Урок по математике в 4 классе на тему «Письменное умножение на двузначное число»

1
0
Материал опубликован 8 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

/data/files/o1546955749.docx (Карточка)

/data/files/h1546955686.ppt (Презентация к уроку математики 4 класс)

 

Тема урока: «Письменное умножение на двузначное число».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.

Задачи урока для учителя:

1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.

2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:

1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.

3. Применять полученные знания при решении задач, уравнений.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Прогнозируемый результат:

Предметные:

В конце урока ученики

1. Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.

2. Умеют письменно умножать на двузначные числа.

Метапредметные

1. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

3. Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами).

Основные понятия и термины: Письменное умножение на двузначное число.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Математика пришла,

Занимай свои места!

Математика сложна,

Но скажу с почтеньем:

Математика нужна

Всем без исключенья!

 

Устный счёт.

Арифметический диктант.

1. 450 уменьшить в 5 раз. ( 90) У

2. Найдите произведение чисел 146 и 0. (0) М

3. Произведение чисел 30 и 9?(270) Н

4. Первый множитель 600, второй множитель 4. Найдите произведение.(2400) О

5. Найдите частное чисел 640 и 8(80) Ж

6. Делимое 560, делитель 8. Найдите частное.(70) Е

7. Найдите разность чисел 800 и 54. (746) Н

8. Уменьшаемое 1000, вычитаемое 125. Чему равна разность? ( 775) И

9. 50 увеличить в 6 раз.(300) Е

А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на доске, назовите тему урока.

40

0

8100

2400

80

90

492

890

560

                 

На доске: 90-У, 0-М, 270-Н, 2400-О, 80-Ж, 70-Е, 746-Н, 775-И, 300-Е (УМНОЖЕНИЕ).

 

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по волшебной стране, которая называется «Умножение».

Ребята, а разве вы никогда не умножали?

С какими жителями этой волшебной страны вы уже знакомы. . (Приём умножения многозначного числа на однозначное число в столбик. Приём умножения многозначного числа на однозначное число. Приём умножения многозначного числа, запись которого оканчивается нулями на однозначное число в столбик.)

Учительница по - очереди открывает домики, дети называют изученные способы умножения.

Ой, ребята, а последний домик оказался пустым, как вы думаете, почему? (Здесь живёт новый способ умножения, который мы пока не знаем.).

Правильно, именно с ним вы сегодня на уроке и познакомитесь.

А как вы узнаёте что–то новое? (Мы сначала попробуем, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и откроем новый способ).

Как вы будите работать? (Самостоятельно).

Ну что, хотите отправиться в сказочное путешествие, чтобы открыть новый способ?

Тогда пожелайте друг другу удачи на вашем нелёгком пути.

 

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- На доске даны числовые выражения:

9 • 8 7 • 4 9 • 15 7 • 23 9 • 185 7 • 432

Какое задание можно выполнить с этими выражениями? (Разделить на группы).

По каким признакам можно произвести деление на группы (По первому множителю, по виду умножения).

Разделите эти выражения на три группы в зависимости от вида умножения.

9 • 8 9 • 15 9 • 185

7 • 4 7 • 23 7 • 432

Что интересного в выражениях первой строчки? (Одинаковый первый множитель. Число 185 образовано цифрами, обозначающими второй множитель в первом и во втором столбике).

Что интересно в выражениях второй строчки? (Аналогично).

Найдите значения выражений первого столбика. Ответ покажите на карточках.

Чем вы пользовались, находя значения этих выражений? (Таблицей умножения). Надо ли её вывешивать на доску в качестве эталона? (Нет, мы её хорошо знаем).

2) - Найдите значение числового выражения 9 • 15 из второго столбика. Ответ покажите на карточках. Расскажите, каким эталоном вы пользовались, умножая однозначное число на двузначное. Обозначим этот эталон цифрой 1.

9 • 15 = 9 • (10 + 5) = 9 • 10 + 9 • 5 = 90 + 45 = 135 (Э-1)

На доске появляется эталон.

Найдите значение второго выражения, пользуясь эталоном. Ответ покажите на карточках.

3)Каким способом вы будете находить значения числовых выражений в третьем столбике? (Умножать в столбик).

Найдите значения этих выражений. (Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях).

Какой же алгоритм вы использовали при выполнении этого задания? Обозначим этот эталон цифрой 2.

Учитель вывешивает на доску алгоритм.

Алгоритм умножения на однозначное число: (Э-2)

1. Пишу однозначное число под разрядом единиц многозначного числа.

2. Умножаю однозначное число на единицы

3. Умножаю однозначное число на десятки.

4. Умножаю однозначное число на сотни.

4) – Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Таблицу умножения, умножение на двузначное число, письменное умножение на однозначное число).

Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие). Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам известно, а что нет).

Учитель открывает на доске выражение:

146 ∙ 24

Что нового вы увидели в этом задании (Умножение на двузначное число).

Сформулируйте тему урока.

5)Что же вы должны будите сделать дальше? (Попробовать решить это выражение за 1 минуту).

Внимание! Начали!

Стоп. Посмотрим результаты.

Все ли смогли найти значение этого выражения? Поднимите руки, кто не смог.

Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу решить это выражение).

Те, кто решил, назовите, пожалуйста, свои ответы. Учитель фиксирует все ответы на доске и обводит в кружок правильный ответ. Ребята, решившие правильно, свой ответ обоснуют.

Что показало пробное действие тем, кто решил, но не получил правильного ответа? (Мы не можем правильно решить это выражение).

Что показало пробное действие тем, кто решил правильно? (Я не могу обосновать правильность своих действий)

 

4. Выявление места и причины затруднения.

Как вы рассуждали, когда выполняли задание?

На какую схему-опору вы опирались?

Подошла ли к вашему заданию известная схема? (Нет.)

Где возникло затруднение?

Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Умножение на десятки.)

Почему вы не смогли справиться с заданием? (Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число.)

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм умножения на двузначное число.)

Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять уже известный.)

Сформулируйте тему урока. (Умножение на двузначное число.)

Повторите ещё раз. Какой алгоритм вы будете уточнять?

Как звучит первый шаг в алгоритме умножения на однозначное число? (Пишу единицы под единицами…)

Какой будет первый шаг в алгоритме умножения на двузначное число? (Пишу единицы под единицами…)

Что будете делать дальше? (Умножать единицы, затем десятки…)

Сформулируйте следующий шаг самостоятельно.

Составим план вашей дальнейшей работы.

Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)

Дальше что вы сможете сделать? (Вычислить.)

Дальше вам надо сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить схему-опору.)

На доске/экране фиксируется план:

Записать выражение и вычислить.

Сформулировать недостающий шаг.

Составить опорный сигнал.

 

6. Реализация построенного проекта.

Открывать новый способ вы будите в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться». На работу в группах отводится 5 минут.

Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю от группы).

Обобщая результаты, учитель фиксирует на доске алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. (На планшетках каждый ребёнок по ходу составления алгоритма, записывает в столбик выражение 146 ×24 и вычисляет его, один ученик выполняет на доске).

1. Записать двузначное число под многозначным, разряд под разрядом.

2. Умножить многозначное число на единицы двузначного, результат записать разряд под разрядом.

3. Умножить многозначное число на десятки двузначного, результат записать со сдвигом на один разряд влево.

4. Сложить полученные произведения.

Объясните, почему, умножая на десятки, результат вы сдвигаете на один разряд влево? (Получаем десятки и на конце произведения надо было бы написать ноль, а в этом нет необходимости, так как при сложении с нулём всегда получается число).

Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да). Докажите (Знаем как правильно выполнить умножение на двузначное число в столбик, можем обосновать свои действия).

Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Умножение в столбик на двузначное число).

Физкультминутка.

1 3 4

2 4

1

1 4 3 1

Сосчитайте, сколько единиц вы здесь видите, столько раз присядьте.

Умножьте количество двоек на пять и столько раз подпрыгните.

Сосчитайте количество троек, умножьте получившейся результат на 3 и столько раз наклонитесь.

Сосчитайте количество четверок, умножьте на нуль и столько раз покружитесь. Почему же вы остались стоять на месте? (При умножении на нуль, получается нуль).

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? (Нет.)

Какую цель вы поставите на оставшийся этап? (Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число.)

Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

Выполните № 157 на стр.44 (первое, второе выражение). По одному ученику решают с комментированием на доске, а остальные – в тетради. Задание выполняется в тетради.

Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах).

№ 157 на стр.44 (3 и 4 выражение) – третье выражение объясняют ученики первого варианта, четвёртое – ученики второго варианта.

Проверка по образцу. Ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют.

 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вы поработали в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно).

С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться?)

В тетрадях по математике решите выражение, данное на доске: 415 • 63

Проверьте. (Открыть на доске/экране решения примеров для самопроверки.)

У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, обведите её зелёной ручкой.

Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?

У кого получился такой же ответ, как на доске – поставьте себе «+».

Молодцы!

 

9. Включение в систему знаний и повторение.

При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения приобретённые на уроке? (При решении задач, уравнений.)

Решите задачу: (на карточках)

Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите площадь палисадника.

(Для чего на практике нужно знать периметр и площадь палисадника?)

Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать. Каким действием узнаете ширину?

Назовите вопрос. Каким действием ответите на вопрос?

Выполните решение в тетради. (Проверка устно).

Один ученик у доски, другие в тетрадях.

А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран.

Красная – (сложное) х-783=58*45

Желтая (среднее) х : 12 =336

Зеленая – (легкое) 5 • х = 3190

Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

Сверьте свою работу.

 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какой же способ умножения живет в домике? (Письменное умножение на двузначное число).

Какие же цели вы сегодня ставили?

Достигли ли мы этих целей? Докажите.

У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть?

Над чем ещё надо поработать?

Можно ли сказать, что сегодня вы находились в учебной деятельности? (Да). Докажите.

Как бы вы оценили работу всего класса?

Оцените цветом свою работу на уроке.

 

Домашнее задание.

1) С 44, № 159 – обязательный для всех

2) С. 44, № 160– предлагаю тем, кто не боится трудностей.

3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить.

Благодарю ребят за работу

Предварительный просмотр презентации

МАТЕМАТИКА

Арифметический диктант Ключ к шифру: 90 – У 0 – М 270 – Н 2400 – О 80 – Ж 70 – Е 746 – Н 775 – И 300 - Е

9 ∙ 8 7 ∙ 4 9 ∙ 15 7 ∙ 23 9 ∙ 185 7 ∙ 432

146 • 24 9∙15=9∙(10+5)=9∙10+9∙5=90+45=135 Алгоритм умножения на однозначное число: 1) Пишу однозначное число под разрядом единиц многозначного числа. 2) Умножаю однозначное число на единицы. 3) Умножаю однозначное число на десятки. 4) Умножаю однозначное число на сотни. Э-2 Э-1

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное: 1) Записать двузначное число под многозначным, разряд под разрядом. 2) Умножить многозначное число на единицы двузначного, результат записать разряд под разрядом. 3) Умножить многозначное число на десятки двузначного, результат записать со сдвигом на один разряд влево. 4) Сложить полученные произведения.

1 3 4 2 1 4 1 3 1 4

Работа в парах

75 * 34 =2550 93 * 46 =4278

415 • 63

Х 415 63 + 1245 2490 26145 1.Записать двузначное число под многозначным, разряд под разрядом. 2.Умножить многозначное число на единицы двузначного, результат записать разряд под разрядом. 3.Умножить многозначное число на десятки двузначного, результат записать со сдвигом на один разряд влево. 4.Сложить полученные произведения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации