12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Подорожняя534
Россия, Крым респ., п. Раздольное
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

История метода «Песочная терапия

  Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции

   Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой, Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,

  Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным, Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

  Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

   Песочная терапия успешно применяется в практике логопедов. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапии помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал.

Направления коррекционной работы

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:

Дыхательная гимнастика

Пальчиковый практикум

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Формирование слоговой структуры слова

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Обучение грамоте

Развитие связной речи 

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы

Развитие диафрагмального дыхания

- Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

- Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

- Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

- Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

- Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

- Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)

- Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

- «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

- Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев 

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

- «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера

- Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

- Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок

- ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

- В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика

- Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

- Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
- Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении

- Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

- Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.

- Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы

Автоматизация звуков

- Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
- Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку

- Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук

- Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха

- Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

- Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

- Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

- Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова

- Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

- Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало? Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.

- Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

- Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Подготовка к обучению грамоте

- Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

- Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»;

- Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.


Развитие связной речи- Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

- Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. - Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом

- Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. 

Можно поиграть с ребенком в песочнице

1.   Упражнение «Отпечатки наших рук»

2.   Это упражнение учит оценивать ощущения. Лучше проводить занятие вместе с родителями. Ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.

3.   Упражнение «Дождик из песка»

4.   Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.

5.   Ведущий объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем мама делает дождь ребенку на ладошку.

6.   Упражнение «Следы на песке»

7.   Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

8.   Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

9.   А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

10.        Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

11.          Чувствительные ладошки» Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

12.         Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

13.         Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Выводы.

    Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (1)

Desteni, 03.04.19 в 20:32 6Ответить Пожаловаться
Песок вообще универсальный материал. Спасибо за статью

Отредактировано 03-04-2019 19:32

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.