Предварительный просмотр презентации

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» История создания. Общая характеристика 10 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

«Вишневый сад» - последняя пьеса А.П. Чехова. Закончена в 1903г в Ялте, когда шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обречённый на гибель. На смену ему шла новая могучая сила – буржуазия. Основой пьесы стало умирание дворянства как класса и приход капитализма в Россию Первое представление состоялось 17 января 1904 года на сцене МХАТа. Напечатана в конце мая 1904 года. Эту пьесу часто называют пьесой о настоящем, прошлом и будущем России

Подготовка к ЕГЭ!!! Особенности драматического произведения это род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях людей). Предназначается для постановки на сцене РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА Основные жанры драмы? 3. Комедия — драматическое произведение, высмеивающее пороки общества и человека 1. Драма — произведение, показывающее жизнь обычных людей, их чувства и переживания. 2. Трагедия — драматическое произведение, изображающее страдания героев, обычно заканчивающееся гибелью героя. Непримиримый жизненный конфликт 4. Фарс – комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами

На афишах МХТ назвали «пьесой» Комедия? Трагедия? Драма? Сегодня пьесу относят к жанру лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни. В пьесе много слёз, но Чехов говорил, что это несерьёзные слёзы, над которыми скорее можно посмеяться. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (Чехов) «Это не комедия, а трагедия… Я плакал как женщина…» (К. Станиславский)

Построение драматического произведения Драматический текст строится в диалогической форме, однако герои произносят и монологи. монологи.  Характер героев раскрывается по ходу действия благодаря своим репликам и ремаркам автора Диалог (разговор двух или более лиц) Монолог (развёрнутое высказывание одного человека) Реплика (фраза, которую произносит персонаж) Ремарки (авторский текст, замечание) Драматические тексты разделёны на 1. Действия (или акты) — длительная часть пьесы, внутри которой располагаются явления.  2. Явления (или сцены) — краткое событие или диалог.

Подготовка к ЕГЭ!!! Композиция. Конфликт Композицию драмы организует конфликт. Что такое конфликт? Конфликт — резкое столкновение характеров и обстоятельств. Подготовка к ЕГЭ!!! Особенности драматического произведения Внешний (социальный) Внутренний (подтекстовый)

В центре сюжета – продажа вишнёвого сада, владельцами которого являются дворяне Раневская и Гаев, брат и сестра. Они больше не в состоянии содержать сад – у них нет денег. Продажа сада – единственная возможность получить средства к существованию Новым владельцем сада становится купец Лопахин (внук крепостного в прошлом, а теперь представитель зарождающейся в России буржуазии)

Символическое название пьесы «Вишневый сад» несёт в себе особый смысл.  Вишнёвый сад в пьесе обозначает собой уходящую эпоху помещичьего дворянства. Название позволяет языком символов выразить главную идею всей пьесы: сад — это Россия, которая попадает в руки нового господствующего класса — купечества. В заглавии отражена тревога автора за будущее страны Тема пьесы Пьеса о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми. Система образов Раневская, Гаев ПРОШЛОЕ - поместное дворянство Лопахин НАСТОЯЩЕЕ - буржуазия Петя Трофимов (студент) Аня Раневская БУДУЩЕЕ - молодое поколение Три идейно-композиционных центра

Вишнёвый сад выведен в название произведения, он является центральным образом. Действие пьесы происходит на фоне сада. Он всё время присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нём спорят, о нём мечтают, его вспоминают Вишневое дерево - символ красоты, добра и человечности. Этот символ заключает в себе положительный смысл и не имеет никаких отрицательных значений. Сад - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней. Вишневый сад выступает в пьесе олицетворением прекрасной творческой жизни, и «судьёй» персонажей

Вишневый сад - центральный образ пьесы объединяет все персонажи Для Раневской и Гаева вишнёвый сад – это их малая родина, родовое гнездо, где они выросли, где прошли их детство и юность. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, умные и образованные, не в силах сохранить свой сад, лучшую часть своей жизни Прошлое в пьесе

Любовь Андреевна Раневская — дворянка, обедневшая помещица, вынужденная за долги продать родовое имение и старинный вишнёвый сад. Она воплощение старой, уходящей эпохи, не имевшей шансов на развитие и потому обречённой на забвение У героини есть недостатки: расточительность, которая привела в бедственное положение всю ее семью. Любовь Андреевна осознает всю серьезность ситуации, но ждет волшебного разрешения проблем. Раневская не приспособлена к жизни, ее мечтательность позволяет ей забывать о насущных делах. Она уже немолодая, но еще красивая женщина, прошедшая через неудачный брак и житейские проблемы. Добрый, светлый человек. Щедрость Раневской не знает границ: она отдает нищему последний золотой. Умеет искренне любить и сочувствовать.

Леонид Андреевич Гаев – брат Раневской. Ему 50 лет, но это великовозрастный и беспомощный младенец. Он привык к праздной жизни за счёт других , не умеет трудиться. В нём отчётливо проявляются беспомощность, никчёмность, бестактность, барская спесь и пренебрежение к людям. Это пародия на образованного дворянина, потому что он ничтожен и жалок, но имеет огромное самомнение. Гаев является типичным представителем исчезающего русского дворянства, совершенно неприспособленного к практической жизни В начале пьесы Гаев клянётся честью, что вишнёвый сад не будет продан. Но сад продан… и никто это не вспомнил!

Продажа вишнёвого сада символизирует уход класса дворян из жизни России, конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни воспоминания. 1. Любовь в её жизни оказалась важнее вишнёвого сада. Уверяла, что с Парижем покончено навсегда (рвала, не читая, письма и телеграммы). Но когда тётушка прислала деньги на спасение сада, она их тратит на возвращение в Париж. 2. Говорит, что не может жить без России, без вишнёвого сада, а когда продают имение и сад, она устраивает бал. - Как относится Раневская к продаже имения и вишневого сада?

Лопахин обладает расчётливым умом, деловой хваткой и предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно шире, чем у прежних хозяев жизни. Он правильно оценивает положение владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу (разбить вишнёвый сад и землю на реке на дачные участки) Лопахин Ермолай Алексеевич — бывший крепостной Гаевых. Выходец из простых мужиков. Его отец был крепостным деда и отца Раневской и стал свободным после отмены крепостного права (1861). Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Имея немного денег, он открыл лавку и разбогател. Настоящее в пьесе

- Как относится Лопахин к покупке имения и вишневого сада? Что значит для него вишневый сад? Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; Сад - источник дохода, богатства, предмет гордости в настоящем. Сад - надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду Покупка имения для него становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды Нельзя рубить свои корни… Лопахин вырубает сад – нить, связывающую прошлое с настоящим. Он разрушает старое, нового не создает… Он не может стать будущим России, так как уничтожает её красоту ради своей выгоды

Будущее в пьесе. Будущее в пьесе «Вишнёвый сад» олицетворяет молодое поколение: Петя Трофимов и Аня «Вся Россия – наш сад»! Эти слова Трофимова – символ будущего, прекрасной новой жизни России. Но сумеет ли молодое поколения вырастить новый цветущий сад? Петя Трофимов — студент, трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он умен и честен, понимает, в каком тяжёлом положении живёт народ, и верит в светлое будущее. Его мысли о будущем России во многом совпадают с чеховскими Аня —девушка 17 лет, готова начать новую жизнь: сдать экзамены за курс гимназии и разорвать связи с прошлым. Она непосредственна, искренна.

Петя Трофимов и Аня Раневская - это молодая Россия, Россия будущего, которая идет на смену России Гаевых и Лопахиных. Пока неизвестно, хватит ли им духовных сил и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий и лишений. Но именно с ними связана страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни. Смогут ли они вырастить новый вишнёвый сад? Сумеют ли они сохранить веру в прекрасное будущее? Этот вопрос остается открытым…

Изображая быт дворянской усадьбы, Чехов вывел на сцену целую группу второстепенных героев, связанных с усадьбой. Это камердинер Фирс, лакей Яша, конторщик Епиходов, горничная Дуняша, экономка Варя, Шарлотта. Образы их важны для того, чтобы, с одной стороны, дорисовать картину быта старого дворянского гнезда, а с другой – показать разлагающее влияние этого быта на тех, кто с ним был связан Фирс – верный крепостной раб, считающий отмену крепостного права несчастьем, ему 87 лет. Он считает себя самым главным в семье, так как продолжает следить за порядком в поместье. Фирс олицетворяет старый режим. Он повинуется и никогда не вступает в спор. В нем так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Для Фирса вишневый  сад — воплощение барского раздолья, богатства, благополучия символ старых порядков, а также стабильности. Фирс символизирует дух усадьбы, он умирает вместе с вишневым садом.

Для всех второстепенных героев пьесы - сад - символ крепостнического прошлого Варя — приемная дочь Раневской, экономка в имении. Обладает трезвым взглядом на жизнь: хорошо понимает, насколько плохо идут дела в имении. Сознает, что Раневская разорена. Но она не может ей помочь… Борис Борисович Симеонов – Пищик - человек, который «всем должен». Разорившийся помещик и сосед, готов угождать и унижаться, лишь бы получить деньги. Пытается приспособиться к любым условиям Епиходов – конторщик, играет на гитаре. Имеет прозвище «двадцать два несчастья». Из-за своей ежедневной нелепости, он привык к своему положению. Человек, обиженный судьбой

Для всех второстепенных героев пьесы - сад - символ крепостнического прошлого Шарлотта Ивановна – гувернантка в семье Раневской. Она же циркачка. Ее происхождение, национальность, возраст неизвестны. Она не знает, кто и откуда она, сколько ей лет, кем были ее умершие родители. Дуняша — горничная, ветреная девушка, живущая одним днём и мечтающая о любви. Подражает барыне: у неё белые руки, красивая одежда. Постоянно смотрится в зеркальце и пудрится. Яша — лакей в доме Раневской. Считает себя образованным человеком. Жил в Париже. Высокомерно относится к русскому народу, считает его ничтожным и тёмным.

Сад для автора - воплощение любви к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство. Важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь. Сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за отличную работу,Ирина Владимировна!

0
29 June 2024

Марина Юрьевна, большое спасибо за отзыв! Буду рада, если в работе пригодится...В презентации есть анимация. Сейчас смотрю, здесь, если не скачать, этого не видно.

1
29 June 2024

Как всегда отлично, выделение ключевых слов в презентациях очень важно, Вы молодец, Ирина Владимировна!

1
29 June 2024

Вера Сергеевна, спасибо за поддержку! Делала к урокам в конце учебного года, сейчас правлю. Буду рада, если коллегам понравится.

1
29 June 2024

Ответ #465334 был удален 29 June 2024

Замечательная работа! Спасибо, Ирина Владимировна, за помощь коллегам!

1
29 June 2024

Елена Владимировна, благодарю за внимание к моим работам, очень приятно!

1
29 June 2024

Спасибо, как всегда, замечательно.

1
29 June 2024

Галина Владимировна, спасибо за поддержку, очень приятно

1
29 June 2024

Замечательный ресурс! Захотелось вновь перечитать произведение... Благодарю за интересный и полезный ресурс, Ирина Владимировна!

1
29 June 2024

Наталья Федоровна, рада, что ресурс вызывает желание перечитать Чехова. Надеюсь, что коллегам пригодится в работе

1
29 June 2024

Большое спасибо, Ирина Владимировна, за прекрасную разработку в помощь коллегам!

1
29 June 2024

Людмила Юрьевна, благодарю за отзыв, ценю ваше мнение

1
29 June 2024

Приятно знакомиться с вашими, Ирина Владимировна, презентациями - всё четко, понятно, интересно, возникает желание погрузиться в предлагаемое литературное произведение! Спасибо за качественный ресурс!

1
29 June 2024

Елена Владимировна, рада, что вам понравилось. Спасибо за отзыв и внимание к моим работам

1
30 June 2024

Спасибо за отличную презентацию, Ирина Владимировна!

1
30 June 2024

Людмила Павловна, спасибо за внимание к моим работам, за поддержку! Очень приятно!

1
30 June 2024

Спасибо большое, Ирина Владимировна! Очень пригодятся Ваши работы!

1
30 June 2024

Юлия Васильевна, спасибо за поддержку! Очень приятно

1
30 June 2024

Благодарю Вас,Ирина Владимировна! Сгорел жесткий диск с презентациями по Чехову. Так что Ваша работа очень мне пригодится.

0
16 July 2024