Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Что такое антонимы»

1
0
Материал опубликован 15 November 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

УМК: «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс

Тема: Что такое антонимы? Тип урока: Изучения нового материала

Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе выполнения упражнений по теме «антонимы».

Задачи:

1. Познакомить детей с термином «антоним»; учить самостоятельно, подбирать антонимы; пользуясь правилом, доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.

2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.

3. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемый результат:

1. Дети познакомились с термином «антоним»; научились самостоятельно, подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.

2. Дети проявили умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.

3. Дети показали культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, проявили интерес к русскому языку.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Этапы УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивацион

ный этап

(Формируются

Коммуникативные- планирование,

Личностные- смыслообразование,

Регулятивные- прогнозирование)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

(Формируются

Регулятивные– прогнозирование,

Личностные– самоопределение;

Коммуникативные– планирование).

3.Решение проблемы

(Формируются

Регулятивные– целеполагание,

Познавательные– общеучебные).

4.Первичное закрепление

(Формируются

Коммуникативные–умение выражать свои мысли,

Познавательные- учебные).

5.Самоанализ (самостоятельная работа)

(Формируются

Познавательные- учебные;

Коммуникативные –умение выражать свои мысли).

6.Домашнее задание

(Формируются

Познавательные- общеучебные)

7. Рефлексия

(Формируются

Познавательные – общеучебные;

Коммуникативные – умение выражать свои мысли)

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Анатольевна, и сегодня я у вас буду вести урок.

 

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка? (Слайд 1)


 

- Можете тихо сесть. Мне хочется, чтобы наш урок прошел интересно и полезно для вас. Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (Слайд 2) (Тимофей)

Скажите ребята, как вы понимаете этот девиз?

Молодцы.

На ваших столах лежат карточки «Светофор» с цветами, дальше мы будем с ними работать. (Слайд 3)


 

Минутка чистописания.

- Готовим наши пальчики к правильному письму:

(Самомассаж фаланг пальцев)

При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа.

(Слайд 4)

Ходить, шагать, бежать

-Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

- Какие слова называются синонимами?

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой. Какой?

- Подберите проверочные слова (устно)

-Какое правило вам здесь встретилось?

Итог:

-Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет.

Прочитайте слова. (Слайд 5)

Метель, дети, вьюга, друг, ребята, враг

-Найдите слова близкие по значению.

-Как они называются?

Синоним с древнегреческого языка означает:

син – один

оним – имя

-Какие слова еще остались у нас?

Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению?

А в греческом языке есть слово анти оно означает против. (Слайд 6)

- Как вы думаете, о каких же словах мы с вами будем говорить на уроке?


 

Правильно, молодцы. Тема нашего с вами сегодняшнего урока антонимы.

- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке? (Слайд 8)

Откройте учебник на 54 странице. И прочитайте для себя правило, которое расположено внизу.

Один ученик читает вслух.

Как называются слова противоположные по значению?

Что такое антонимы?

А слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

-В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов, который вам в дальнейшем поможет.

-Откройте страницу 142 и ознакомьтесь с ним.

-Сейчас мы проверим кто из вас самый быстрый и внимательный.

-Я называю вам слова, а вы мне противоположные им по значению.

Белый-черный, война-мир, хвалить-ругать, север-юг, друг-враг

Физминутка: (Слайд 12)

Прочитайте первое предложение.

- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения.

(Слайд 13, 14)

Слон большой, а мышка……..

Запишите первое не законченное предложение, и дополните его.

-Пишем в этой же строчке, отступаем от точки мизинец. Начинаем писать следующее предложение с заглавной буквы.

Работать трудно, а отдыхать …….

Так же сделайте и второе.

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

- Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

Итог: Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет.

Найдите страницу 57 в учебнике упражнение 75. Прочитайте задание для себя.

-Спишите, вставляя пропущенные слова. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Разделитесь на группы. Каждая группа получает пословицу.

Задание: Найдите в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объясните, как вы понимаете их значение.

(Слайд 15-16)

Выучить правило, стр. 54;

Выполнить упр. 74, стр.56

(Слайд 17)

-Какой новый термин вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое антонимы?

-Чтобы произошло, если антонимов не было бы в речи?

-Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно с пользой, поднимите зеленую карточку «Светофора».

-Если вы считаете, что научились находить слова - антонимы, но вам еще нужна помощь, поднимите желтую карточку «Светофора».

-Если вы считаете, что было трудно, поднимите красную карточку «Светофора».

(Слайд 18)

Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать.

(Слайд 19)

 

Садятся

Я понимаю так, что нужно быть всегда в хорошем настроении, и другим дарить его.

 


 

 

Выполняют

Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета.

Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная

Метель, вьюга

Дети, ребятя

Синонимы

Друг, враг

Слова в каждой паре противоположные по значению

Будем говорить о словах, противоположных по значению

Антонимы

(Слайд 7)

Предлагают варианты

(Слайд 9-11)


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют

Читают

Они делают нашу речь богаче, красивее.

Выполняют задание

Антонимы

Слова с противоположным значением

Ответы детей


"Что такое антонимы?"
PPTX / 1006.19 Кб

Предварительный просмотр презентации

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение

- было легко, у меня все получилось. - испытывал(а) затруднения, но справился(лась) с заданием. - было трудно, необходимо повторить материал.

7 октября Классная работа Минутка чистописания ___ходить шагать бежать_

Метель, дети, вьюга, друг, ребята, враг

Синоним с древнегреческого языка означает: Синоним с древнегреческого языка означает: СИН – ОДИН ОНИМ – ИМЯ Есть еще слово АНТИ - ПРОТИВ

Антонимы Тема урока:

Что вы хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?

«Корзина идей»

«Корзина идей» Узнаем для чего нужны антонимы? какие слова называются антонимами?

«Корзина идей» Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы правильно употреблять антонимы в речи

Физминутка Раз — подняться, подтянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать Шесть — за стол тихонько сесть.

Закончи предложение Слон большой, а мышка… маленькая.

Работать трудно, а отдыхать… легко.

Самостоятельная работа в группах Вместе тесно, а врозь скучно. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Ученье – свет, а неученье - тьма. Умел взять, умей и отдать. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Умей не только брать, но и отдавать. Тяжело в учении – легко в бою.

Самостоятельная работа в группах Вместе тесно, а врозь скучно. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Ученье – свет, а неученье - тьма. Умел взять, умей и отдать. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Умей не только брать, но и отдавать. Тяжело в учении – легко в бою.

Выучить правило, стр. 54; 2. Выполнить упр. 74, стр.56. Домашнее задание:

Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим. Вы считаете, что научились находить слова –антонимы, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

МОЛОДЦЫ!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.