Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Что такое антонимы»
Пояснительная записка к презентации
УМК: «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс
Тема: Что такое антонимы? Тип урока: Изучения нового материала
Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе выполнения упражнений по теме «антонимы».
Задачи:
1. Познакомить детей с термином «антоним»; учить самостоятельно, подбирать антонимы; пользуясь правилом, доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.
3. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемый результат:
1. Дети познакомились с термином «антоним»; научились самостоятельно, подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
2. Дети проявили умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.
3. Дети показали культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, проявили интерес к русскому языку.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Этапы УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Мотивацион ный этап (Формируются Коммуникативные- планирование, Личностные- смыслообразование, Регулятивные- прогнозирование) 2.Актуализация опорных знаний и способов действий (Формируются Регулятивные– прогнозирование, Личностные– самоопределение; Коммуникативные– планирование). 3.Решение проблемы (Формируются Регулятивные– целеполагание, Познавательные– общеучебные). 4.Первичное закрепление (Формируются Коммуникативные–умение выражать свои мысли, Познавательные- учебные). 5.Самоанализ (самостоятельная работа) (Формируются Познавательные- учебные; Коммуникативные –умение выражать свои мысли). 6.Домашнее задание (Формируются Познавательные- общеучебные) 7. Рефлексия (Формируются Познавательные – общеучебные; Коммуникативные – умение выражать свои мысли) |
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Анатольевна, и сегодня я у вас буду вести урок.
Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? (Слайд 1)
- Можете тихо сесть. Мне хочется, чтобы наш урок прошел интересно и полезно для вас. Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (Слайд 2) (Тимофей) Скажите ребята, как вы понимаете этот девиз? Молодцы. На ваших столах лежат карточки «Светофор» с цветами, дальше мы будем с ними работать. (Слайд 3)
Минутка чистописания. - Готовим наши пальчики к правильному письму: (Самомассаж фаланг пальцев) При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 4) Ходить, шагать, бежать -Прочитайте слова. Что общего у этих слов? - Какие слова называются синонимами? -Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой. Какой? - Подберите проверочные слова (устно) -Какое правило вам здесь встретилось? Итог: -Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет. Прочитайте слова. (Слайд 5) Метель, дети, вьюга, друг, ребята, враг -Найдите слова близкие по значению. -Как они называются? Синоним с древнегреческого языка означает: син – один оним – имя -Какие слова еще остались у нас? Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? А в греческом языке есть слово анти оно означает против. (Слайд 6) - Как вы думаете, о каких же словах мы с вами будем говорить на уроке?
Правильно, молодцы. Тема нашего с вами сегодняшнего урока антонимы. - Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке? (Слайд 8) Откройте учебник на 54 странице. И прочитайте для себя правило, которое расположено внизу. Один ученик читает вслух. Как называются слова противоположные по значению? Что такое антонимы? А слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка» -В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов, который вам в дальнейшем поможет. -Откройте страницу 142 и ознакомьтесь с ним. -Сейчас мы проверим кто из вас самый быстрый и внимательный. -Я называю вам слова, а вы мне противоположные им по значению. Белый-черный, война-мир, хвалить-ругать, север-юг, друг-враг Физминутка: (Слайд 12) Прочитайте первое предложение. - А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения. (Слайд 13, 14) Слон большой, а мышка…….. Запишите первое не законченное предложение, и дополните его. -Пишем в этой же строчке, отступаем от точки мизинец. Начинаем писать следующее предложение с заглавной буквы. Работать трудно, а отдыхать ……. Так же сделайте и второе. - Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? - Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной. Итог: Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет. Найдите страницу 57 в учебнике упражнение 75. Прочитайте задание для себя. -Спишите, вставляя пропущенные слова. Докажите, что вы правильно выполнили задание. Разделитесь на группы. Каждая группа получает пословицу. Задание: Найдите в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объясните, как вы понимаете их значение. (Слайд 15-16) Выучить правило, стр. 54; Выполнить упр. 74, стр.56 (Слайд 17) -Какой новый термин вы узнали сегодня на уроке? -Что такое антонимы? -Чтобы произошло, если антонимов не было бы в речи? -Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно с пользой, поднимите зеленую карточку «Светофора». -Если вы считаете, что научились находить слова - антонимы, но вам еще нужна помощь, поднимите желтую карточку «Светофора». -Если вы считаете, что было трудно, поднимите красную карточку «Светофора». (Слайд 18) Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать. (Слайд 19) |
Садятся Я понимаю так, что нужно быть всегда в хорошем настроении, и другим дарить его.
Выполняют Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная Метель, вьюга Дети, ребятя Синонимы Друг, враг Слова в каждой паре противоположные по значению Будем говорить о словах, противоположных по значению Антонимы (Слайд 7) Предлагают варианты (Слайд 9-11)
Выполняют Читают Они делают нашу речь богаче, красивее. Выполняют задание Антонимы Слова с противоположным значением Ответы детей |
"Что такое антонимы?"
PPTX / 1006.19 Кб