Реализация Целевой программы наставничества в образовательной организации: от истоков к современности

0
0
Материал опубликован 4 May 2022

Реализация Целевой программы наставничества в образовательной организации: от истоков к современности

Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах.

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования. Программа наставничества создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: молодых специалистов, представителей организаций региона, учителей, студентов, родителей, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами педагогики. Для образовательного сообщества программа наставничества – это полноценный канал обогащения опытом. Такая технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).

Наставничество используется в обучении/развитии разных категорий наставляемых и с различными целями, например:

со старшеклассниками – для целей профориентации;

со студентами-стажерами – для задач углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной специализации;

с новыми сотрудниками – для задач адаптации в образовательной организации, ускоренного освоения норм и требований, вхождения в полноценный рабочий режим;

с руководителями – для задач подготовки к развитию управленческой карьеры, переходу на более высокие уровни управления.

Программа наставничества является универсальной технологией построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Наставничество как общественный парадокс берет свое начало с древнейших времен. Еще до нашей эры, в первобытном обществе, оно существовало в виде ритуала инициации. Для подготовки к обряду имянаречения выбирались особые наставники, старейшины, обучавшие молодые поколения конкретным ритуальным правилам и умениям. Носители истины, хранители векового опыта и заветов, источники священного знания передавали свои знания новым поколениям. Образование, в том понимании, было направлено на передачу навыка от старших к младшим, на сбережение актуального уклада жизни.

Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию и берет свое начало от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С тех времен появился термин «ментор» или «наставник». Под определением понимался мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество стало ассоциироваться с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, и часто являющимся образцом для подражания.

Главные задачи работы наставника пробовали квалифицировать ученые и философы от античных времен до современности.

В V—III вв. до нашей эры древнегреческие философы пытались определить основные задачи деятельности наставника.

Сократ считал, что ключевая задача наставника – пробудить массивные духовные силы ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», адепт и наставник находятся на одной ступени, и в их споре появляется аксиома.

Платон гласил, что наставник становятся своего рода правителем, так как имеет власть над разумами тех, кого ведет. Хорошие учителя, как и хорошие философы, обязаны быть умеренными, не алчными, а мелочность и меркантильность не совместимы с созерцанием всего пространства и времени.

В социуме сложилось и закрепилось мнение, что именно наставник преклонного возраста, прежде всего, способен воплотить подобное воспитание.

Далее в статье мы рассмотрим различные подходы к определению форм наставничества как в зарубежной практике, так и в Российской Федерации.

Уместно вспомнить возникновение понятия «наставничество» в английском языке. Tutor в переводе на русский означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».

Интересно, что в Британской энциклопедии последнего издания понятие «tutorial» встречается в двух случаях — в статье Сomputer-assisted instruсtion и в статье Speсial eduсation, тем самым можно заранее предположить о расширении начального понятия.

Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах — Оксфорде в XII веке и Кембридже в XIII веке. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование, и главной задачей была подготовка духовенства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры.

Очередная волна интереса к наставничеству пришлась на восьмидесятые годы прошлого века в работах Д. Меггинсона (D. Megginson), Д. Клаттербака (D. Clutterbuck), Э. Парслоу (E. Parsloe) и ряда других. К этому времени относится и появление терминологической путаницы, в результате которой популярные термины «наставничество», «менторинг», «коучинг», «обучение на рабочем месте» стали употребляться как взаимозаменяемые.

Канадский ученый Дэвид Меггинсон, говорит о наставничестве как о существенной помощи человеку, который нуждается в перспективах и возможностях. В дополнение, Д. Меггинсон утверждает, что для успешного осуществления наставничества необходим доверительный уровень отношений между наставником и подопечным.

Дэвид Клаттербак — соучредитель Европейского Совета по Коучингу и Менторингу (ЕМСС), является ее пожизненным послом, руководитель международного сообщества преподавателей коучинга и менторинга Coaching and Mentoring International, приглашенный профессор по коучингу и менторингу в университетах Sheffield Hallam и Oxford Brookes и внештатный экзаменатор по коучингу Ashridge Business School. Дэвид входит в число самых авторитетных HR-специалистов по версии HR Magazine.

Диапазон его участия в проектах по наставничеству широк: от наставничества в корпорациях до наставничества в школах. Также Дэвид руководит проектом по обучению на программах управления наставничеством. Он executive-коуч и ментор, автор 60 книг, в том числе по наставничеству.

Девид Клаттербак в своей работе «Каждый нуждается в наставнике: забота о таланте в вашей организации» выделил две модели наставничества: американскую и европейскую.

Американская концепция наставничества подразумевает помощь протеже, старшим по возрасту или более влиятельным человеком. По данной концепции наставником может быть прямой руководитель обучаемого. Таким образом, происходит одностороннее обучение – наставляемый учится у своего наставника, перенимает его опыт, следует его советам и наставлениям. Задача наставника – давать советы и направлять поведение протеже. Такая модель называется «Спонсорское наставничество». Сложность применения американской модели наставничества заключается в трудной роли наставника.

Наставник в данном случае является непосредственным руководителем, которому приходится одновременно выступать для сотрудника в трех ролях: учитель, руководитель, наставник.

Европейская модель наставничества, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом в том или ином вопросе, чем большим влиянием. Эта модель подразумевает «забывание» любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных и отношения были построены на доверии. В данной модели обучаемый называется не протеже, а ученик (mentee). Отношения предполагают двустороннее обучение, то есть и наставник, и ученик учатся друг у друга, и их отношения взаимовыгодны. Задача наставника в этой модели – консультировать ученика, применяя коучинг и фасилитацию.

В европейской модели непосредственный руководитель не может быть наставником своего подчиненного, но является участником процесса его обучения. Эта модель получила название – «Развивающее наставничество».

Дэвид убежден, что менторинг и наставничество — одна из ключевых компетенций руководителя. Наставничеству нужно обучать, также как и умению быть наставляемым.

По мнению Клаттербака, наставничество играет важную роль на разных уровнях иерархии. Парадоксально что, чем старше и выше люди в организации, тем меньше они замечают, что в их организации происходит.

 Наставничество создает возможность для регулярного общения членов команды на разных уровнях и, тем самым, способствуют развитию организации.

Исследования Д. Клаттербака показывают, что в командах, которые добивались больших результатов, было больше коучинга и менторинга, была общая взаимосвязь между сотрудниками.

Стоит отметить, что проработанная литература по вопросу подходов к определению форм наставничества в зарубежной практике, привела нас к выводу о том, что наставничество в зарубежной практике современного общества в первую очередь направлено на развитие управляющих кадров.

В российской педагогике наставничество принимает особую роль в середине XIX в. К.Д. Ушинский один из первых начал размышлять о проблемах наставничества. По его мнению, убежденность в том, что профессиональный опыт компенсирует отсутствие теоретической подготовки, несправедлива. Теоретические знания и опыт должны, по мнению К.Д. Ушинского, дополнять друг друга. Кроме того, воспитание свободной, самостоятельной, активной личности является одним из главных условий общественного развития. Воспитание состоит в том, чтобы воспитать человека способного к самостоятельной жизни в обществе. А воспитатель, наставник, должен поставить себе цель взрастить свободного, самостоятельного человека, способного повиноваться в дальнейшем своему разуму и совести, понимая, к чему стремиться [4].

Наставничество в педагогической теории и практике продолжило развиваться и имело массовый характер в советские годы. Были разработаны положения о наставничестве, проводилось обучение, а также производился обмен опытом. Особое значение наставничества как формы образовательной деятельности начинает принимать в начале XX века в годы революции. В условиях безотцовщины, нестабильной обстановки в стране и низком уровне жизни произошел всплеск детской преступности. На фоне этих факторов отечественные ученые стали рассматривать феномен наставничества как индивидуальную форму работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями.

Антон Семенович Макаренко, ярчайший представитель данной теории, рассматривал наставничество как целенаправленный, педагогически организованный процесс в работе с несовершеннолетними правонарушителями и как эффективную форму социально-педагогической деятельности, в которой реализуется личностно-индивидуальный подход [2].

По его мнению, корни наставничества уходят в традиционное воспитание. Чаще всего оно организуется не специально, а реализуется в процессе совместной деятельности и предполагает выход за пределы коммуникации с воспитанниками на поле межличностных отношений, социокультурного взаимодействия поколений. Воспитанник, по мнению А.С. Макаренко, является не просто объектом, а субъектом, воздействующим на процесс обмена опытом и знаниями, на который направлены средства обучения и воспитания. Наставником же становится тот человек, который готовит себе замену на трудовом или духовном поприще. Форма воспитания в данном случае обращена к конкретной личности и требует установления близких, в некотором роде, родственных отношений. Основным методом воспитания здесь становится личный пример, именно поэтому главным принципом является наличие духовной связи, которая достигается через установление дружественных отношений [7].

Таким образом, наставническая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями осуществлялась на основе активности самого ребенка через взаимодействие его с окружающей социальной средой, то есть социумом. Фактически целями наставничества в работе с трудным ребенком являлись передача социального опыта, на основе которого происходило формирование установок самоперевоспитания, через реализацию путей индивидуальной работы наставника с несовершеннолетним правонарушителем.

Наряду с этим стихийно возникает пионерская организация - самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее опыт русского скаутского движения [5]. Ещё во времена Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Основанная 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет, она становится в своем роде школой политической активности, где пионеры помогали взрослым строить справедливую и счастливую жизнь [6]. Таким образом, наставничество приняло новую форму: уже не взрослые, опытные поколения были наставниками, а наоборот – юные, в некотором роде неокрепшие умы, приняли роль наставников. Также можно отметить, что именно пионерское движение впервые на законодательном уровне вывело понимание о наставничестве к тезису – «Дети учат детей».

Феномен наставничества стал более активно развиваться в 70-80-е гг. XX века в рамках адаптации молодых специалистов на производстве, а также на государственной службе, в правоохранительной системе, в организациях, учреждениях, вузах и школах. В 1975 г. в СССР был учрежден почетный знак «Наставник молодежи», а в 1981 г. - почетное звание «Заслуженный наставник молодежи РСФСР» [1]. Являясь важной составляющей кадровой системы, наставничество не только позволяло повысить квалификацию сотрудников, но и способствовало социализации при вступлении новых людей в коллектив. В советские годы считалось, что именно наставничество является залогом успешной карьеры.

Однако, переход к рыночным отношениям, метаморфоза ценностей и жизненных приоритетов привели к тому, что наставничество перестало быть актуальным, а затем и вовсе прекратило свое существование. В результате чего, в современной России, мы имеем отрыв одного поколения от другого и «старение» профессионалов в ряде отраслей: инженерия, приборостроение, машиностроение, а также педагогика. Более того, педагогика совершила своеобразный переход от высокого статуса к низкому - перешла в разряд непрестижных наук и непопулярных профессий.

В современной педагогической практике у определения «наставничество» существует большое количество описаний и определений. Ниже приведем некоторые из них:

«Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному» [3].

«Наставничество форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество» (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Приведенные определения понятия наставничества частично соответствуют традиционному пониманию, и в то же время есть стремление учесть особенности динамично меняющейся производственной и организационной среды. В данных определениях общим является то, что речь в первую очередь идет о способе передачи знаний и навыков - от опытного сотрудника к неопытному. Различия связаны с тем, что из передаваемого в наставничестве считается приоритетным: делается ли акцент на передаче устоявшегося конкретного профессионального знания и навыка, учитывается ли фиксация инновационных достижений, передается ли более широкий опыт жизни организации.

В современных организациях имеет место и такая практика наставничества, которая охватывает не только новых сотрудников, но в целом всех сотрудников организации. Интересен опыт организаций, в которых наставничество развернуто как широкая практика подготовки и развития кадров, которая охватывает школьников, студентов и сотрудников компании.

По мнению доктора наук Татьяны Владимировны Черниговской, в современном мире, где все большее значение имеют роботы и искусственный интеллект, профессии учителя-наставника отводится важнейшая миссия с точки зрения формирования у будущих поколений общечеловеческих ценностей, а также воспитание гармонично развитой личности в целом.

В современном мире многие функции мозга успешно заменяют машины, однако, остаются те, что неподвластны искусственному интеллекту. Цивилизация развивается благодаря людям, которые творят и создают нечто новое во всех сферах жизни, и в этом смысле учителя спасают человечество. В настоящее время сфера наставничества в первую очередь развивает ребенка как личность и влияет на развитие у детей таких способностей как творчество, воображение, эмоциональная вовлеченность, что и делает человека человеком.

Потенциал наставничества в последние годы признается все большим числом людей. Многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества. Поэтому необходимо как распространять имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.

Еще 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. Институт наставничества играет одну из важнейших ролей в максимальной настройке профессионального образования на потребности экономики, на решение задач развития отдельных регионов и страны в целом.

Чтобы будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, а также те специалисты, которые уже трудятся, могли повысить квалификацию, сменить профессию, если нужно, и сферу деятельности, бизнес и образовательные учреждения должны иметь широкий набор механизмов сотрудничества.

Многие из тех, кто успешно трудится на производстве, уже имеют серьезный багаж знаний, и поэтому встает вопрос о современных формах передачи опыта на предприятиях. Появляется необходимость в эффективной системе мотивации для наставников, и это должно быть современное наставничество, передача опыта и конкретных навыков.

В начале 2018 года Агентство стратегических инициатив организовало и провело Всероссийский форум «Наставник». По результатам форума 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.

Одной из центральных в нацпроекте «Образование», наряду с федеральными проектами «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы», является тема наставничества в образовании.

Федеральный проект «Современная школа»

Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников.

В целевом показателе проекта указывается, что до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.

Система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

Актуализацией проблемы наставничества так же является противоречие между возрастанием насыщенности образовательной (и более широкой социальной) среды и тенденцией к усилению ее несогласованности и противоречивости. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество и многообразие образовательных услуг и образовательно-значимых социальных практик. С другой стороны — этот процесс развивается стихийно, в условиях рыночной конкуренции и недостаточного развития механизмов оценки качества этих услуг и практик. В результате чего самонавигация обучающегося в «море возможностей» становится все более затруднительной.

Возникает эффект дезориентации подрастающего человека в социальной среде. Это может выражаться в неспособности освоить необходимые этапы базовых процессов развития личности, таких как социализация, социальное и профессионально-образовательное самоопределение и другие.

Усложняет задачу противоречие между требованием максимальной включенности современного человека в широкую систему социальных отношений и тенденциями социальной дезадаптации растущего поколения. Тому подтверждение следующие факторы:

погружение современных детей и молодежи в пространство виртуального (сетевого) общения;

стремление значительной части родительского и педагогического сообщества к социальной закрытости образовательного процесса, вызванное нарастающим переживанием тревоги и страха за детей, их жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье;

нарастание доли формализованного общения, подчиненного логике стандартов, программ, планов и жесткого контроля результативности, при уменьшении доли неформального, личностно значимого общения.

Как результат, на данный момент, мы имеем:

резкое снижение готовности новых поколений к самостоятельному вхождению во взрослую жизнь, неразвитость субъектной позиции, неспособность понять самого себя;

усиление эффекта отчуждения человека, с его внутренним миром, от общества, с его правилами и требованиями;

возникновение необходимости в посреднике между растущим человеком и миром, представленным множеством локальных социальных и образовательных сред.

В настоящее время наставничество признано самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессионала, так как одним из ключевых условий инновационного развития и конкурентоспособности российской экономики является формирование и развитие кадрового потенциала.

Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах. Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования.

Во-первых, программа наставничества является плодотворной средой, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: молодых специалистов, представителей организаций региона, учителей, обучающихся, родителей, а также других лиц, интересующихся проблемами современной педагогики.

Во-вторых, для образовательного сообщества программа наставничества – это полноценный канал обогащения опытом. Такая технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи.

Место наставничества в современном образовании Российской Федерации

В 2018 году был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. 

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, для начала обратимся к социальным характеристикам: модель-SPOD и модель-VUCA. Как утверждают исследователи, на протяжении долгого времени мир жил по модели SPOD, что расшифровывается как Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В представленных условиях выпускники учебных заведений знали свою жизнь наперед.

Современный мир перешел к модели VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). Под влиянием этих факторов помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако современный мир меняется крайне быстро, что приводит к отсутствию у людей времени и ресурсов для самостоятельного знакомства со своим «Я», для поиска личных целей, для формирования мечт, без которых невозможен успех.

Следуя тенденциям развития общества, российские школы меняют модель работы. На данный момент сохраняется модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученик запоминает ее и воспроизводит в точке контроля. Однако, как было упомянуто выше, данная модель работы перестает соответствовать модели современной жизни, поэтому система образования стремится к модели 3.0. Данная модель предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

В данном контексте наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология. Данная технология позволит передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы, которые ранее были успешны. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Ожидается, что при работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если речь идет непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.

Индивидуальное наставничество

Как правило, индивидуальное наставничество практикуется с детьми в сложных жизненных ситуациях, а также обучающимися, которым действительно нужен индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования, вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.

Групповое наставничество

Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

Наставник может помочь обучающимся осмыслить способности и необходимости, актуальные цели, выявить недостатки студентов и те препятствия, которые не дают им достигнуть жизненной цели. Наставник воодушевляет и мотивирует молодых людей, помогая образовать веру в достижение целей, а также демонстрирует определенные пути для их достижения.

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

Таким образом, наставничество в рамках национального проекта «Образование» должно помочь воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность, в основе которой будут духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции.

Наставничество как способ передачи опыта в последние годы снова признается все большим числом людей. Взглянув в прошлое, мы можем сделать вывод: наставничество – неотъемлемая часть развития общества. И хотя в середине XX века роль наставничества стала угасать, сейчас мы видим, что государство намерено возродить его в полной мере. Многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества. Поэтому необходимо как распространять имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

Таким образом, наставничество в должно помочь воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность, в основе которой будут духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции.

Список использованной литературы

1.Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дисс.… к.п.н. [Текст] / С.Г. Антипин. – Нижний Новгород, 2011. – 24 с.

2.Валентина Постовалова. Макаренко, которого всем нам необходимо знать // «Народное образование», 2002. — № 10. — С. 196—201.

3.Володина Н. Адаптация персонала: российский комплексной системы. – М.: Эксмо, 2010 – 240 с.

4.Ичетовкина, Н. М. Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии / Н. М. Ичетовкина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5)., С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/343/ (дата обращения: 16.03.2022)

5.Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм. М.: Красная новь, 1923. – 54, [2] с.

6.Новиков С.Г. Пионерия в системе воспитания «нового человека» (1920-е годы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pioneriya-v-sisteme-vospitaniya-novogo-cheloveka-1920-e-gody (дата обращения: 21.04.2022).

7.Шакурова, М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Шакурова Марина Викторовна. – Москва, 2007. – с. 92.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации