Урок биологии для 8 класса «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
1. Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Предмет: биология
Класс: 8
2. Тип урока: форма организации (полного цикла) проектной деятельности (урок –проект)
3. Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-дают характеристику различным видам травм системы опоры и движения;
- определяют различия в повреждении суставов, костей и растяжении связок;
- определяют цели доврачебной помощи, показывают ее отличие от профессиональной врачебной помощи,
- оказывают доврачебную помощь.
Метапредметные результаты:
- осуществляют полный цикл проектной деятельности, осваивают основы проектной деятельности.
- разрабатывают групповые проекты мастер классов «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения» для обучающихся начальной школы.
Личностные результаты:
- оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни для окружающих людей.
4.Краткое содержание урока: В опережающем домашнем задании восьмиклассники собирают информацию о различных видах травм системы опоры и движения (ушибах, вывихах, растяжениях, переломах). Информация необходима для создания проектного продукта урока - мастер классов «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения», которые восьмиклассники разрабатывают на уроке и затем планируют провести для обучающихся начальной школы. Номинация – «вид травмы» мастер класса выбирается путём жеребьёвки. Урок разделён на этапы, соответствующие этапам проектной деятельности.
5. Деятельностное содержание урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика по достижению метапредметной цели |
Приёмы (элементы конструктора) |
Средства |
Организационная форма |
Результат этапа |
Подготовительный |
Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по травматизму |
Анализируют предложенные ситуации по подростковому травматизму. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию Участвуют в интерактивном обсуждении собранной информации |
Задания «Проанализируйте ситуацию» (Приложение 1) |
Карточки с ситуациями, флипчарт, стикеры |
Группы по 4 человека |
Анализ важной известной и неизвестной информации по причинам и последствиям травм |
Проектировочный |
Помогает при необходимости сформулировать проблему с помощью методологических подсказок- «скрытых вопросов» |
Изучают статистическую информацию, формулируют проблему |
Задание «Статистика» (приложение 2) |
Раздаточный материал со статистическими данными |
Группы по 4 человека |
Сформулированная проблема |
Организует обсуждение в группах, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели |
Формулируют цель проекта «Разработка мастер- классов «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения». Фиксация цели. |
Прием «Технология постановки SMART- целей» (Приложение 3) |
Сформулированная цель проекта |
|||
Предлагает разработать алгоритм действий при составлении мастер класса Консультирует группы по планированию |
Аргументируют свой алгоритм деятельности (практическая работа) по достижению цели |
Задания практической работы (Приложение №4) |
Сформированный план по разработке проекта и выполнению практической работы |
|||
Реализация |
Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп |
Разработка сценариев мастер- классов. |
Проектный продукт – мастер- классы «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения». (вывихи, ушибы, растяжения, переломы» |
|||
Участвует в обсуждении, консультирует по вопросам оказания пмп, при разработке памятки |
Представляют результаты исследований. Демонстрируют способы оказания первой медицинской помощи (пмп) при растяжениях, вывихах, ушибах, переломах |
Жгуты, бинты, шины, салфетки |
||||
Оценка и рефлексия |
Определяет критерии оценки деятельности. |
Оценивают результаты выступающих с мастер- классом ( по критериям оценки) |
Задание «Экспертная карта мастер- классов» (Приложение 5) |
Класс |
Оценка уровня реализации проектов |
Приложение 1
Задание «Проанализируйте ситуацию»
Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.
Задание.
- проанализировать предложенную ситуацию, разделив её на составляющие:
3- что мы знаем |
X - что мы ходим узнать |
- на листочках- стикерах белого цвета терминологично записать что известно восьмиклассникам о строении опорно- двигательной системы.
- на листочках- стикерах красного цвета записать вопросы, возникшие при анализе ситуаций, который их взволновали и ответ на который на предшествующих уроках они пока не получили.
В ходе интерактивного обсуждения в четверках вопросы группируются по содержанию. На доске/флипчарте можно нарисовать силуэт человека и заполнить его стикерами со всей известной и всей неизвестной информацией.
Учитель в конце подводит итоги и комментирует результат.
Ситуации:
Ситуация 1
На уроке физической культуры ученики отрабатывали прыжки в длину. Игорь не рассчитав разбег, неудачно упал на плечо и согнулся от резкой боли. Рука висела как «плеть», в области ключицы на коже возник кровоподтёк. От боли Игорь не мог вымолвить ни слова, только тихо стонал.
Ситуация 2
Ира, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.
Ситуация 3
Увлекшись игрой в салочки и ничего не видя вокруг, Саша и Антон сбили с ног двух пятиклассников, оказавшихся рядом. У одного из упавших мальчиков хрустнула рука, и он заплакал от резкой боли. Мальчики растерялись.
Ситуация 4.
На улице резко похолодало. По дороге в школу двое восьмиклассников Валера и Степан постоянно цеплялись друг за друга и пытались преодолеть гололёд, катаясь на подошвах обуви. На одном из скользких участков Валера толкнул Степана, который рефлекторно вытянул руки вперед, чтобы сохранить равновесие и упал на бок, ударившись головой об лёд. На голове Степана в месте падения образовалась большая шишка, возникло чувство головокружения, его подташнивало.
Приложение 2.
Задание «Статистика»
Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока, чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.
Задание.
- совместить частный случай предыдущей ситуации со статистическими данными и сформулировать проблему
Статистическая информация:
С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме.
Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время:
– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;
– занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;
– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;
– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.
Приложение 3
Прием «Технология постановки SMART- целей»
Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели
Правильно сформулированная цель должна быть:
Specific - конкретная
Measurable - измеримая
Achievable - достижимая
Relevant – согласованная с задачами
Time-Bound - определенная во времени.
Задание: сформулировать цель проекта, использую требования к цели.
Приложение 4
Практическая работа « Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Цель: Определить алгоритм действий при составлении мастер класса «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения».
Задание.
1.Оформить начало практической работы по выработанным правилам оформления практических работ. Самостоятельно сформулируйте цель практической работы и запишите её в тетрадь.
2. На основании информации опережающего домашнего задания и презентаций электронного пособия Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф” устно обсудить в группах и ответить на поставленные в слайдах презентации вопросы.
3. Составить краткий сценарий мастер класса «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения», оформить его в тетради,
4. Распределить роли и продемонстрировать результаты работы учителю и всему классу, полно ответить на вопросы других групп
Приложение 5
Задание «Экспертная карта мастер- классов»
Цель: сформировать компетентность в оценке проектного продукта
Задание: Оценить представляемый мастрер-класс, используя экспертную карту
Экспертная карта мастер- класса
Проектный продукт |
Требование |
Балл |
Соответствие заявленным целям |
1. Проектный продукт не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования) |
0 |
2.Проектный продукт соответствует заявленным целям |
1 |
|
Использование информации опережающего домашнего задания |
3. Отсутствие домашней подготовки |
1 |
4. Использование подготовленной дома информации |
2 |
|
Практическая значимость продукта |
5.Проектный продукт имеет практическую значимость |
1 |
6. Проектный продукт имеет практическую значимость, может быть использован неоднократно |
2 |
|
7. Проектный продукт имеет высокую практическую значимость, может быть использован неоднократно, в разных сферах применения |
3 |
|
Характеристика выступления |
Требование |
Балл |
8.Постоянно обращаются к записям при демонстрации мастер- класса |
1 |
|
9.Авторы свободно показывают мастер- класс, обращается к записям изредка |
2 |
|
Речь |
10. Последовательность и логичность нарушаются |
|
1 |
||
11.Изложение последовательно и логично |
1 |
|
10.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие, дикция. |
1 |
|
Ответы на вопросы |
11.Неразвёрнутый неаргументированный ответ |
1 |
12. Развёрнутый аргументированный ответ |
2 |
|
Регламент |
13.Выступление в рамках регламента |
1 |
17- 20 баллов – оценка «5», 14-16 баллов – оценка «4», 11-13 баллов- оценка «3».
Надежда Алексеевна Паршукова