12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана257 учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, стаж работы 25 лет, девиз моей деятельности "Век живи-век учись" Россия, Карелия респ., лахденпохья Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Тема урока: Значения фразеологизмов
Кондукторова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Конспект урока русского языка в 2 Б классе
Тип урока: нетрадиционный, с использованием АМО, соответствует ФГОС.
Тема урока: Значения фразеологизмов.
Цели: распознавание значений фразеологизмов в устной и письменной речи.
Задачи:
- познакомить со значениями фразеологизмов;
- формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”;
- обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;
- развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;
- учить работать в группах;
- развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь.
Примечание: к уроку составлена презентация
Список литературы:
А.Барто . Детям/А. Барто – Оникс, 2009. – 144 с.
Фразеологический словарь иллюстрированный для детей.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотип. — Москва: Русский язык, 1987. — С. 238.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых АМО | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1.Организационный момент Инициация (знакомство) | АМО «Встречать хлебом-солью» | Материалы: рушник, хлеб и соль. | Девочка в русском народном костюме проносит хлеб да соль гостям, а дети хором: «Хлеб да соль вам дорогие гости». | 2 | -регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; . |
Инициация (начало урока) | АМО «Рука друга» | Технология проведения. | Дети берутся с соседом по парте за руки, и хором проговаривают слова, чтобы настроится на работу. Дети делятся на группы, выбирают спикера, секретаря, повторяют правила работы в группах. | 3 | личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Сели на свои места, записали дату. На следующей строчке запишите птиц в названиях которых есть –оро- Какая орфограмма находится в этих словах? - Ребята, вспомните из чего состоит наша речь? Составьте предложения с любым из слов. Запишем моё предложение: Петя на уроке считал ворон. -О ком это предложение? -Что Петя делал? - Сколько значений может быть у слова? (несколько, много) - А какое значение может быть у слова? Переносное и прямое Показываю на слайде: _Что значит Трещать как сорока…? и т.д | Записывают: ворона, сорока, воробей. -Орфограмма: непроверяемая безударная гласная. Выделяйте её. Фразеологизмы про птиц на слайде. (прочитать) Белая ворона – отличается от других поступками или внешним видом. Считать ворон – думает о своём. Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие. Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть. | 5 | познавательные: развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения | ||
2.Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) 3.Информирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) | 1.Слайд Определение темы урока, постановка цели, задач урока. Слайд Слайд 4 Словари | - Где мы можем узнать, уточнить значение слова? -А вы слышали когда - нибудь такое выражение? -Как вы думаете, что оно обозначает? -А можно ли заменить его одним словом? Каким? -В основе этого случая, лежит интересное явление языка, которое вы мне назовёте сами - прочитайте это слово с экрана. фразеологизм. -Слышали ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать? А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре) У меня в руках фразеологический словарь русского языка. | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Петя на уроке -бездельничал -отвлекался -мечтал -думал о своём Знакомятся с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией И.А. Молоткова. Тренировочные упражнения со словарем, словарной статьей. На столах школьный фразеологический словарь русского языка под редакцией В.П.Жукова, А.В.Жукова. | 5 | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение Регулятивные: планирование действий учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками., другими членами сообщества |
Работа на листочке | Запись слова «Фразеологизмы», скажем по слогам. Трудное слово, запишем его по слогам. -Как узнать сколько слогов в этом лове? Посчитать гласные АЕООИ Ы- 6 слогов. | В тетради запись АЕООИ Ы ФРА-ЗЕ-О-ЛО-ГИ-ЗМЫ. | 5 | -регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, | |
4.Информирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) | АМО «Заварить кашу» Слайд 5 Заварить кашу Слайд 6. Работа в группах- достают задачи урока | Какие цели мы перед собой поставим? Чтоб ответить на этот вопрос мы сейчас «Заварим кашу» А что такое каша? Где мы можем узнать значение этого слова? (в толковом словаре) Как только дети прочитали слово начинаем определять, что можем сказать о сочетании слов «заварить кашу»? Помощь родителей или учителей на уроке. ( стр… Какие цели мы перед собой поставим? В каждом горшочке нужно собрать (заварить) одну из задач урока, прочитать вслух. | Ученица 1. В наши дни каша — самая обычная повседневная еда. А раньше это слово имело еще один смысл: свадебный пир, свадьба. От этих хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело). Кстати сказать, слова кашевар и однокашник появились как производные от словосочетаний варить кашу, из одной каши, где каша выступает в значении «артель», «семья», очень распространенном в русских диалектах XIX века. Вот и мы с вами будем варить кашу на уроке в группах и какую кашу нам удастся сварить узнаем в конце урока. Из горшочка (стоят на столе у каждой группы) достают и читают цели и задачи урока: 2.Объяснять значение фразеологизмов и научиться составлять предложения с ними. 3.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе. В тетради запись: Заварить кашу- затеять сложное дело. | 5 | познавательные: развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; |
5.Интерактивная лекция (передача и объяснение информации) | Слайд 7. Игра «Узнай фразеологизм» | Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями, бытовыми, в общении с животными, их повадками. Народ сравнивал человека и вставлял в свою речь меткие изречения Часто мы это слышим в УНТ (пословицы, поговорки, загадки) Запишите один фразеологизм, который вам понравился с его значением. | Дети ищут в загадках, сказках, пословицах, поговорках фразеологизмы. Смотрит как баран на новые ворота. Сесть в лужу. Рубит сук на котором сидит. Время истекло. Спать без задних ног. | 3 | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение |
АМО «Бить баклуши» ФИЗМИНУТКА | Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями): Голоден как …(ВОЛК) Хитёр как … (ЛИСА) Труслив как … (ЗАЯЦ) Здоров как … (БЫК) Надут как … (ИНДЮК) Упрям как … (ОСЁЛ) | Дети показывают движения. как летает пчёлка……и т.д. Картинки животных на интерактивной доске. | 2 | регулятивные- принимают и выполняют задачу, соответствующую этапу обучения; | |
- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи. | |||||
6.Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся) | Групповая Работа Задание №1 (творческое) «Живая картина» (выступить в роли художника | Задание в группах На столах у вас лежит листок с фразеологизмами, рядом лежат вещи, которые необходимы, чтоб оживить картинку с фразеологизмом. Проинсценировать перед классом. Каждой группе записать свой фразеологизм в тетрадь. | Прочитать фразеологизм найти подходящую одежду для инсценирования. Посмотреть в словаре –значения фразеологизмов (можно спросить у взрослых) Бить баклуши- (взять деревянные ложки) Как две капли воды- (подготовить 2 одинаковых колпачк и жилетка) Работал спустя рукава- (рубашку с длинными рукавами и без рукавов) | 10 | коммуникативные: представляют собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. |
7.Закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении упражнения творческого характера. | АМО «Засучив рукава» Групповая Работа Задание №2 (творческое) | 1 группа ищет значения фразеологизмов со словом НОС и узнаёт значения стр….. в фразеологическом словаре, если не нашли спросите у взрослых . 2 группа ищет со словом ЯЗЫК стр. … 3 группа ищет фразеологизмы со словом ГОЛОВА стр….. | задирать нос водить за нос клевать носом остаться с носом встретиться нос к носу зарубить на носу Язык без костей. язык хорошо подвешен. кто меня за язык тянул? язык на плече. язык проглотил. язык мой – враг мой. хватит языком молоть. типун тебе на язык. ломать голову с ног на голову сломя голову | 5 | Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами |
8.Контроль (закрепление понятий) Проверка - дать оценить учителям (гостям) | -О каком человеке говорят так? Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди): -У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ) -Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ) -Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ) -Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ) -Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ) -Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ) | Тест «Значения фразеологизмов». Нужно соединить значение фразеологизма с самим фразеологизмом. На обратной стороне листа: доп.задание: прочитать рассказ и подчеркнуть фразеологизмы. (если останется время) | Регулятивные УУД | ||
9.Подведение итогов своей работы (рефлексия, оценка урока) | АМО «Океан знаний» | «Океан знаний» Цели и задачи метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения На плакате нарисовать «Океан знаний» (толщу воды с дном, чем выше, тем светлее должен быть слой воды). Дети для себя дома из цветной бумаги вырезают небольшую рыбку - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: : Ребятам предложить ответить на вопрос «В каком слое воды знаний вы видите себя после изучения данной темы?». Учащиеся размещают на плакате фигурки 20 рыбок, имитирующих их в «океане знаний». Можно попросить ребят прокомментировать (по желанию) свой выбор Пройти к доске и наклеить свою рыбку, оценить себя . Если хорошо работал, на уроке понравилось- то рыбка плавает на поверхности воды, если работал не весь урок и отдыхал, было непонятно- рыбку прикрепи в толще воды, а если ничего не понял- рыбка плавает на дне морском. | – Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения: 1. Я переливал из пустого в порожнее. Пройдите к морю и прикрепите рыбок. | 4 | Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
10. Домашнее задание. Закрепить знания, полученные на уроке и вместе с родителями | АМО «Жить своим умом». | Учитель комментирует Д/з: 1.записать 2-3 фразеологизма, которые употребляются в вашей семье. 2.Нарисовать иллюстрацию к одному из них. Спасибо за работу на уроке! | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. | 1 | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. |