План работы клуба «Для тех, кто рядом» для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
План работы
Клуба "Для тех, кто рядом" для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на 2022 год.
Пояснительная записка
Семья, в которой растет и развивается ребенок является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на его личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка. Исходя из вышеизложенного можно сказать, что в первую очередь семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
А что же происходит в семье, где появляется ребенок с ОВЗ? Появление в семье ребенка с ОВЗ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих. Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВЗ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты. Именно поэтому работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ является одним из важных направлений в деятельности отделения. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, логопед-дефектолог, музыкальный руководитель, врач и др.).
Цель: формирование знаний и умений родителей в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
- формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй;
- повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
- обучение родителей психологическим приемам саморегуляции и самоконтроля;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Тематический план занятий
Форма проведения | Тема занятия | Месяцы недели | Ответственные |
Консультация | «Влияние игры на развитие памяти детей с ОВЗ» | январь 3 | Воспитатель |
Лекция | «Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома» | 4 | Педагог доп.образования |
Релаксация | «Прогулка на роще» | февраль 1 | Психолог |
Дискуссия | 2 | воспитатель | |
Круглый стол | Формирование позитивных детско-родительских отношений» | 3 | Психолог |
Консультация | «Возрастные особенности детей 4-5 лет» | 4 | Психолог |
Беседа- размышление | «Барьеры в отношениях между родителями и детьми» | март 1 | Воспитатель |
Консультация | «Роль семьи в воспитании ребенка» | 2 | Воспитатель |
Консультация | «Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов» | 3 | Воспитатель |
Консультация | «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста» | 4 | Воспитатель |
Консультация | Воспитание у детей навыков самообслуживания» | апрель 1 | Воспитатель |
Беседа | Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца. | 2 | Воспитатель |
Беседа-практикум | «Игра в развитии ребенка» | 3 | Воспитатель |
Групповая дискуссия | Приёмы коррекционной работы с детьми в домашних условиях. | 4 | Воспитатель |
Семинар | «Правовая школа родителей» | май 3 | Специалист по работе с семьей |
Консультация | «Тело как зеркало души» | 4 | Психолог |
Мастер-класс | «Релаксация как способ снятия психического напряжения» | июнь 1 | Психолог |
Консультация | «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ» | 2 | Воспитатель |
Тренинг | «Счастливы вместе» | 3 | Воспитатель |
Консультация | «Здоровье в ладошках» | 4 | Воспитатель |
Психологический тренинг | «Я принимаю тебя» | июль 1 | Психолог |
Консультация | «Влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности» | 2 | Воспитатель |
Беседа | «Проблемы адаптации ребенка с ОВЗ в условиях реабилитационного центра» | 3 | Специалист по работе с семьей |
Консультация-тест | 4. «Правильно ли мы говорим» - Практическое занятие «Говорящие игры» - Памятка для родителей «Лучшие игры для развития речи» | 4 | Логопед |
Тренинг | «Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения» | август 1 | Психолог |
Презентация фильма (короткометражка) | «Каждый 88» Фильм о людях с аутизмом | 2 | Воспитатель |
Консультация | Игра-лучший помощник в занятиях с детьми дома | 3 | Воспитатель |
Беседа | «Мы вместе» | 4 | Воспитатель |
Консультация | «Права и льготы детей с ОВЗ и их семей» | сентябрь 1 | Специалист по работе с семьей |
Тренинг | «Обретение уверенности в своих силах» | 2 | Психолог |
Консультация | Речевые нарушения и причины их возникновения. | 3 | Логопед |
Консультация | Краткие советы родителям, имеющим детей с ЗПР | 4 | Воспитатель |
Консультация | «Стили семейного воспитания | октябрь 1 | Воспитатель |
Консультация | Психологические особенности детей с ОВЗ | 2 | Психолог |
Консультация-практикум | Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка | 3 | Воспитатель |
Тренинг | «Особый ребенок» | 4 | Психолог |
Анкетирование | «Анализ удовлетворенности качеством предоставления услуг» | ноябрь 1 | Методист |
Консультация | «Трудовое воспитание ребенка в семье» | 2 | Инструктор по труду |
Консультация | «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения» | 3 | Психолог |
Беседа | «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья | 4 | Воспитатель |
Консультация | «Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ» | декабрь 1 | Воспитатель |
Консультация | «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» | 2 | Воспитатель |