Урок русского языка во 2 классе на тему «Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –»

5
0
Материал опубликован 9 April 2016 в группе

Предмет: русский язык Класс: 2

Тема: Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –. Программа «Начальная школа 21 века»

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт:  презентация слайдов, авторский электронный тренажер

Цели:

  • Ознакомить с правописанием суффиксов –онок–, –енок–; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и правильно их писать.
  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Вызывать интерес к русскому языку.

Задачи урока:

  • формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы –онок–, –енок– .
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
  • способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Проблемный вопрос: Разбирая написание слов «бельчонок, перед детьми встает проблема, когда пишется суффикс –онок–, а когда –енок– . В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом;

Форма урока: урок-исследование;

Формы обучения:

самостоятельная работа

парная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Методы:

Частично - поисковые

Проблемно – сообщающие

План урока:

№ п/п

Этапы занятия

Временная реализация

1

Организационный момент.

1 минута

2

Чистописание.

2 минуты

3

Стадия вызова. Приём «Кластер».

Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о суффиксе?».

3 минуты

4

Стадия осмысления. Прием «Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

3 минуты

5

Решение проблемного вопроса.

Прием «Мозговой штурм». Парная работа.

7 минуты

6

Физминутка.

1 минута

7

Составление алгоритма.

3 минуты

8

Закрепление изложенного материала

14 минута

9

Физминутка. Зарядка для глаз.

1 минут

10

Самостоятельная работа.

4 минуты

11

Итог урока. Рефлексия.

На данном этапе используются такой прием, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

4 минут

12

Домашнее задание.

1 минута

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Минута чистописания. (Слайды №3,4)

Снова к нам Смешарики вернулись,

С ними будем тему изучать.

Чтобы на уроке не заснули-

Упражненья будем выполнять!

У. – Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите?

У. – Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.

На слайде

У. – Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?

Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?

Какое слово лишнее?

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Слова образованы суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффикс к–.

У. – На что он указывает?

Д. – Суффикс –к– придает слову уменьшительно-ласкательное значение.

У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

Стадия вызова. (слайд № 5)

У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе.

У. – Давайте вспомним все об этой части слова.

Стадия осмысления.

Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Прием «Лови ошибку»

(Слайды №6-9)

Леонидавна или Леонидовна

Ильинична или «Ильинишна»,

Д. – Суффикс –ичн– образует отчества. Говорим «Ильинишна», а пишем «Ильинична»

Людочка или Людачка

Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.

Бельчонок или бельченок

Разбирая слова перед детьми встает проблема.

Д. – Здесь суффикс –онок– .

Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу гласную ё.

Д. – А [ч] всегда мягкая, может ей не надо показатель мягкости?

Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?

У. – А, по-моему, мы ответить на этот вопрос не можем. Может это новая тема урока?

У.Определите тему нашего урока.

Д. Мы знакомимся с новыми суффиксами.

У.Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Д. – Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.

Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.

У. – Как мы можем узнать об этом?

Д. Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.

У. – Какой путь вы выбираете?

Д. Вывести самим.

У. – Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

Д. – Внимательно, усердно, сосредоточенно.

Решение проблемного вопроса (слайд № 10-11)

 

Прием «Мозговой штурм». Парная работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

(Ребята работают в парах.

Сравни пары слов и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

лосёнок бельчонок

тигрёнок волчонок

гусёнок мышонок

львёнок скворчонок

После работы дети представляют свои выводы. Они доказывают, что есть два суффикса –онок–и –ёнок и рассказывают об их написании.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте тайны языка на странице 110. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

У. – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным?

Д. – бельчонок–онок–, потому что корень заканчивается на «ч». А после «ч» пишется суффикс –онок –.

5. Физминутка.

6. Составление алгоритма. (слайд № 12)

У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

У. – Какие этапы работы вы предлагаете?

Д. – Сначала мы должны выделить корень.

Дальше должны посмотреть, на какой звук заканчивается корень.

Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс –онок–, а если мягкие согласные, кроме ч, будем писать суффикс –ёнок–.

Д. – Мы сделали алгоритм проще в последней части.

Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс

–онок–, в остальных случаях пишется суффикс –ёнок–.

У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9)

Что заметили?

Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

У. – Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 110)

7. Закрепление. (слайд № 13-14)

Выполнение учащимися различных заданий.

8. Физминутка.

Зарядка для глаз. (Слайд №15-16)

9. Самостоятельная работа. (Слайд №17)

10. Закрепление темы (слайд № 18-19)

11. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–?

Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим?

Прием «Написание синквейна»

У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. (Слайд №20)

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

На доске во время проверки дописываются придуманные детьми слова, выражения.

Написание синквейна детьми.

1. Суффикс.

2. Маленький, ласковый.

3. Запомнить, выучить, понять.

4. После твердых согласных или шипящих пишется суффикс –онок–.

5. Добренький.

12. Домашнее задание. Оценки за урок.

Дополнительно к уроку можно распечатать раскраску Смешарика или показать мультфильм.

 

http://LearningApps.org/388874 можно использовать электронный тренажер


Здесь будет файл: /data/edu/files/w1460228156.rar (материалы)

 

Комментарии
Комментариев пока нет.