План конспект по обществознанию «Личный (семейный) бюджет» (6–7 классы)

10
4
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-деловую игру по основам экономики
Материал опубликован 22 January 2016 в группе
План конспект "Личный (семейный) бюджет"
Автор: Сомова Светлана Геннадьевна, учитель первой категории МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области
 
 
Тип урока: экономическая игра
 
Цель образовательная: через игру показать ученикам, что грамотное и эффективное расходование средств личного (семейного) бюджета требует усилий и тонкого расчета.
 
Цель развивающая: сформировать условия для развития навыков эффективного расходования средств личного (семейного) бюджета.
 
Цель воспитательная: создать условия для воспитания чувства ответственности, способствовать воспитанию бережливости и экономности.
 
Оборудование: 
  • Презентация к занятию 

    Здесь будет файл: /data/edu/files/d1453416502.ppt (Сомова С.Г. "Личный бюджет" игра)

  • Раздаточный материал (игровые деньги "Багратики", Лист расходов) по количеству участников

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1453417254.pptx (Сомова С.Г. Раздаточный материал к игре "Личный бюджет")


План урока: 
 1. Оргмомент (приветствие, проверка присутствующих, возможно - деление на группы)
 2. Ход игры: 
  • Правила игры (2 слайд презентации)
  • Расходование средств (3-9 слайды презентации)
  • Подведение итогов (10-11 слайды)
 3. Рефлексия
 
Описание игры: 
Игра может проводиться в любом формате (личное или групповое участие)
Задача участников игры - исходя из определенной суммы игровых денег и статей расходов личного (семейного) бюджета, грамотно их потратить, раскладывая багратики (могут быть любые другие игровые деньги) на окошечки статей расходов.
Каждому участнику (или группе) выдается лист расходов и некоторая сумма игровых денег. У меня была условная сумма 300 багратиков. Ученики в процессе игры их "тратят". Кроме стандартных статей расходов бюджета в игре предусмотрен так называемый форс-мажор - бонусы и неприятности, о которых при объяснений правил игры не упоминается. 
После того, как игровые деньги "потрачены" и итоги подведены необходимо провести рефлексию, во время которой ученики сообщают о своих результатах, называют свои ошибки и делают некоторые выводы.
 
Когда и где проводилась игра:
Игра проводилась осенью 2015 г. в 6 классе МБОУ СОШ г. Багратионовска, в декабре 2015 г. на педагогическом совете МБОУ СОШ г. Багратионовска, в январе 2016 г. на совещании заместителей директоров школ МО "Багратионовский район"
 
Наблюдения:
Среди учеников 6 класса игра проводилась в формате - личное участие, т.е. каждый имел по 300 багратиков и лист расходов. Результаты получились любопытные. Примерно 60% учеников в итоге остались без денег, т.к. одна группа учащихся, независимо друг от друга, "тратила" игровые деньги по-минимуму, а потом вынуждена была  остатки скинуть в расход, т.к. "лишились" квартиры и здоровья. Другая группа "безденежных" учеников не очень экономно "тратила" игровые деньги.
 
Среди учителей игра проводилась в формате - групповое участие. Взрослые участники игры - учителя и замдиректора, эффективно расходовали средства, но суммы, которые они "тратили" иногда отличались от предложенных на слайдах.
 
Если игру проводить в рамках уроков обществознания, то целесообразно на уроке, перед игрой обсудить с учениками основные статьи расходов личного (семейного) бюджета и суммы, которые на эти статьи уходят.
 
Для получения более интересных результатов игрокам можно раздать отличающиеся друг от друга суммы игровых денег. Возможно количество игровых денег будет зависеть от каких-то достижений участников накануне игры.
Комментарии

Интересно и познавательно!

11 February 2016

Спасибо, очень интересно, это можно и на классных часах использовать.

18 June 2016

Пожалуйста! Это создавалось для классного часа, сначала. А потом понравилось учителям...

18 June 2016

Вот и пригодилось... Идет неделя финансовой грамотности, так я все пятые классы финансово просветила.)

11 April 2017