Первое начало термодинамики и его применение

2
0
Материал опубликован 19 November 2020 в группе


Первое начало термодинамики и его применение
PPTX / 1.05 Мб

Первое начало термодинамики и его применение
DOCX / 468 Кб

ФИО: Новоселова Юлия Михайловна

Место работы: КОПОБУ «НТМСХ» г Нолинск Кировской области

Курс: первый; Предмет: физика

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений посредством использования ИКТ

Образовательная цель: ввести первое начало термодинамики как закон сохранения и превращения энергии термодинамической системы; ввести понятие об адиабатном процессе; раскрыть физическое содержание первого начала термодинамики при рассмотрении конкретных процессов; продолжить формирование умений описывать тепловые процессы физическими величинами и законами; продолжить развитие теоретического мышления обучающихся при решении задач; выражать в устной и письменной речи этапы решения задач, обосновывать свои практические и умственные действия.

Развивающая цель: продолжить формирование навыков исследовательской работы; умения анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; умения принимать решения; развитие коммуникативных умений докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии; активизация познавательной и творческой деятельность обучающихся.

Воспитательная цель: способствовать формированию сотрудничества и взаимовыручки в учебном коллективе; воспитывать интерес к предмету изучения, любознательность; развитие объективной самооценки.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Планируемые результаты.

Предметные: умение проводить наблюдения, анализировать, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы.

Метапредметные:

-познавательные: умение структурировать знания, осуществлять постановку и формулировку проблемы и поиск путей ее решения;

-регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

- коммуникативные: умение работать в коллективе, осознанно и произвольно строить речевые высказывания на основе полученных знаний.

Личностные: сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: проектор, ПК, толстостенный сосуд, насос, учебник физики, сборник задач по физике.

Список литературы

Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 216-224.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009.- С.81-89.

Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн.для учителя. – М.: «Просвещение», 2005

Интерактивный курс Физика 7-11 класс «Ваш Репетитор» (TeachPro)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА (2 часа)


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент

Слайд 1

Приветствует студентов. Создает позитивный настрой на познавательную деятельность, определяет готовность студентов к занятию

Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места

2 Целеполагание, мотивация

Слайд 2

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет обучающихся к формулированию цели урока.

Организует тестирование студентов (ссылка: https://onlinetestpad.com/ho2dy6lp4amq2)

Определяет место урока в курсе изучения раздела. Помогает сформулировать цель занятия

Отвечают на вопросы теста, осмысливают результаты тестирования. Вместе с преподавателем определяют для себя цели на предстоящем занятии.

3 Актуализация

Задает вопросы:

Как теоретически доказать, что работа газа при изотермическом и изобарном процессе неодинакова?

Как определяется полная механическая энергия любой системы?

Как формулируется закон сохранения полной механической энергии?

Когда происходит изменение кинетической (потенциальной) энергии тела? Приведите примеры превращения одного вида энергии в другой

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, формулируют

собственное мнение и позицию

Принимают решения и осуществляют самостоятельный

Учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

4 Первичное усвоение знаний

Слайд 3

Организует работу студентов на познание нового





















Предлагает выполнить задание (Слайд 4): Определите процессы, в которых участвует термодинамическая система идеальный газ, и прочитайте уравнение первого начала термодинамики для каждого случая. (приложение 1)

Проводит взаимоконтроль

Подводит итоги

Задает вопросы:

Какие изопроцессы вам известны?

Какой физической системой они происходят?

Можно ли изопроцессы назвать термодинамическими процессами?

Организует работу студентов по заполнению таблицы Применение первого закона термодинамики к различным процессам

Вопросы при заполнении таблицы:

Назовите формулы для определения внутренней энергии идеального газа, работы газа при изобарном процессе.

Почему при изотермическом процессе не изменяется внутренняя энергия?

Что происходит с газом при его сжатии?

Совершается ли работа при изохорном процессе? За счет чего изменятся внутренняя энергия газа?

Изменяется ли температура газа при изобарном процессе? За счет чего?

Какие экспериментальные факты доказывают, что при изобарном процессе газ совершает работу?

(приложение 2)

Демонстрирует опыт с толстостенным сосудом:

В толстостенный сосуд с пробкой, содержащий влажный воздух, накачиваем насосом воздух. Через некоторое время пробка вылетает и над сосудом образуется туман. Объясните наблюдаемое явление? За счет чего вылетает пробка? Почему над сосудом образуется туман?

(Слайд 5,6)

Изучение нового материала продолжается с использованием интерактивного курса Физика 7-11 класс «Ваш Репетитор» (TeachPro) Первый закон тнрмодинамики

Организует просмотр, прослушивание и обсуждение учебного материала

Слушают преподавателя. Ведут записи в тетради. Пытаются самостоятельно по определению первого закона термодинамики записать его формулу,

корректируют запись формулы, отвечают на вопросы

преподавателя.

Запись в тетради

Первый закон (первое начало) термодинамики – закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления:

Количество теплоты, сообщённое системе, равно сумме работы газа против внешних сил и изменения внутренней энергии системы:

Q = A + ΔU

Работа (A) и количество теплоты (Q) – характеристики процесса изменения внутренней энергии

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно добывают «новые знания» по плану действий.

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляют взаимоконтроль. Заполняют таблицу. Контролируют способ действия и его результат

Корректируют ошибки, восполняют пробелы.

Учатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях



















Наблюдают опыт и анализируют его результат. Отвечают на вопросы преподавателя

Записывают в тетрадь

Адиабатный процесс – это процесс, протекающий в системе без теплообмена с окружающими телами (Q=0). Адиабатными можно считать и быстро протекающие процессы, например, взрыв горючей смеси при работе двигателя внутреннего сгорания

Дополняют таблицу

Слушают, анализируют, проверяют записи в тетради.

5 Первичная проверка понимания

Предлагает выполнить задание (Слайд 7):

Как изменяется внутренняя энергия газа, если с ним происходят указанные процессы? (приложение 3)

Проводит взаимоконтроль

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляют взаимоконтроль

6 Первичное закрепление

Организует решение задач (приложение 4) (Слайд 8-10) и самостоятельную работу по решению качественных задач (приложение 5)

Проверяет работу обучающихся

Выполняют задания, записывают ответ

Через организацию самостоятельной

делают выводы, получают результаты Самостоятельно активизируют мыслительные процессы, осуществляют контроль правильности сопоставления информации

7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание

Определяют область применения полученных знаний. Обсуждают, задают вопросы. Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и

необходимой помощи. Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению

полученных знаний

8 Рефлексия

Организует и проводит рефлексию учебной деятельности, обсуждение результатов занятия

(Слайд 11)


Анализируют результаты собственной деятельности; определяют существующие

пробелы в полученных знаниях

Формулируют выводы о достижении цели урока

Оценивают личностною значимость полученной на уроке информации с

практической точки зрения, умения

обобщать, формулировать вывод






t1605790226aa.png


t1605790226ab.png















t1605790226ac.png










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.