План конспект "Личный (семейный) бюджет"
Автор: Сомова Светлана Геннадьевна, учитель первой категории МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области
Тип урока: экономическая игра
Цель образовательная: через игру показать ученикам, что грамотное и эффективное расходование средств личного (семейного) бюджета требует усилий и тонкого расчета.
Цель развивающая: сформировать условия для развития навыков эффективного расходования средств личного (семейного) бюджета.
Цель воспитательная: создать условия для воспитания чувства ответственности, способствовать воспитанию бережливости и экономности.
Оборудование:
1. Оргмомент (приветствие, проверка присутствующих, возможно - деление на группы)
2. Ход игры:
-
Правила игры (2 слайд презентации)
-
Расходование средств (3-9 слайды презентации)
-
Подведение итогов (10-11 слайды)
3. Рефлексия
Описание игры:
Игра может проводиться в любом формате (личное или групповое участие)
Задача участников игры - исходя из определенной суммы игровых денег и статей расходов личного (семейного) бюджета, грамотно их потратить, раскладывая багратики (могут быть любые другие игровые деньги) на окошечки статей расходов.
Каждому участнику (или группе) выдается лист расходов и некоторая сумма игровых денег. У меня была условная сумма 300 багратиков. Ученики в процессе игры их "тратят". Кроме стандартных статей расходов бюджета в игре предусмотрен так называемый форс-мажор - бонусы и неприятности, о которых при объяснений правил игры не упоминается.
После того, как игровые деньги "потрачены" и итоги подведены необходимо провести рефлексию, во время которой ученики сообщают о своих результатах, называют свои ошибки и делают некоторые выводы.
Когда и где проводилась игра:
Игра проводилась осенью 2015 г. в 6 классе МБОУ СОШ г. Багратионовска, в декабре 2015 г. на педагогическом совете МБОУ СОШ г. Багратионовска, в январе 2016 г. на совещании заместителей директоров школ МО "Багратионовский район"
Наблюдения:
Среди учеников 6 класса игра проводилась в формате - личное участие, т.е. каждый имел по 300 багратиков и лист расходов. Результаты получились любопытные. Примерно 60% учеников в итоге остались без денег, т.к. одна группа учащихся, независимо друг от друга, "тратила" игровые деньги по-минимуму, а потом вынуждена была остатки скинуть в расход, т.к. "лишились" квартиры и здоровья. Другая группа "безденежных" учеников не очень экономно "тратила" игровые деньги.
Среди учителей игра проводилась в формате - групповое участие. Взрослые участники игры - учителя и замдиректора, эффективно расходовали средства, но суммы, которые они "тратили" иногда отличались от предложенных на слайдах.
Если игру проводить в рамках уроков обществознания, то целесообразно на уроке, перед игрой обсудить с учениками основные статьи расходов личного (семейного) бюджета и суммы, которые на эти статьи уходят.
Для получения более интересных результатов игрокам можно раздать отличающиеся друг от друга суммы игровых денег. Возможно количество игровых денег будет зависеть от каких-то достижений участников накануне игры.
Алчинова Екатерина Леонидовна
Сомова Светлана Геннадьевна
Сафонова Елена Валерьевна
Сомова Светлана Геннадьевна
Сомова Светлана Геннадьевна