Конспект урока русского языка во 2 классе «Значения фразеологизмов»

2
0
Материал опубликован 20 February 2016 в группе

Кондукторова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

МКОУ «Лахденпохская СОШ»

Конспект урока русского языка в 2 Б классе

Тип урока: нетрадиционный, с использованием АМО, соответствует ФГОС.

Тема урока: Значения фразеологизмов.

Цели: распознавание значений фразеологизмов в устной и письменной речи.

Задачи:

- познакомить со значениями фразеологизмов;

- формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”;

- обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;

- развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;

- учить работать в группах;

- развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь.

 

Примечание: к уроку составлена презентация

Список литературы:

А.Барто . Детям/А. Барто – Оникс, 2009. – 144 с.

Фразеологический словарь иллюстрированный для детей.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотип. — Москва: Русский язык, 1987. — С. 238.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых АМО

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

УУД,  

формирующиеся

на данном этапе

1.Организационный момент


 

Инициация (знакомство)

АМО «Встречать хлебом-солью»
Цель:
Создать комфортную обстановку начала урока , настроить обучающихся на предстоящую работу.

Материалы: рушник, хлеб и соль.
Технология проведения.
- Здравствуйте, ребята , сегодня урок у нас не совсем обычный , у нас гости , поздоровайтесь , пожалуйста , с ними. Когда гости в доме, то это всегда волнительно. В знак уважения к гостям в русском доме всегда выносят в знак уважения хлеб и соль.

Девочка в русском народном костюме проносит хлеб да соль гостям, а дети хором: «Хлеб да соль вам дорогие гости».
Варианты проведения метода: использовать костюмы и элемент театрализации, музыкальное сопровождение.
Видоизмененный заимствованный метод http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

2

-регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

.

Инициация (начало урока)

АМО «Рука друга»
Цель: создание эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений и выяснения эмоционального состояния обучающихся.

Технология проведения.
Чтобы у нас все сегодня получилось, протяните друг другу руки, улыбнитесь и давайте хором скажем, держа друг друга за руки:
- Мы умные!
- Мы внимательные!
- Мы старательные!
- Мы учимся и у нас всё получится!

 

Дети берутся с соседом по парте за руки, и хором проговаривают слова, чтобы настроится на работу.

Дети делятся на группы, выбирают спикера, секретаря, повторяют правила работы в группах.
Варианты проведения метода: использовать музыкальное сопровождение.
Результат: учащиеся сняли эмоциональное напряжение.
 

3

личностные  - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

   

Сели на свои места, записали дату. На следующей строчке запишите птиц в названиях которых есть –оро-

Какая орфограмма находится в этих словах?

- Ребята, вспомните из чего состоит наша речь?

Составьте предложения с любым из слов.

Запишем моё предложение:

Петя на уроке считал ворон.

-О ком это предложение?

-Что Петя делал?

- Сколько значений может быть у слова? (несколько, много)

- А какое значение может быть у слова?

Переносное и прямое

Показываю на слайде:

_Что значит Трещать как сорока…? и т.д

Записывают: ворона, сорока, воробей.

-Орфограмма: непроверяемая безударная гласная. Выделяйте её.

Фразеологизмы про птиц на слайде. (прочитать)

Белая ворона – отличается от других поступками или внешним видом.

Считать ворон – думает о своём.

Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку

Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.

Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.

5

познавательные:

развитие

способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения

2.Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)


 


 


 


 


 


 


 

3.Информирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

1.Слайд

Определение темы урока, постановка цели, задач урока.

Слайд

Слайд 4

Словари

- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

-А вы слышали когда - нибудь такое выражение?

-Как вы думаете, что оно обозначает?

-А можно ли заменить его одним словом? Каким?

-В основе этого случая, лежит интересное явление языка, которое вы мне назовёте сами - прочитайте это слово с экрана.

фразеологизм.

-Слышали ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?

А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

У меня в руках фразеологический словарь русского языка.

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Петя на уроке

-бездельничал

-отвлекался

-мечтал

-думал о своём

Знакомятся с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией И.А. Молоткова. Тренировочные упражнения со словарем, словарной статьей.

На столах школьный фразеологический словарь русского языка под редакцией В.П.Жукова, А.В.Жукова.

5

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

Регулятивные:

планирование действий учебного

сотрудничества

с учителем и со сверстниками., другими членами сообщества

 

Работа на листочке

Запись слова «Фразеологизмы», скажем по слогам.

Трудное слово, запишем его по слогам.

-Как

узнать сколько слогов в этом лове?

Посчитать гласные

АЕООИ Ы- 6 слогов.

В тетради запись

АЕООИ Ы

ФРА-ЗЕ-О-ЛО-ГИ-ЗМЫ.

5

-регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей,

4.Информирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

АМО «Заварить кашу»
Цель: помочь обучающимся осознать границы нового знания, определить задачи урока.

Слайд 5

Заварить кашу



 

Слайд 6.

Работа в группах- достают задачи урока

Какие цели мы перед собой поставим? Чтоб ответить на этот вопрос мы сейчас

«Заварим кашу»

А что такое каша?

Где мы можем узнать значение этого слова?

(в толковом словаре)

Как только дети прочитали слово начинаем определять, что можем сказать о сочетании слов «заварить кашу»?


- Это — фразеологизм.
- Попрошу дежурных библиографов в группе обратиться к толковому словарю и узнать значения слов каша и заварить?

Помощь родителей или учителей на уроке.

( стр…
-Дети зачитывают значения слов из толкового словаря?


Затеять сложное и неприятное дело.


-Как вы думаете, что это такое?
- Это то, что обозначает фразеологизм, т.е его значение.


Давайте определим тему нашего урока.
- Тема сегодняшнего урока: «Значения фразеологизмов».
 

Какие цели мы перед собой поставим?

В каждом горшочке нужно собрать (заварить) одну из задач урока,

прочитать вслух.

Ученица 1.

В наши дни каша — самая обычная повседневная еда. А раньше это слово имело еще один смысл: свадебный пир, свадьба.
В истории сохранились предания о свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмит­рию Константиновичу. А князь отказался ехать в Москву к молодому Дмитрию: ведь ему было в ту пору всего 16 лет. В конце концов, кашу устроили между двумя городами — в Коломне.
Ученица 2.

От этих хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело).
«Сам кашу заварил, сам и расхлебывай» — сам затеял что-то хло­потное, сам и выпутывайся.
Ученик 3.

Кстати сказать, слова кашевар и однокашник появились как про­изводные от словосочетаний  варить кашу, из одной каши, где каша выступает в значении «артель», «семья», очень распространенном в русских диалектах  XIX века. Вот и мы с вами будем варить кашу на уроке в группах и какую кашу нам удастся сварить узнаем в конце урока.

Из горшочка (стоят на столе у каждой группы) достают и читают цели и задачи урока:
1.Узнать, что такое фразеологизмы и фразеологические обороты.

2.Объяснять значение фразеологизмов и научиться составлять предложения с ними.

3.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

В тетради запись:

Заварить кашу- затеять сложное дело.

5

познавательные: развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;

5.Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Слайд 7.

Игра «Узнай фразеологизм»

Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями,

бытовыми, в общении с животными, их повадками.

Народ сравнивал человека и вставлял в свою речь меткие изречения

Часто мы это слышим в УНТ (пословицы, поговорки, загадки)

Запишите один фразеологизм, который вам понравился с его значением.

Дети ищут в загадках, сказках, пословицах, поговорках фразеологизмы.

Смотрит как баран на новые ворота.

Сесть в лужу.

Рубит сук на котором сидит.

Время истекло.

Спать без задних ног.

3

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

 

АМО «Бить баклуши»

ФИЗМИНУТКА

Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

Голоден как …(ВОЛК)

Хитёр как … (ЛИСА)

Труслив как … (ЗАЯЦ)

Здоров как … (БЫК)

Надут как … (ИНДЮК)

Упрям как … (ОСЁЛ)

Дети показывают движения.

как летает пчёлка……и т.д.

Картинки животных на интерактивной доске.

2

регулятивные- принимают и выполняют задачу, соответствующую этапу обучения;

   

- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

     

6.Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Групповая

Работа

Задание №1 (творческое)

«Живая картина»

(выступить в роли художника

Задание в группах

На столах у вас лежит листок с фразеологизмами, рядом лежат вещи, которые необходимы, чтоб оживить картинку с фразеологизмом.

Проинсценировать перед классом. Каждой группе записать свой фразеологизм в тетрадь.

Прочитать фразеологизм найти подходящую одежду для инсценирования. Посмотреть в словаре –значения фразеологизмов (можно спросить у взрослых)

Бить баклуши-

(взять деревянные ложки)

Как две капли воды-

(подготовить 2 одинаковых колпачк и жилетка)

Работал спустя рукава-

(рубашку с длинными рукавами и без рукавов)

10

коммуникативные:

представляют собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

7.Закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении упражнения творческого характера.

АМО «Засучив рукава»

Групповая

Работа

Задание №2 (творческое)

1 группа ищет значения фразеологизмов со словом НОС и узнаёт значения стр….. в фразеологическом словаре, если не нашли спросите у взрослых .

2 группа ищет со словом ЯЗЫК стр. …

3 группа ищет фразеологизмы со словом

ГОЛОВА стр…..

задирать нос

водить за нос

клевать носом

остаться с носом

встретиться нос к носу

зарубить на носу

Язык без костей.

язык хорошо подвешен.

кто меня за язык тянул?

язык на плече.

язык проглотил.

язык мой – враг мой.

хватит языком молоть.

типун тебе на язык.

ломать голову

с ног на голову

сломя голову

5

Познавательные:  использование различных

способов поиска, сбора, обработки, анализа,

 передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

8.Контроль

(закрепление понятий)

Проверка - дать оценить учителям

(гостям)

 

-О каком человеке говорят так?

Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

-У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)

-Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)

-Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)

-Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)

-Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)

-Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

Тест «Значения фразеологизмов». Нужно соединить значение фразеологизма с самим фразеологизмом. На обратной стороне листа:

доп.задание: прочитать рассказ и подчеркнуть фразеологизмы. (если останется время)

 

Регулятивные УУД

9.Подведение итогов своей работы (рефлексия, оценка урока)

АМО «Океан знаний»

«Океан знаний» Цели и задачи метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения На плакате нарисовать «Океан знаний» (толщу воды с дном, чем выше, тем светлее должен быть слой воды). Дети для себя дома из цветной бумаги вырезают небольшую рыбку - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: : Ребятам предложить ответить на вопрос «В каком слое воды знаний вы видите себя после изучения данной темы?». Учащиеся размещают на плакате фигурки 20 рыбок, имитирующих их в «океане знаний». Можно попросить ребят прокомментировать (по желанию) свой выбор

Пройти к доске и наклеить свою рыбку, оценить себя .

Если хорошо работал, на уроке понравилось- то рыбка плавает на поверхности воды, если работал не весь урок и отдыхал, было непонятно- рыбку прикрепи в толще воды, а если ничего не понял- рыбка плавает на дне морском.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал, но взял себя в руки.
3. Я работал, не покладая рук.

Пройдите к морю и прикрепите рыбок.

4

Общеучебные:

умение структурировать  знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

10. Домашнее задание. Закрепить знания, полученные на уроке и вместе с родителями

АМО «Жить своим умом».

Учитель комментирует Д/з:

1.записать 2-3 фразеологизма, которые употребляются в вашей семье.

2.Нарисовать иллюстрацию к одному из них.


 

Спасибо за работу на уроке!

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

1

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за прекрасный урок! Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Урок нетрадиционный, с использованием АМО. Учащимся уроки с применением активных методов обучения нравятся. Проведена большая предварительная работа! Вы умница! Взяла Ваш урок себе на вооружение!!

24 February 2016