12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Посадскова Анна Валерьевна806
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94

городской округ город Рыбинск






Консультация для педагогов


«Песочная терапия как здоровье-

сберегающая технология ДОУ»



t1621787029aa.gif




                                                                                        Выполнила воспитатель:

Посадскова А. В.


Рыбинск

2021г


Песочная терапия
PPTX / 8.06 Мб


2слайд

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детских образовательных учреждений.

И одним из методов является здоровьесберегающей технологией – песочная терапия.

«Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…»

                                                                                                Иоахим Рингель

3слайд

Какие у вас вызывает ассоциации слово «ПЕСОК»

( Это и рисунки на песке, отдых у моря, постройки из песка, дети играющие в песке)

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, играет свободно, а не по чьей-то указке.

Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой.

В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества.

Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых.

4слайд

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

5слад

Песочная терапия- одна из разновидностей арттерапии , которая строится на теории Карла Юнга, о том , что каждый предмет внешнего мира вызывает какой – либо символ в глубине бессознательного.

Способ общения с миром и самим собой;

Снятие внутреннего напряжения.

Воплощение его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Игры на песке одна из форм естественная и доступная для каждого

ребенка .

Песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными , застенчивыми детьми; с детьми , испытывающими какие – либо проблемы и трудности.


Песочная терапия- это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможности.

6слайд

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового.

В процессе познавательно - исследовательской деятельности детей с использованием песочной терапии происходит развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей, ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

7слайд

Чем полезны игры с песком?

Развивают  восприятие, мышление, память, внимание, речь, навык самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;

Формируют  у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер;

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

8слайд

Что можно делать с песком?

Рисовать на песке палочкой, цветным песком на песке, на картоне, на столе с подсветкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы ;

Расставлять различные фигурки, здания, транспорт ;

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Добавлять цветной песок;

Оставлять следы от разных предметов ;

Разрушать и заново строить;

Пересыпать, поливать, дуть ;

9-слайд

Приемы рисования песком: Необычность данной техники рисования состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата, не требует специальной подготовки, используется только рука и песок.

10слайд

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

- Самый простой: светлым по тёмному.

- Техника засыпания - используется для создания затемненных поверхностей. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки

 - Техника насыпания - взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему.

Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. 


-Техника отпечатка - помогает добиваться имитации различных фигур и материалов.

В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все - ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

11-12 слайд

Способы рисования песком:

Технические элементы рисования:

- Кулаком;

- Ладонью;

- Ребром большого пальца;

- Ребром ладони;

- Щепотью;

- Мизинцами;

- Одновременное использование нескольких пальцев;

- Симметрично двумя руками;

- Насыпание из кулачка;

13слайд

С чего начать?

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов:

поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой,

согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами

разговаривает, шепчет.

По скользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.

- Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать само массаж.

Предложить детям воплотить в песке свои замыслы, идеи теми способами , которые им больше нравятся. И только после того можно изучать иные способы и давать конкретные задания.

14слайд

Игра с песком

Проводятся игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Например Упражнение «Песочный ветер».

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок.

Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, например игра « Секретик» в строительство ходов, лабиринтов, колодцев. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает больший интерес, чем письмо на бумаге.

Игра -это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, т.к. игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством в развитии ребенка. Там ребенок может развить мышление, фантазию .

15слайд

В процессе проведения игр важно придерживаться следующих правил:

Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей

Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей

Дифференцировать задания по уровню сложности учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка

Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, совместную деятельность по типу «руки в руки»

Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения.

16слайд

Рекомендации по проведению занятий:

Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;

К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный);

Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз
ребенка;

С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые
штурмы», во время которых можно обсуждать,
например, какие еще материалы подойдут для игр и
рисования в лотке.

17слайд-18

Формы работы с детьми:

«Рассказывание сказок»

Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

19слайд

Примеры игр с песком:

«Отпечатки наших рук» .

Ребятам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

«Чьи это следы?»

На песке какие-то странные следы. Кто или что смог их здесь оставить? Кому они принадлежат? Давайте отгадаем эту загадку и найдем хозяина этих следов.

Слайд: 20

Рисунки и узоры на песке

С помощью палочки и разноцветных бусин, стекляшек, ракушек можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

А если включить подсветку, то картины получаются «сказочными»

Практика: Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит(солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда: Она их главная еда (трава)

21слайд

Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения.

А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа).

Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Вообще песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя.

22слайд

                                                      Спасибо за внимание!!!

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру ... Подобно богу,

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Т. Грабенк


















Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.