кроссворд индивидуально). Группа учащихся средней школы, проходящих в течении года совместно одну общую программу, или комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. (Класс) Главное светило на небосводе, дающее свет, тепло и жизнь. (Солнце) Плод, который употребляется в пищу в свежем виде. (Яблоко) Слово-приветствие, которое говорят люди при встрече. (Здравствуйте) Фруктовое дерево, приносящее яблоки. (Яблоня) Ключевое слово: слово. -Кто догадался какая тема нашего урока. (Слово и его значение.) -Давайте поставим цели на урок (узнать что такое лексическое значение слова) |
Отвечают на вопросы Доказывают правильность своих предположений Отвечают на поставленные вопросы учителем Записывают в тетрадь выражения 4 Отвечают на вопросы учителя Ставят цели на урок |
Развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения Развитие умения слушать и слышать Развитие умения доказывать свою точку зрения Формирование умения делать выводы, обобщения Развитие умение участвовать в диалоге Развитие умение ставить перед собой цели |
6.Формирование умений. (11 мин.) Физкультминутка (2 мин.) |
Что вы записывали в кроссворд? (Слова) Верно Каждое слово имеет своё лексическое значение. -Лексика- это все слова языка, его словарный запас. То что слово обозначает, является его лексическим значением. -Как называются слова, которые имеют одно значение? несколько значений? (Слова, которые имеют одно значение называются однозначными. Несколько значений имеют многозначные слова) -Какие слова в языке называют синонимами? антонимами? (Синонимы- это слова, с близким лексическим значением Например: жаркий-горячий, рисунок-узор, шалить-баловаться Антонимы- это слова, противоположные по своему значению. Например: белый-черный, война-мир, смеяться-плакать) -Приведите примеры таких слов, пользуясь словарями в учебнике. - Встанем немного отдохнем. Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.) Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз) |
Читают слова Отвечают на вопросы
Выполняют предложенные действия |
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Формирование умения делать выводы, обобщения Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока |
7.Формирование умений (Продолжение) (10 мин.) |
- Откройте учебник на странице 121. Обратите внимание на упражнение 204. Прочитайте его. В каком предложении выражена главная мысль, а в каком - автор её раскрывает? (Главная мысль выражена в первом предложении, во втором автор её раскрывает) Спишите. Проверьте себя. К каким словам стихотворения можно подобрать синонимы? антонимы? (Синонимы: жаркое-горячее Антонимы: хорошо-плохо) Какое слово употреблено в переносном значении? Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. (Слово в переносном значении смотрит) - Кто желает у доски выполнить это упражнение? Остальные работают в рабочих тетрадях. -Выполним упражнение 205 Какие слова назвал лесник «роднёй»? Согласны ли вы с ним? (Роднёй лесник назвал слова: родник, родина, народ) Подберите к выделенным словам синонимы. (родник- источник; льётся-течёт, струится; глядите-смотрите; родина-отчизна.) Спишите предложение о роднике и реке. Проверьте себя. Родник родит реку, а река льётся- течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. |
Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь Записывают слова Проверяют |
Развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника Развивать умение работать в парах |
8.Рефлексия. (2-3 мин.) |
– Чему мы сегодня учились на роке? - Что сегодня было легко? -В чем испытывали затруднения на уроке? Итак, домашнее задание на карточках, которые я вам раздам. - Я бы хотела отметить ребят, активно работавших на уроке(…). |
Самоанализ, самооценка своей деятельности; отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ. |
Формирования умение проводить самооценку собственной деятельности |
Черепанцева Людмила Юрьевна
Кадырова Ольга Игоревна