Персонализированная программа целевой модели наставничества
Персонализированная программа
целевой модели наставничества
«учитель – ученик»
Составила: Стрелкова А.В.,
учитель начальных классов
2024 г.
Пояснительная записка
Персонализированная программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Программа разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» на основе Положения о целевой модели наставничества в МБОУ «СОШ с. …..», Программы целевой модели наставничества в МБОУ «СОШ с. ……».
Данная персонализированная программа нацелена на развитие способностей одарённых обучающихся.
Участники программы:
Наставляемые –………….., обучающиеся 2 класса
Запрос: методы и приёмы развития способностей одарённых детей
Форма наставничества: «учитель – ученик» (взаимодействие «учитель – одаренный ученик»)
Наставник - Стрелкова А.В., учитель начальных классов, классный руководитель обучающихся.
Вид наставничества – групповое наставничество.
Цель программы: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, создание условий эффективной системы поддержки и самоопределения обучающейся
Задачи:
1.Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личностного потенциала.
2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.
3.Развитие коммуникационных навыков и метакомпетенций.
Срок реализации программы: 2023 -2024 г
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Повышение уровня мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности учащихся
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
Формы наставничества - способы взаимодействия с наставляемыми:
-консультации;
-инструктаж;
- занятия на образовательной онлайн-платформе Учи.ру;
-самообразование;
- контроль и оценка результатов работы;
-корректировка действий;
- совместное выполнение заданий
Реализация программы наставничества.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
•Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
•Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании.
Методика выявления одаренных детей
I этап – привитие интереса к учебному предмету в рамках урочных занятий.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – работа с обучающимися, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Планируемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
•оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
План работы
Месяц | Содержание работы | Результат |
Октябрь | 1.Решение задач повышенной сложности 2.Диаграмма 3. Подготовка и участие в школьных олимпиадах | |
Ноябрь | 1. Задачи ловушки, шутки. 2. Нестандартные задачи «Взвешивание, время, монеты» 3. Логические задачи по теме «Время» | |
Декабрь | 1.Задачи связанные с величинами 2. Арифметические задачи, требующие особого способа решения | |
Январь | 1.Решение логических задач 2. Загадки и шарады | |
Февраль | 1. Нестандартные задачи на соответствие и порядок 2. Алгоритм. Составление алгоритмов | |
Март | 1.Комбинаторные задачи 2. Логические задачи, требующие цепочки рассуждений | |
Апрель | 1.Олимпиадные задачи 2. Логические задачи на смекалку и сообразительность | |
Май | 1.Олимпиадные задачи 2. Логические задачи с геометрическими фигурами | |
Диагностика
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников.
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец);
• академическая (3-й столбец);
• художественно-изобразительная (4-й столбец);
• музыкальная (5-й столбец);
• литературная (6-й столбец);
• артистическая (7-й столбец);
• техническая (8-й столбец);
• лидерская (9-й столбец);
• спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. 8. Интересуется общением со сверстниками.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11 .Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картин; . слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17.Интересуется актерской игрой.
18.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32.Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38.Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
40.Бегает быстрее всех в классе.
41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55.Хорошо играет на каком-либо инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61 .Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72.Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80.Физически выносливее сверстников.
Родительское исследование
1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имее большой словарный запас (Да / нет)
2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
5. Он очень любит рисовать (Да/нет)
6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? ___________
10.С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину _____________________
Карта моих интересов
№ | Вопросы | Ответ (да/нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? | |
2 | Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? | |
3 | Тебе нравятся уроки математики? | |
4 | А русского языка? | |
5 | Чтение книг - твое любимое занятие? | |
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | |
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | |
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? | |
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | |
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | |
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | |
12 | Тебе нравится решать математические задачи? | |
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | |
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | |
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | |
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | |
17 | Беспокоишься ли ты о будущем нашей планеты? | |
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? | |
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | |
20 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | |
21 | А спортивные секции? | |
22 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | |
23 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | |
24 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | |
25 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | |
26 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | |
27 | Ты посещаешь кружки? | |
28 | Есть ли у тебя домашние обязанности? | |
29 | С удовольствием ли ты выполняешь их? | |
30 | Ты любишь рисовать? | |