Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад". История создания. Общая характеристика

20
18
Материал опубликован 29 June

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» История создания. Общая характеристика 10 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

«Вишневый сад» - последняя пьеса А.П. Чехова. Закончена в 1903г в Ялте, когда шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обречённый на гибель. На смену ему шла новая могучая сила – буржуазия. Основой пьесы стало умирание дворянства как класса и приход капитализма в Россию Первое представление состоялось 17 января 1904 года на сцене МХАТа. Напечатана в конце мая 1904 года. Эту пьесу часто называют пьесой о настоящем, прошлом и будущем России

Подготовка к ЕГЭ!!! Особенности драматического произведения это род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях людей). Предназначается для постановки на сцене РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА Основные жанры драмы? 3. Комедия — драматическое произведение, высмеивающее пороки общества и человека 1. Драма — произведение, показывающее жизнь обычных людей, их чувства и переживания. 2. Трагедия — драматическое произведение, изображающее страдания героев, обычно заканчивающееся гибелью героя. Непримиримый жизненный конфликт 4. Фарс – комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами

На афишах МХТ назвали «пьесой» Комедия? Трагедия? Драма? Сегодня пьесу относят к жанру лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни. В пьесе много слёз, но Чехов говорил, что это несерьёзные слёзы, над которыми скорее можно посмеяться. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (Чехов) «Это не комедия, а трагедия… Я плакал как женщина…» (К. Станиславский)

Построение драматического произведения Драматический текст строится в диалогической форме, однако герои произносят и монологи. монологи.  Характер героев раскрывается по ходу действия благодаря своим репликам и ремаркам автора Диалог (разговор двух или более лиц) Монолог (развёрнутое высказывание одного человека) Реплика (фраза, которую произносит персонаж) Ремарки (авторский текст, замечание) Драматические тексты разделёны на 1. Действия (или акты) — длительная часть пьесы, внутри которой располагаются явления.  2. Явления (или сцены) — краткое событие или диалог.

Подготовка к ЕГЭ!!! Композиция. Конфликт Композицию драмы организует конфликт. Что такое конфликт? Конфликт — резкое столкновение характеров и обстоятельств. Подготовка к ЕГЭ!!! Особенности драматического произведения Внешний (социальный) Внутренний (подтекстовый)

В центре сюжета – продажа вишнёвого сада, владельцами которого являются дворяне Раневская и Гаев, брат и сестра. Они больше не в состоянии содержать сад – у них нет денег. Продажа сада – единственная возможность получить средства к существованию Новым владельцем сада становится купец Лопахин (внук крепостного в прошлом, а теперь представитель зарождающейся в России буржуазии)

Символическое название пьесы «Вишневый сад» несёт в себе особый смысл.  Вишнёвый сад в пьесе обозначает собой уходящую эпоху помещичьего дворянства. Название позволяет языком символов выразить главную идею всей пьесы: сад — это Россия, которая попадает в руки нового господствующего класса — купечества. В заглавии отражена тревога автора за будущее страны Тема пьесы Пьеса о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми. Система образов Раневская, Гаев ПРОШЛОЕ - поместное дворянство Лопахин НАСТОЯЩЕЕ - буржуазия Петя Трофимов (студент) Аня Раневская БУДУЩЕЕ - молодое поколение Три идейно-композиционных центра

Вишнёвый сад выведен в название произведения, он является центральным образом. Действие пьесы происходит на фоне сада. Он всё время присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нём спорят, о нём мечтают, его вспоминают Вишневое дерево - символ красоты, добра и человечности. Этот символ заключает в себе положительный смысл и не имеет никаких отрицательных значений. Сад - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней. Вишневый сад выступает в пьесе олицетворением прекрасной творческой жизни, и «судьёй» персонажей

Вишневый сад - центральный образ пьесы объединяет все персонажи Для Раневской и Гаева вишнёвый сад – это их малая родина, родовое гнездо, где они выросли, где прошли их детство и юность. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, умные и образованные, не в силах сохранить свой сад, лучшую часть своей жизни Прошлое в пьесе

Любовь Андреевна Раневская — дворянка, обедневшая помещица, вынужденная за долги продать родовое имение и старинный вишнёвый сад. Она воплощение старой, уходящей эпохи, не имевшей шансов на развитие и потому обречённой на забвение У героини есть недостатки: расточительность, которая привела в бедственное положение всю ее семью. Любовь Андреевна осознает всю серьезность ситуации, но ждет волшебного разрешения проблем. Раневская не приспособлена к жизни, ее мечтательность позволяет ей забывать о насущных делах. Она уже немолодая, но еще красивая женщина, прошедшая через неудачный брак и житейские проблемы. Добрый, светлый человек. Щедрость Раневской не знает границ: она отдает нищему последний золотой. Умеет искренне любить и сочувствовать.

Леонид Андреевич Гаев – брат Раневской. Ему 50 лет, но это великовозрастный и беспомощный младенец. Он привык к праздной жизни за счёт других , не умеет трудиться. В нём отчётливо проявляются беспомощность, никчёмность, бестактность, барская спесь и пренебрежение к людям. Это пародия на образованного дворянина, потому что он ничтожен и жалок, но имеет огромное самомнение. Гаев является типичным представителем исчезающего русского дворянства, совершенно неприспособленного к практической жизни В начале пьесы Гаев клянётся честью, что вишнёвый сад не будет продан. Но сад продан… и никто это не вспомнил!

Продажа вишнёвого сада символизирует уход класса дворян из жизни России, конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни воспоминания. 1. Любовь в её жизни оказалась важнее вишнёвого сада. Уверяла, что с Парижем покончено навсегда (рвала, не читая, письма и телеграммы). Но когда тётушка прислала деньги на спасение сада, она их тратит на возвращение в Париж. 2. Говорит, что не может жить без России, без вишнёвого сада, а когда продают имение и сад, она устраивает бал. - Как относится Раневская к продаже имения и вишневого сада?

Лопахин обладает расчётливым умом, деловой хваткой и предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно шире, чем у прежних хозяев жизни. Он правильно оценивает положение владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу (разбить вишнёвый сад и землю на реке на дачные участки) Лопахин Ермолай Алексеевич — бывший крепостной Гаевых. Выходец из простых мужиков. Его отец был крепостным деда и отца Раневской и стал свободным после отмены крепостного права (1861). Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Имея немного денег, он открыл лавку и разбогател. Настоящее в пьесе

- Как относится Лопахин к покупке имения и вишневого сада? Что значит для него вишневый сад? Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; Сад - источник дохода, богатства, предмет гордости в настоящем. Сад - надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду Покупка имения для него становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды Нельзя рубить свои корни… Лопахин вырубает сад – нить, связывающую прошлое с настоящим. Он разрушает старое, нового не создает… Он не может стать будущим России, так как уничтожает её красоту ради своей выгоды

Будущее в пьесе. Будущее в пьесе «Вишнёвый сад» олицетворяет молодое поколение: Петя Трофимов и Аня «Вся Россия – наш сад»! Эти слова Трофимова – символ будущего, прекрасной новой жизни России. Но сумеет ли молодое поколения вырастить новый цветущий сад? Петя Трофимов — студент, трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он умен и честен, понимает, в каком тяжёлом положении живёт народ, и верит в светлое будущее. Его мысли о будущем России во многом совпадают с чеховскими Аня —девушка 17 лет, готова начать новую жизнь: сдать экзамены за курс гимназии и разорвать связи с прошлым. Она непосредственна, искренна.

Петя Трофимов и Аня Раневская - это молодая Россия, Россия будущего, которая идет на смену России Гаевых и Лопахиных. Пока неизвестно, хватит ли им духовных сил и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий и лишений. Но именно с ними связана страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни. Смогут ли они вырастить новый вишнёвый сад? Сумеют ли они сохранить веру в прекрасное будущее? Этот вопрос остается открытым…

Изображая быт дворянской усадьбы, Чехов вывел на сцену целую группу второстепенных героев, связанных с усадьбой. Это камердинер Фирс, лакей Яша, конторщик Епиходов, горничная Дуняша, экономка Варя, Шарлотта. Образы их важны для того, чтобы, с одной стороны, дорисовать картину быта старого дворянского гнезда, а с другой – показать разлагающее влияние этого быта на тех, кто с ним был связан Фирс – верный крепостной раб, считающий отмену крепостного права несчастьем, ему 87 лет. Он считает себя самым главным в семье, так как продолжает следить за порядком в поместье. Фирс олицетворяет старый режим. Он повинуется и никогда не вступает в спор. В нем так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Для Фирса вишневый  сад — воплощение барского раздолья, богатства, благополучия символ старых порядков, а также стабильности. Фирс символизирует дух усадьбы, он умирает вместе с вишневым садом.

Для всех второстепенных героев пьесы - сад - символ крепостнического прошлого Варя — приемная дочь Раневской, экономка в имении. Обладает трезвым взглядом на жизнь: хорошо понимает, насколько плохо идут дела в имении. Сознает, что Раневская разорена. Но она не может ей помочь… Борис Борисович Симеонов – Пищик - человек, который «всем должен». Разорившийся помещик и сосед, готов угождать и унижаться, лишь бы получить деньги. Пытается приспособиться к любым условиям Епиходов – конторщик, играет на гитаре. Имеет прозвище «двадцать два несчастья». Из-за своей ежедневной нелепости, он привык к своему положению. Человек, обиженный судьбой

Для всех второстепенных героев пьесы - сад - символ крепостнического прошлого Шарлотта Ивановна – гувернантка в семье Раневской. Она же циркачка. Ее происхождение, национальность, возраст неизвестны. Она не знает, кто и откуда она, сколько ей лет, кем были ее умершие родители. Дуняша — горничная, ветреная девушка, живущая одним днём и мечтающая о любви. Подражает барыне: у неё белые руки, красивая одежда. Постоянно смотрится в зеркальце и пудрится. Яша — лакей в доме Раневской. Считает себя образованным человеком. Жил в Париже. Высокомерно относится к русскому народу, считает его ничтожным и тёмным.

Сад для автора - воплощение любви к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство. Важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь. Сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за отличную работу,Ирина Владимировна!

29 June

Марина Юрьевна, большое спасибо за отзыв! Буду рада, если в работе пригодится...В презентации есть анимация. Сейчас смотрю, здесь, если не скачать, этого не видно.

29 June

Как всегда отлично, выделение ключевых слов в презентациях очень важно, Вы молодец, Ирина Владимировна!

29 June

Вера Сергеевна, спасибо за поддержку! Делала к урокам в конце учебного года, сейчас правлю. Буду рада, если коллегам понравится.

29 June

Ответ #465334 был удален 29 June 2024

Замечательная работа! Спасибо, Ирина Владимировна, за помощь коллегам!

29 June

Елена Владимировна, благодарю за внимание к моим работам, очень приятно!

29 June

Спасибо, как всегда, замечательно.

29 June

Галина Владимировна, спасибо за поддержку, очень приятно

29 June

Замечательный ресурс! Захотелось вновь перечитать произведение... Благодарю за интересный и полезный ресурс, Ирина Владимировна!

29 June

Наталья Федоровна, рада, что ресурс вызывает желание перечитать Чехова. Надеюсь, что коллегам пригодится в работе

29 June

Большое спасибо, Ирина Владимировна, за прекрасную разработку в помощь коллегам!

29 June

Людмила Юрьевна, благодарю за отзыв, ценю ваше мнение

29 June

Приятно знакомиться с вашими, Ирина Владимировна, презентациями - всё четко, понятно, интересно, возникает желание погрузиться в предлагаемое литературное произведение! Спасибо за качественный ресурс!

29 June

Елена Владимировна, рада, что вам понравилось. Спасибо за отзыв и внимание к моим работам

30 June

Спасибо за отличную презентацию, Ирина Владимировна!

30 June

Людмила Павловна, спасибо за внимание к моим работам, за поддержку! Очень приятно!

30 June

Спасибо большое, Ирина Владимировна! Очень пригодятся Ваши работы!

30 June

Юлия Васильевна, спасибо за поддержку! Очень приятно

30 June

Сборник методических разработок и педагогических идей