Творческий познавательный мини-проект «Петроглифы – путешествие во времени»
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение Петрозаводского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»
МДОУ «Детский сад № 112»
Творческий познавательный мини-проект
«Петроглифы – путешествие во времени»
Группа № 7 «Солнышко»,
подготовительный к школе возраст
Воспитатель:
Савостикова А.Ю
2023 год
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий, познавательный
По длительности: краткосрочный, 3 недели
По количеству участников: групповой
Проблема:
Петроглифы Карелии - выдающиеся памятники древнего наскального искусства Северной Европы, но к сожалению, они изучаются лишь отдельными учёными, искусствоведами и мало популярны даже среди коренного населения.
Древнейшие люди, не имея современных приспособлений для рисования, вырезали их на камнях, деревьях, других доступных материалах. Многие из наскальных изображений пережили тысячелетия, и сегодня по древним рисункам мы видим, как жили и чем занимались наши предки. Онежские петроглифы, найденные на территории Республики Карелия, относят к ценнейшим памятникам доисторической культуры и первобытного изобразительного искусства.
В наши дни уникальные наскальные рисунки охраняются государством. Территория мыса Бесов Нос имеет статус природного и исторического заповедника. Кроме того, с июля 2021года петроглифы Карелии включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Актуальность:
Современные технологии позволяют нам путешествовать в любую точку земного шара, узнавать новое, не прикладывая особых усилий. И мы отправляемся на поиски «чудес света» куда угодно, только не в родные края. Карельские петроглифы — одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные. Удивительно, но часто мы знаем больше о далёких странах и континентах, чем о той местности, где родились и живём зачастую всю свою жизнь. Это касается и взрослой и детской аудитории. А если остановиться, оглянуться вокруг и присмотреться, можно увидеть и узнать столько интересного. И это интересное – здесь, рядом с тобой, на твоей родной земле. И ехать, бывает никуда не надо.
Цель проекта:
Через изучение петроглифов Карелии создать условия для более глубокого погружения в краеведческую тему.
Участники проекта: дети, родители, представители семьи (бабушки, дедушки, тёти, дяди, племянники и др.), воспитатели.
Задачи:
Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о родном крае, его древней истории.
Показать, что Карелия – уникальный регион, предмет гордости её жителей, а петроглифы – исторический памятник.
Познакомить участников проекта с петроглифами Карелии и научить отличать их от других наскальных рисунков.
Формировать основы исследовательской деятельности через упражнения с художественными материалами.
Развивать эмоциональное восприятие мира, творческие способности, художественную культуру.
Активизировать родителей, повысить уровень краеведческой культуры, настроить на волну тесного взаимодействия с ребёнком.
Ожидаемый результат проекта.
Надеюсь, что получится,
Вызвать желание у детей самостоятельно изучать родной край, используя знания, полученные во время работы над проектом.
Изменить отношение к родному краю, убедить в том, что Карелия – волшебный мир со своими чудесами.
Повысить уровень исследовательской деятельности через упражнения с художественными материалами (рисования на разных поверхностях, в том числе сыпучих)
Научить участников проекта (и детей, и взрослых) узнавать карельские петроглифы и отличать их от других наскальных изображений.
Мотивировать родителей самостоятельно повышать уровень личной краеведческой культуры, активнее участвовать в жизни своих детей.
Подготовительный этап:
Используем модель трех вопросов. Спрашиваем у детей: «Что мы знаем о необычных рисунках», «Что хотим узнать?», «Как это можно сделать?»
Также используем метод педагогического вброса: рисунки первоначально рассматриваем на прянике.
Дата | Мероприятия | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | «Что за детские рисунки?» (В начале был пряник…) | Первое знакомство с петроглифами. Фиксация впечатлений и предположений детей. | Индивидуальные консультации для родителей по подбору литературы для будущей выставки. |
| Подготовка к созданию выставки | Подбор книг, иллюстраций, фотографий, альбомов о Карелии. | Фотографии из семейного архива с пейзажами из карельской глубинки. |
| Беседа - игра «Листы каменной книги», знакомство с творчеством А.Линевского | Рассматривание и представление книг и альбомов из домашней библиотеки детьми в группе. | Рекомендации родителям, на что обратить внимание при выборе книг по теме для изучения совместно с детьми. |
| ЭД «Лаборатория художника» | Д\И «На чём и чем можно рисовать?» (обзор художественных материалов на основе опыта детей) | Поощрение детской инициативы при рисовании необычными способами: на снегу, на муке и соли, на запотевшем стекле, пыльной поверхности и т.д.) |
| ОД «Путешествие по карте Карелии» | ДИ «Навигатор» Цель: закрепить названия крупных водных объектов Карелии» | |
Основной этап:
2 неделя | Беседа: «Удивительное - рядом» | Проблемная ситуация: где прячутся «чудеса света» Пластические этюды на тему известных детям великих сооружений человечества (Пирамиды Египта…) | |
| ОД «Путешествие на восточный берег Онежского озера» | Знакомство с онежскими петроглифами. Игра-эксперимент «Чёрный плащ» (норвежская технология по эффективному поиску петроглифов) | Дети напоминают родителям о начале работы книжной выставки |
| Выставка домашних книг и материалов по теме «Такая разная Карелия» | Оформление совместными усилиями, обсуждение результатов работы. | |
| Беседа: «Где живут петроглифы» (знакомство с петроглифами Белого моря) | С/Р игра «Путешественники» Д\И: «Соберём рюкзак в поход» Мозговой штурм «Для чего нужны были наскальные рисунки?» | «Семейный кинотеатр» (просмотр видеофильма о беломорских петроглифах) |
| Самостоятельная деятельность | Рассматривание и обсуждение фотографий, графических копий и фантазийных рисунков на тему петроглифов | |
| ОД по ХЭР «Я – древний художник» | Выполнение наскальных рисунков в технике: «граттаж». | |
3 неделя | ОД по РР «Составление творческого (описательного) рассказа о созданном петроглифе». | ИД: «Угадай, кто или что» (разгадывание созданных эскизов наскальных рисунков) | Подготовка рассказа и репетиция выступления. |
| Презентация авторских мини - рассказов детьми | Аппликация «Мой петроглиф» | |
| ОД по ХЭР (плетение из ниток) «Косы для Главной колдуньи» | | Обеспечение материалами для изготовления поделки (акриловые нитки, основа для плетения) |
| «Лаборатория художника» Лепка кулона - оберега. | Создание арт – объекта. Самостоятельный выбор материалов для лепки. Девочки: рыба (рыбачки), мальчики – лебедь (охотники). | |
| Творческая выставка детских работ | | |
Заключительный этап:
Оформление выставки домашних книг и альбомов, посвящённых красотам карельской природы «Такая разная Карелия»;
Рассматривание результатов совместной деятельности (выставка творческих работ, создание альбома «Петроглифы – путешествие во времени»)
Подведение итогов (благодарность участникам проекта)
Знакомство с результатами проекта на родительском собрании (*за рамками проекта)
Продукты проекта:
1. Работы детей, выполненные на занятиях и в свободной деятельности:
Рисование: «Я – древний художник»
Рисование – эксперимент «Если бы петроглифы были цветными»
Аппликация «Мой петроглиф»
Альбом совместного творчества «Петроглифы – путешествие во времени»
Рукоделие (плетение из ниток): «Косы для Главной колдуньи»
Лепка кулона – оберега (материал по выбору: солёное тесто, масса для лепки)
2. Выставка домашних книг и альбомов, посвящённых красотам карельской природы «Такая разная Карелия».
3. Мини - рассказы о созданных петроглифах.
4. Фотоотчёт об экскурсии в Национальный музей Республики Карелия: «Листы каменной книги наощупь».
5. Демонстрационный материал:10 фрагментов «скалы» (картонные коробки) с чёрно-белыми изображениями петроглифов восточного побережья Онежского озера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Карельские народные загадки / подг. Л. А. Лавонен, ред. Э. С. Киуру, В. Д. Ригоев. Петрозаводск, 1982.
Линевский А. М. «Листы каменной книги», Издательство «Карелия», 1976г.
Лобанова Н. В., «Петроглифы Карелии»; Издательство: Северный Паломник, 2019 г
Чудеса света. Энциклопедия для детского сада, 2021г.
ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
1. https://rk.karelia.ru/special-projects/petroglifyi/petroglify-arheologiya/
2. https://www.youtube.com/watch?v=hNOGhQLxCkY&t=68s
3. https://bloknot-turista.ru/rossiya/kareliya/dostoprimechatelnosti-kareliya/petroglify.html
4. https://worldrockart.ru/risunki/petroglify-karelii/
5. https://www.culture.ru/materials/32944/karelskie-petroglify
6. https://libking.ru/books/sf-/sf/33205-8-aleksandr-linevskiy-listy-kamennoy-knigi.html#book
7. https://www.youtube.com/watch?v=R4bwFP9Q1Oc&t=13s
ПЕЧАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.
В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукши засыпана плотиной.
Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.
Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…