ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Смирнова Елена Владимировна123
Работаю учителем в коррекционной школе VIII вида. Имею высшее-педагогическое образование и первую квалификационную категорию.
Россия, Костромская обл., Буй

областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Костромской области»

Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему:

«Первые русские монастыри»

 

Автор работы: учитель истории

Смирнова Елена Владимировна

 

Тема урока: «Первые русские монастыри»

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа и особенностями монастырской жизни.

Задачи:

Обучающие:

-обучать детей равноправному общению и взаимоотношениям между людьми;

-учить толерантности;

- учить детей отстаивать свою точку зрения и считаться с другими людьми.

Воспитательные:

-воспитание у подрастающего поколения бережного сохранения истории, укрепления духовного единства русского народа и церкви;

-воспитание уважения к людям, выбравшим духовный подвиг молитвенников русских и православным святыням земли Костромской;

- обратить внимание на доброту и духовные подвиги монахов, чистоту

их помыслов.

Коррекционно – развивающие:

-развитие познавательных потребностей детей в изучении истории;

-развитие основных, познавательных процессов, устной и монологической речи;

-развитие памяти, умения делать самостоятельные выводы и строить устное высказывание;

-развитие умения выступать перед аудиторией;

-формирование мышления.

Оборудование:

1.Видеопроектор и компьютер;

2.Экран;

3.Мультимедиа.

Приложения:

мультимедийная презентация «Православный монастырь»;

распечатки текстов.

 

Форма урока: комбинированный.


                                                  Структура и ход урока

Этап урока

Содержание урока

Орг. момент.

 

Постановка целей урока.

 

 

 

Повторение изученного.

Вид деятельности:
устный опрос.

 

 

Целеполагание:
повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме.

 

Оценивание работы учащихся учителем.

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
работа с текстом стихотворения
И. Никитина
«Монастырь»

 

 

Целеполагание:
-выделить главное и ответить на поставленный вопрос;
-выход на постановку темы урока;
-развитие слухового восприятия учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы учащихся учителем.

 

 

 

 

Введение темы урока.

Вид деятельности:
работа в тетради, диалог учителя с учащимися и работа с электронной презентацией.

Целеполагание:
-фиксация темы урока;
-составление плана урока.

 

 

Объяснение нового материала.

Вид деятельности:
-рассказ учителя;
-диалог.

 

Целеполагание:
- знакомство учащихся с православными монастырями.

Оценивание работы учащихся учителем.

Вид деятельности:

работа с понятиями, работа в тетради.

Целеполагание:
фиксация полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

 

 

Целеполагание:

знакомство с монашеской жизнью, выделение этапов становления монахом.

Вид деятельности:
работа в тетради.

Целеполагание:
фиксация полученных знаний.

Вид деятельности:
словесное рисование и работа со стихотворением
С. Бехтеева «Угодник»

 

Целеполагание:
развитие слухового восприятия учащихся, умения выделять главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы учащихся учителем.

Вид деятельности:
беседа учителя с учащимися, работа с понятиями.

Целеполагание:
познакомить учащихся с особенностями внешнего вида монаха.

 

 

 

 

Элемент здоровьесберегающей технологии (физкультминутка).

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
рассказ учителя.

Целеполагание:
познакомить учащихся с монашеской жизнью.

 

Вид деятельности:
работа с документом «Христианская притча» с постановкой проблемного вопроса.

 

Целеполагание:
развитие слухового восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы учащихся учителем.

 

Вид деятельности:
рассказ учителя.

Целеполагание:
получение новых знаний.

 

Вид деятельности:
чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание:
получение новых знаний

 

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
работа с новым понятием

Целеполагание:
фиксация в тетради.

Вид деятельности:
рассказ учителя, объяснение.

Целеполагание:
получение новых знаний.

 

 

 

Закрепление нового материала.

Вид деятельности:
разгадывание кроссворда, работа с приложением №2.

Целеполагание:
выведение ключевого слова по теме урока, обобщение и закрепление полученных знаний.

Региональный компонент «Святыни
земли Буйской».

 

Вид деятельности:
сообщения учащихся.

Целеполагание:
воспитывать уважение к людям, выбравшим духовный подвиг молитвенников русских и православным святыням земли Костромской.

Итог урока.

 

Вид деятельности:
контрольный тест с выбором ответа.

Целеполагание:
закрепление полученных знаний.

 

Домашнее задание.

 

Рефлексия.

Звучит музыка (эмоциональный настрой детей).

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси.

Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.

Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.

-Перед вами лента времени назовите обозначенные на ней века.

+ 1,2,3, …,9 век

-Появляется первая дата, 879 год, что она обозначает?

+ Образование Киевского государства. Киевской Руси.

- Дата 10 века – 988 год. Какое значение имеет она?

+ Крещение Руси или принятие христианства на Руси.

- При каком князе началось крещение Руси?

+ При князе Владимире «Красно Солнышко».

- Что дала Руси христианская вера?

+ Принятие христианства сделало всех людей равными перед Богом, независимо от того бедный он или богатый, принесло стране единство и примирение, открывались новые храмы, развитие образования.

- А где были открыты первые школы?

+ При храмах.

Действительно при храмах стали открывать школы, в которых учили грамоте детей знати и богатых людей. А также с принятием христианства на Руси появились и другие сооружения.

Послушайте стихотворение и попробуйте ответить, о чём идёт речь.

Вокруг глубокое молчанье,

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьёв.

И ветерок прохладой веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

В твоём безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом;

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом,

И внемлет вечное бог слово,

Их тяжкий труд благословив,

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв.

-Итак, о чём идёт речь в этом стихотворении?

+О монастыре.

-Объясните, почему вы так решили?

-Совершенно верно. А может кто-то из вас догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

+ …….

-Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Православный монастырь». (Слайд 1)

Запишите тему урока в тетрадь.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока в форме вопросов (т. е. какие знания мы должны получить на уроке)

+Что такое монастырь?

+Кто живет в монастырях?

+Чем занимаются в монастырях?

+Приносит ли радость людям жизнь в монастырях?

-Молодцы, ребята, совершенно верно. (Слайд 2)

-Давайте попробуем ответить на первый вопрос.

-Что такое монастырь? (Слайд 3)

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. В монастырях собирались люди, которых так увлекала вера в Бога, что они бросали все свои заботы и семью. Эти люди посвятили свою жизнь труду и молитвам. Их называли монахами. То есть монастырь-это уединённое жилище монахов. Для людей, ребята, естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.

-А как вы понимаете, кто такой монах? (Слайд 4)

+…

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» — зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один, одиноко живущий.

-Давайте попробуем дать определение, кто же такой монах?

+Монах-это человек, который посвятил свою жизнь Богу.

(Слайд 5)

-Что такое монастырь?

+Монастырь-это уединённое жилище монахов. (Слайд6)

-Запишите определение в тетрадь.

Монахом, ребята, стать трудно. Нужно суметь отличить своё настоящее призвание от каприза. А также пройти несколько определённых этапов жизни.

Как же это происходит, давайте разберёмся?

Для этого мы поработаем с вами с текстом, который есть у вас на партах. Давайте прочитаем его и найдём этапы жизни в монастыре.

Работа с приложением №1. (Чтение по цепочке.)

-Итак, ребята, какие этапы жизни в монастыре вы выделили?

+ Предполагаемый ответ:

1. Послушание;

2. Монашеский обет;

3. Постриг;

4. Получение нового имени. (Слайд 7)

-Запишите их в тетрадь.

А теперь, ребята, обратите внимание на следующий слайд и попробуйте создать словесный портрет монаха.

(Слайд8)

-А вот один из православных авторов, Сергей Бехтеев, в своём стихотворении описывает монаха таким образом. Послушайте, пожалуйста, и подумайте, какие особенности присущи внешнему виду монаха.

Старец Божий, старец кроткий,

В лаптях, с палкою простой,

На руке иссохшей четки,

Взор, горящий добротой.

Сколько дивного смиренья

В страстотерпческих чертах,

Дивный дар богомоленья

Лег с улыбкой на устах.

Тяжким подвигом согбенный

Он идет, гонец небес,

Прозорливый, вдохновенный,

Полный благостных чудес.

Благодатной силой веет

На молящих от него,

Гордый разум цепенеет

Перед святостью его.

-Какие особенности внешнего вида монаха вы отметили?

Ответы учащихся и учителем вводятся новые понятия:

Клобук- головной убор монаха, который понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей. (Слайд 9)

Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой. (Слайд 10)

Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо, прежде всего о жизни души. (Слайд 11)

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. (Слайд 12)

А сейчас мы с вами немного отдохнём и разомнёмся.

Покажите, пожалуйста, где носят клобук, пояс, мантию, чётки?

(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок)

Монастырь (дети смотрят по сторонам).

-Молодцы, а мы с вами продолжаем наш урок.

- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

+…(Слайд 13)

- Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. 

Их главное правило «Трудись и молись».

-Как вы его понимаете? (для монахов эти два слова неотделимы друг от друга)

Христианская притча

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

— Быстрее, я опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном из вёсел написано «молись», а на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил пассажир.

— Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что нужно молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться, — это не обязательно. Никому это не нужно. Зачем же тогда терять время на молитву?

— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом.

Лодка закружилась на месте.

— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд. Отсюда и вывод: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, нужно крепко держать в руках оба весла: молиться и трудиться.

-Итак, ребята, монахи уходили и обустраивали свою жизнь в безлюдных и труднодоступных местах. Они строили себе жилье, храмы. Там они жили, трудились и молились. Так появлялись первые монастыри. Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

(Слайды 14, 15, 16)

-Давайте прочитаем об этом на странице 131 нашего учебника и посмотрим, как жили люди в этом монастыре?

- Почему монастырь называется Печерским?

+ Потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.

-Как жили здесь люди, что они делали?

+Здесь они непрестанно молились, воздерживались от

пищи и питья. Многие богатые и знатные жители Киева передавали в дар монастырю книги, пищу и одежду, а также средства на строительство храмов.

Монахи тоже занимались благотворительностью.

-А кто из вас знает, что такое благотворительность?

-Благотворительность-это умение человека делать добрые дела для других людей, творить благо. ( Слайд 17)

Запишите это понятие в тетрадь.

-Итак, ребята, действительно крупные средства монастыри тратили на благотворительность. В один из голодных годов Пафнутьев монастырь кормил ежедневно до 1000 людей. Возле монастырей были устроены богадельни и больницы.

Некоторые из обителей окружали себя каменными стенами и служили надёжным оплотом против неприятелей, как, например, Псково-Печерский монастырь, а еще мы должны сказать, что в школах при монастырях учились не только дети богатых людей, но и простые ребятишки. Впоследствии, среди монахов появились и святые люди, которые прославились своими добрыми делами. Первыми святыми на Руси стали сыновья князя Владимира - Борис и Глеб. (Слайд 18)

Итак, ребята, давайте повторим ещё раз то, о чём говорили на уроке и отгадаем кроссворд. (Слайд 19)

В результате получаем ключевое слово - монастырь и даём ответы на вопросы:

-Что такое монастырь?

-Кто такой монах?

-В чём заключается его служение Богу?

-Как называется умение человека делать добрые дела для людей, творить благо?

-А вы знаете, наша Костромская земля тоже богата святынями. Монастыри Костромской области славились на всю Россию. Первые Костромские монастыри появились в 14- -15 веках. Это Железноборовский, Ферапонтов и Макариев монастыри.

(Слайд 20)

Запишите их название к себе в тетрадь.

-О наших святынях нам подготовили рассказ ребята нашего класса. (Приложения 2-4)

Сообщения учащихся. (Слайды 21, 22, 23)

- Молодцы, ребята! Спасибо. Вот такие святые места есть и в нашем крае.

Повторяем ещё раз название костромских монастырей.

-Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали?

А сейчас мы с вами выполним небольшой тест по теме нашего урока и посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным.

Выполнение теста. Приложение №5.

Проверка теста.

Выставление оценок за урок.

-Прочитать текст «Чудеса Киево-Печерского монастыря».

Приложение №6. (Слайд 24)

-Наш урок подошёл к концу.

-Подумайте, понравился ли вам урок?

-Что больше всего понравилось вам сегодня на уроке?

-О чём ещё вы хотели бы узнать?

Спасибо за урок! (Слайд 25)

 

Приложение 1.

Первые русские монастыри.

Вы узнаете:

-Почему люди идут в монахи.

-От чего отказываются монахи.
Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков (монах — от греческого монос — «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый»).
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» — зовом Бога, который указал ему на его призвание.
Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять все, что было создано и открыто до него.
Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей («нестяжание»).
После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.
Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.
Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.
Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе св. Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти. Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.

Приложение 2.

Железноборовский монастарь.

Железноборовский монастырь основан в 1390 году преподобным Иаковом на левом берегу реки Тёбзы, на расстоянии 15 км от Буя, при селе, которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас просто – Борок.
Своё название монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, раньше был огромный бор с залежами железной руды. В прежние годы здесь было ссыльное место, где преступники занимались разработкой руды.
В описании Железноборовского монастыря сказано, что основатель его преподобный Иаков родился в Галиче в семье бояр Аносовых и с детских лет молился Богу. После смерти родителей юноша от руки самого Сергия Радонежского принял пострижение в монахи с именем Иаков. Когда он возвращался домой и прилёг отдохнуть, ему явилось видение. Яркий луч внезапно осветил то место, на котором был путник. Иаков понял это как Божий указ места для его жизни. Сначала он долго жил один, он выкопал 2 пруда и колодец, возвёл небольшую бревенчатую церковь. Здесь в дальнейшем и собирались его братия.
За долгие годы монастырь несколько раз подвергался набегам врагов: был разграблен и сожжён дотла, но вновь и вновь иноки отстраивали новую обитель.
Сначала здания были деревянные, и только в 1743 году началось строительство каменных зданий. Это одноэтажная церковь с 5-ю главами во имя Рождества Иоанна Предтечи с каменной колокольней.

Приложение 3.

Ферапонтов монастырь.

Ферапонтов монастырь или Андрианова пустынь основан в конце 16 века преподобным Ферапонтом, который через некоторое время после этого 12 декабря 1595 года скончался. И мощи его были погребены в Благовещенской церкви этого монастыря.
Основан монастырь был в Корёжской волости при слиянии рек Костромы и Вёксы, ввеох по её притоку Корёге. В те времена пространство Корёжской волости было покрыто дремучими лесами. В этом глухом, малонаселённом места и был основан монастырь.
В 1602 году, когда был страшный голод, игумен этого монастыря Андриан всем безденежно раздавал хлеб. Услышав об этом, к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей, так и существовал Ферапонтов монастырь.
Монастырь подвергался набегам врагов, был сожжён, но снова его отстраивали. Сделан он был из дерева, а к постройке каменных церквей так и не приступили. В 1764 году, по указу Екатерины 2 монастырь был закрыт, и вместо него стала существовать только приходская церковь. Каменная церковь с колокольней и каменной оградой была построена в 1798 году. В 30-е годы 20 века она подверглась варварским разрушениям поэтому и стоит сейчас колокольня с погнутым шпилем.

 

Приложение 4.

Макариев монастырь.

Макариев монастырь был основан в конце 14 века преподобным Макарием, получившим постриг в обители Сергия Радонежского.
Преподобный Макарий родился в селе Данилово на реке Письме. После пострига в монахи вернулся на родину. Здесь в лесу на берегу реки Письмы он и поставил келью и небольшую часовню. К нему стали приходить и селиться ученики. Они поднялись вверх по течению реки и на возвышенности над изгибом реки воздвигли небольшую церковь. А рядом братские кельи и хоз. Постройки. Так на Письме возник монастырь.
Точная дата смерти Макария неизвестна. Но после смерти он был канонизирован и теперь его почитают как святого 23 января. После смерти преподобного Макария построили 2-ой храм, который называется в честь Макария Писемского и Павла Обнорского, с которым почти 20 лет они провели в совместных молитвах. В нём под полом построен был сруб, где были размещены мощи святого Макария, а над срубом установили раку, на которой размещались реликвии: посох и куколь (головной убор). В 1721 году монастырь стал числиться как приходская церковь с одним монахом. В середине 8-х годов храм с горел и в 1786 году был построен новый. В 1821 году недалеко от него воздвигли каменную церковь.
В 1994 году было принято решение о возобновлении Макариево-Писемского монастыря как женской обители.

Приложение 5.

Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Приложение 6.

Киево-Печерский монастырь.

Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.
Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.
А какие чудеса там совершались! Аж дух захватывает.
Вот некоторые из них:

• Монах Прохор, во время большого голода, кормил киевлян хлебами, испеченными из горькой травы «лебеды». Когда сам давал хлеб, то он становился вкусным и сладким. Вкуснее, чем из пшеницы! А когда один человек взял хлеб без разрешения, то он был горьким-горьким!

• По некоторым причинам во всем Киеве стало мало соли. А без соли, вся пища невкусная. Тогда тот же монах Прохор помолился Господу, и стал раздавать золу из своей печки, и эта зола на вкус была самой настоящей солью!

• А преподобный монах Марк, прозванный гробокопателем, потому, что копал могилы для почивших (умерших) братьев, не раз воскрешал мертвы. Однажды он пошел копать могилу для одного умирающего монаха. Нот тот монах быстро умер. Тогда преподобный Марк послал сказать умершему, чтобы он пожил еще до завтрашнего утра, пока не будет готова могила. И умерший монах ожил! И жил до того момента, пока могила не была выкопана.
Вот такие вот дивные чудеса совершались в Киево-Печерском монастыре.
Киево-Печерский монастырь и сейчас украшает собой столицу Украины – город Киев. Он такой большой, что его называют уже не монастырем, а Лаврой. (Лавра – это очень большой монастырь).

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1453576591.ppt (Монастырь)

Опубликовано


Поблагодарить автора 2 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.07.16 в 22:06 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересный и приятный материал. Я тоже работаю в коррекционном учреждении, только 6 вида (ДЦП). А такой подбор тем случаен или Вы верующий человек?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.