Первобытное искусство

1
0
Материал опубликован 16 September

t1726515845aa.png


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества Ленинского района»

(МБУ ДО ЦДТ Ленинского района)


603132, город Нижний Новгород, улица Даргомыжского, дом 11 «А»

тел. (831) 281-25-50,281-25-20,281-25-10 факс (831) 281-25-50,

e-mаil: lenruocdo@mail.ru










Методическая разработка

Учебное занятие по теме «Первобытное искусство»








Составитель:

Волкова Юлия Николаевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории










Нижний Новгород

2022

Информационный лист

Сведения об авторе


Волкова Юлия Николаевна


педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

руководитель ИЗО-студии «Юный художник»

стаж педагогической работы: 12 лет

место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Ленинского района» г. Нижний Новгород


Краткая аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по программам обучения рисунку, живописи, истории искусства, МХК в учреждениях дополнительного образования.


Пояснительная записка

Цель: оказание методической помощи руководителям изостудий, творческих кружков по рисунку, живописи, МХК в организации образовательной деятельности и совершенствовании педагогического мастерства.


Задачи:

Познакомить с практическими приемами внедрения в занятие игровых приемов, которые способствуют активизации познавательной и творческой деятельности детей, повышению интереса к изучению предмета.

Создать условия для повышения профессионального мастерства и оптимизации образовательного процесса.

Способствовать развитию мотивации и творческой фантазии обучающихся.


Адресат разработки

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования в помощь при проведении занятий по истории искусства с обучающимися 6-11 лет.






Содержание




































Введение


Обучение истории искусства в рамках программ по рисунку и живописи является актуальным для понимания обучающимися глубины и большой значимости искусства для всего человечества в целом. Чтобы заинтересовать и увлечь посещающих занятия детей младшего школьного возраста предлагаемым материалом, занятия необходимо проводить в форме игры и обязательно с практическим этапом.

Тема «Первобытное искусство» раскрывается как путешествие на машине времени в древние далекие времена, когда на земле только начал развиваться человек. Он внимательно смотрел вокруг себя, изучал то, что его окружало, и изображал это на стенах первобытных пещер.






























Основная часть

Конспект учебного занятия по теме «Первобытное искусство»


Тема занятия: Первобытное искусство


Возраст детей: 6-11 лет

 

Цель:

Формирование представлений обучающихся о первобытной наскальной живописи, о её особенностях, а также знакомство с условиями возникновения древнего искусства, его значением для человечества.

 

Задачи занятия:

Образовательные – формировать чувство композиции, анализировать форму изображаемых объектов в наскальных рисунках - способе самовыражения первобытных людей.

Воспитательные – воспитывать интерес к знаниям о духовных особенностях культуры и искусства древнего и современного мира.

Развивающие – развивать воображение и творческие способности обучающихся при создании живописной работы.


Тип занятия:

практическое занятие.

 

Форма организации занятия:

комбинированный урок


Организационно-педагогическое обеспечение занятия

Технические средства и оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Методические, дидактические материалы: мультимедиа-презентация по теме занятия

Используемые материалы: листы белой бумаги А3, листы белой бумаги А4, губка, краски гуашь, кисти, карандаш, ластик, уголь, сангина, баночка для воды, влажные салфетки, заготовки для амулетов.


Предварительная подготовка.

Педагог перед началом занятия готовит кабинет: белыми листами бумаги А4 на полу обозначаются кочки на болоте, надуваются воздушные шары с заготовками амулетов внутри и раскладываются по кабинету.

 

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический




Структура занятия


1.Организационный этап (2 минуты):

- вводная беседа,

- погружение в тему.

2. Подготовительный этап (1 минута)

- проверка готовности к занятию.

3. Теоретический этап (5 минут)

- сообщение новых знаний,

- беседа.

4. Практический этап (30 минут)

- двигательная активность,

- выполнение творческой работы.

5. Контрольный этап (3 минуты)

- закрепление материала,

- диалог

6. Итоговый этап (4 минуты)

- выставка,

- подведение итогов.


Ход занятия


Организационный этап

 Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами постараемся интересно провести время, узнав что-то новое. И сегодня мы с вами будем путешественниками во времени. Итак, садимся в машину времени и представляем, что за окнами нашего кабинета не улицы современного города, а лес с дикими животными. А наш кабинет - это поляна с входом в древнюю пещеру, до которой нужно добраться через болото по кочкам в виде листов бумаги. Наступать мимо них нельзя, чтобы не утонуть в болоте. Давайте друг за другом начнем пробираться по «болотным кочкам» на свое рабочее место.

Несмотря на опасность, постарайтесь внимательно слушать меня как экскурсовода, и запомнить многое о наскальной живописи и жизни первобытных людей.

Скажите ребята, любите ли вы рисовать?

Дети: Да!

Педагог: Тогда еще и обязательно порисуем, а что – скажу вам, когда каждый на время занятия станет немного сам первобытным человеком.

Подготовительный этап

Педагог: Ну вот, мы все добрались до рабочего места и можем проверить, все ли у вас есть для рисования: лист белой бумаги А3, лист белой бумаги А4,губка, краски гушь, кисти, карандаш, ластик, уголь, сангина, баночка для воды, влажные салфетки.

Лист формата А3 находится строго перед вами. Поставим воду со стороны той руки, в которой вы держите карандаш и кисточку. Краски у вас должны лежать перед глазами, справа карандаш, кисточка, другие художественные материалы.

Дети расставляют материалы перед собой, следуя словам педагога. Педагог помогает.

Теоретический этап


Во время рассказа демонстрируется презентация, фото и другой наглядный материал. Дети рассматривают представленные материалы, слушают педагога, участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы.


Педагог: Напоминаю, ребята, что мы переехали на машине времени в древние времена. Мы находимся на поляне, а перед нами вход в пещеру. Перед ней разведен огонь. Скажите, ребята, зачем древним людям нужен огонь?

Дети: Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

Педагог: Верно, а как его получил человек?

Дети: Была гроза, в дерево попала молния.

Педагог: Да, а потом человек сам научился разводить огонь. Один из способов: трением палочки о палочку. Какие он совершал движения?

Дети показывают руками движения.

Педагог: Молодцы! Какую одежду носили древние люди?

Дети: Одежду из шкур.

Педагог: То, что они научились шить одежду из шкур и имели огонь, помогло людям выжить в холода. В пещере же они прятались и от хищников тоже, это были их убежища. Древний человек много времени проводил в пещере и оставил там наскальные рисунки.

До 19 века ( а мы с вами живем в 21веке) человечество еще не знало о том, что среди первобытных людей были художники, которые создавали красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Марселино Санс де Саутуола. Скажите, пожалуйста, кто такие археологи?

Дети: Те, кто ищет в земле все, что связано с древними временами. Изучает то, что было до нас.

Педагог: Верно. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию, ей было 9 лет. Девочка играла и случайно прошла вглубь пещеры. Он громко закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Весь потолок пещеры действительно был украшен изображениями бизонов в странных и удивительных позах, будто они бежали. Они были похожи на настоящих животных.

Долго ученые не верили, что это настоящие рисунки. Потому что тогда думали, что человек, живший в те далекие времена и не знавший еще очень много вещей, не учившийся нигде и не умеющий строить дом, мог создать такое чудо, ведь животные были нарисованы с соблюдением всех пропорций. А некоторые из них даже были маленькими рядом с большими – казалось, что они далеко. А это уже похоже на перспективу, хотя открыли ее гораздо позже. Помните, что такое перспектива?

Дети: Когда предмет дальше от нас, он кажется меньше.

Педагог: Вы правы, если говорить так просто. Но поверить всем пришлось, что рисунки настоящие: вслед за пещерой Альтамирой открыли другие пещеры. Например, пещера Ласко во Франции. И там тоже были найдены наскальные рисунки.

Давайте сейчас посмотрим внимательно на эти изображения. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали медведя, носорога, пораженных копьями, или мамонта, попавшего в ловушку. В наскальных рисунках первобытный человек часто изображал животных, так как охота была важнейшей составляющей его жизни. [5]

Изображали и других животных, таких как горный козел, лев. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Палитра первобытного человека состояла из четырех основных красок: черная, белая, красная и желтая. Они использовали мел, древесный уголь, природные красители - охра, глина. Куски природной краски растирались, разводились с помощью жидкостей, или даже обжигались, и использовался уголь.

Ребята, мы с вами сегодня пещерные люди, а значит, мы тоже нарисуем свои наскальные рисунки, используя примеры работ древних художников.


Практический этап


Педагог: Сейчас мы выполним собственный наскальный рисунок, сначала придумав сюжет из жизни первобытного человека, используя стилизацию изображения.

Сначала подготовим лист, чтобы он был похож на пещерную стену.

Используем краски цвета земли, глины: охра, коричневый, серый, черный, немного красный, белый.

Наносим краски кистью на лист в хаотичном порядке, а потом жесткой стороной губки и смятым листом бумаги формата А4 растираем их, чтобы перемешать и создать шероховатую поверхность.

Обучающиеся выполняют по порядку все движения, создавая по цвету свое изображение стены пещеры.

Педагог: Нам нужно дождаться, пока лист с краской высохнет. Значит у нас есть немного времени, чтобы еще больше перевоплотиться в древнего человека. Давайте соберем то, что можно найти в природе, и сделаем себе амулет, чтобы украсить себя. Этот амулет будет нас защищать от всего, чего возможно боялся первобытный человек.

По кабинету в разных местах разложены воздушные шарики, внутри которых находятся бусины, ракушки, деревянные палочки, листья. Мы вместе будем сдувать шары и добывать детали для амулетов.

Обучающиеся собирают детали на нитку, одевают и возвращаются на свое рабочее место.

Педагог: Теперь мы защищены и можем выполнить свои наскальные рисунки. Используя уголь, сангину и угольный карандаш нарисуйте картину со своим сюжетом, используя примеры с фотографий настоящих пещер.

А я буду подходить к вам, по необходимости помогать, подсказывать и уточнять с вами ваши работы.

Педагог: Ребята, а что в конце ставит художник на свою картину в углу, когда она закончена, и он хочет показать, что это его картина?

Дети: Художник ставит подпись.

Педагог: Отлично! А вы знаете, древние художники тоже оставляли свои подписи на стенах пещер в виде отпечатков своих ладоней! Если хотите, можете тоже сделать свои подписи.


Контрольный этап

Педагог: Ребята, вы очень хорошо порисовали. Давайте сейчас вы посмотрите на свои рисунки, как вам кажется, получились ли они? Что бы вы хотели добавить на свой рисунок или изменить в нем?

Дети: (примерный ответ детей) Рисунки получились похожими на рисунки древних людей, можно добавить больше линий, чтобы показать движение.

Педагог: Ребята, давайте повторим, что такое наскальная живопись?

Дети: Это творческие работы первобытных людей, выполненные на стенах пещер в древние времена.

Педагог: Какие животные населяли Землю много лет назад, в то время, когда жил первобытный человек?

Дети: Мамонты, олени, медведи, носорог, бизон.

Педагог: Кто первый нашел наскальный рисунок в 19 веке?

Дети: Дочка ученого-археолога в Испании.

Педагог: Какие материалы, цвета для рисования использовали первобытные художники?

Дети: Цвета охры, глины, уголь.


Итоговый этап.

Педагог: А теперь сделаем выставку ваших рисунков, соединим их в единую стену нашей воображаемой пещеры.

Давайте посмотрим на наши работы и обсудим их. Постараемся выявить соответствия с созданными эскизами, найдем, что получилось у других интересное, какие моменты в рисунках вы бы использовали в своей работе.

Обучающиеся совместно обсуждают основные достоинства, интересные детали, выявляют возможные ошибки и пути их исправления.


В конце занятия все моют руки, убирают рабочие места.






Заключение


Занятие на тему «Первобытное искусство» открывает цикл занятий по истории искусства. Оно позволяет обучающимся понять важность открытия археолога Саутуолы в пещере Альтамира для дальнейшего развития искусства и истории человечества в целом.

Практическая часть занятия является важной в закреплении материала, а игровая форма подачи новой информации дает возможность обучать сложным понятиям искусства детей разных возрастов.




































Список использованных источников


Художественная школа: основы техники рисунка, развитие творческого потенциала / [отв. ред. Л. Кондрашова]. – М.: Эксмо,2015. - 528 с.

Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности: методическое пособие / Л. Л. Тимофеева. – М.: Центр педагогического образования, 2015. - 304 с.

Завершнева Е.Ю. Мы живем в каменном веке/ Е.Ю.Завершнева. – М.: Пешком в историю, 2019. – 64 с.

Барб-ГалльФ. Как говорить с детьми об искусстве / ФБарб-Галль. – СПб.: Арка, 2015. – 192 c.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая ; под ред. А. А. Искендерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.

Киплинг Редьярд. Кошка, которая гуляла сама по себе/ Редьярд Джозеф Киплинг. – М.: Адонис, 2009. – 16 с.


























Приложения


Приложение 1.

Фото наскальных рисунков из различных пещер



t1726515845ab.pngt1726515845ac.jpgAutoShape 1



t1726515845ae.jpg

















t1726515845af.jpg




























t1726515845ag.jpg
















t1726515845ah.jpg





























Приложение 2.

Графические изображения наскальных рисунков



t1726515845ai.jpg



























t1726515845aj.jpg















Приложение 3.

Примеры работ обучающихся


t1726515845ak.jpg

























t1726515845al.jpg


























Приложение 4.

Планы расположения рисунков в пещерах Альтамира и Ласко

t1726515845am.jpgt1726515845an.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.