12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

3класс

ТЕМА: Растениеводство.

 

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: Растениеводство.

Цели урока: образовательная: познакомить детей с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством; учить различать культурные растения; учить анализировать; обобщать полученные знания. Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, мышление, развивать кругозор. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Планируемые результаты: Предметные: формировать понятия детей о растениеводстве; и умения различать культурные растения, приводить примеры культурных растений.  Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений. В процессе обучения формирую следующие блоки УУД: Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи урока и стремление её выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: произведений художественного, литературного искусства, учебных текстов иллюстраций. Познавательные УУД : практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. Выявить связь растениеводства и промышленности. Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством ; умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Оборудование: презентация, гербарий, тест

Ход урока

I. Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) слайд 1

-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

-Какой урок сейчас?

-Проверяем готовность.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

II. Проверка домашнего задания.

Разгадайте  загадки о полезных ископаемых  и  ответы  запишите.

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи... (Руда).

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

По трубе течёт,

Пироги печёт. (Газ).

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Ответы детей.

III. Актуализация знаний

- Скажите, над какой большой темой мы работаем уже не первый урок? Чему учит экономика.

-Кто может нам напомнить отрасли экономики?

Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы догадаетесь сами.  

Отгадайте, о чем пойдёт речь на уроке?

Дышит, растет,

А ходить не умеет.

(растение)

-  Молодцы. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Тема: Растениеводство. Слайд 2

-Обратите внимание на запись слова «растениеводство».

-Подумайте –это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось?

От слов «растение» и «водить».

- Для чего люди выращивают растения? На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку?

- Итак, какую цель мы поставим сегодня на урок.

Познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями.

– Что такое растениеводство? И для чего люди занимаются растениеводством. Это и будет нашим основным вопросом урока.

IV. Работа по теме урока.

Было так:

В какой-то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых,

А чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей!   (хлеб).

Белая беляна

По полю гуляла,

Домой пришла,

В сусек легла. (Мука.)

- Как вкусен и душист хлеб! Но, чтобы испечь хлеб, нужна мука. Из чего делают муку? (из пшеницы, овса, ржи, ячменя)

- Кто знает, где достают пшеницу, рожь, чтобы намолотить много муки и накормить нас всех? (Выращивают на полях.)

- Что значит выращивают? (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай.)

- Как называются растения, которые выращивает человек? (Культурными.)

Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения

Растения: культурные и дикорастущие. Слайд 3

Какие виды культурных растений вы знаете? (овощные, плодовые, декоративные)

Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания.

Сообщение о русском учёном-биологе Вавилове Н.В. слайд 4

Вавилов Николай Иванович (1887—1943), русский биолог, генетик, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР.

Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта. Начальное образование получил в Московском коммерческом училище, после которого поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).

После окончания (1911 г.) был оставлен на кафедре частного земледелия. В 1917 г. стал профессором Саратовского университета. С 1921 г. заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), в 1924 г. реорганизованным во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 г. — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого Вавилов оставался до августа 1940 г.

С 1930 г. — также директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР.

На основании проведенных в 1919— 1920 гг. исследований в книге «Полевые культуры Юго-Востока» (1922 г.) Вавилов описал все культурные растения Поволжья и Заволжья.

С 1920 по 1940 г. он руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями по изучению растительных ресурсов Средней Азии, Средиземноморья и др. В 1924 г. экспедиция побывала в Афганистане. Собранный материал позволил учёному установить закономерности в происхождении и распределении сортов культурных растений, что значительно облегчило работу ботаников и селекционеров.

Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым и хранящаяся в ВИРе, насчитывает более 300 тыс. образцов. Особое значение для теоретической генетики приобрёл открытый им в 1920 г. закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения.

За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилов получил премию имени В. И. Ленина (1926 г.). За исследования в Афганистане он был награждён золотой медалью имени Н. М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства — Большой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1940 г.).

С 1929 г. Вавилов был академиком АН СССР и академиком АН УССР, избирался президентом (1929—1935 гг.) и вице-президентом (1935—1940 гг.) ВАСХНИЛ.

Однако кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т. Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами, привела к тому, что в 1940 г. деятельность учёного прервалась. Вавилов был арестован по обвинению во вредительстве и скончался от голода на тюремной койке в Саратове 26 января 1943 г.

В 1965 г. учредили премию его имени, а в 1968 г. — золотую медаль, присуждаемую за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

 - Посмотрите внимательно и подумайте для чего же люди занимаются растениеводством?

Физкультминутка.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)

Он принёс чемодан, (Показывают, как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена - (Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы. (Восхищаются)

Утром их поливал, (Поливают)

На ночь их укрывал (Укрывают)

И берёг от холодной погоды. (Дети садятся, учитель продолжает)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

- Где растут яблоки? (В саду)

- Расскажите, как вырастить такое аппетитное яблоко.

- Это может каждый?

- Как называют людей, которые выращивают плодовые деревья? (Садоводы.)

- Как называется деятельность людей по разведению садов? (Садоводство.) слайд 5

- Какое растение необходимо, чтобы испечь ржаной хлеб, белые душистые булки? (Рожь, пшеница, зерно.)

- Как называют людей, которые выращивают зерно? (Зерноводы- хлеборобы.)

- Как называется их деятельность? (Зерноводство.) слайд 6

«Зерновые культуры». Речь идёт о зерновых культурах

«Зерновые культуры»

Пшеница, рожь, ячмень рис кукуруза, овёс, просо- основные зерновые культуры, которые кормят людей всего мира.

Пшеница – бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу сеют осенью, а яровую сеют – весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом – яровая. Слайд 7

Рожь  - самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным. Слайд 8

Ячмень - идёт на приготовления пива, используется как кормовая культура, из него делают перловую крупу. Слайд 9

Овёс - кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка. Слайд 10

Кукуруза - идёт на приготовления крахмала, растительного масла, мучных изделий. Слайд11

Просо - ценная крупяная культура. Это ценный корм для птиц, а солома и отходы- хороший корм для рогатого скота.

- Какие ещё культурные растения выращивают в поле? (Овощи - овощеводы - овощеводство.) слайд12

- Отгадайте загадку:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз.)

- Где растут арбузы, дыни, тыквы? (Бахча - бахчеводы - бахчеводство.) слайд13

- Ещё одна отрасль растениеводства - это технические культуры: кормовые, масличные и прядильные. слайд 14

«Кормовые и прядильные культуры». Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.

Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён.  Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.

Виды растениеводства: бахчеводство, плодоводство, овощеводство, садоводство, зерноводство, выращивание технических культур.

«Труд растениеводов».  Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Только тот, кто любит землю, может быть хорошим растениеводом.

 – Ребята скажите теперь мы можем ответить на главный вопрос урока -–что такое растениеводство? И для чего люди занимаются растениеводством.

 -Растениеводство – это выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей: например, чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности. Слайд15

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Сельское хозяйство.  Дополнительный  материал.      

Агропромышленный комплекс играет немаловажную роль в экономическом развитии Сахалина и Курильских островов. В связи с отдаленностью от основных сельскохозяйственных районов России и затрудненностью транспортных связей, местное производство сельскохозяйственной продукции является важным источником продуктов питания для жителей области.

Основная продукция агропромышленного комплекса – молоко, картофель, овощи, свинина, яйцо. Практически вся продукция потребляется внутри области. В валовом общественном продукте сельское хозяйство занимает 6%. Среднее обеспечение собственной сельскохозяйственной продукцией: мясо - 9%, картофель – 100%, овощи – 50%, молоко и молочные продукты – 35%, яйцо – 75%.

Областное сельское хозяйство развивается в неблагоприятных природно-климатических условиях. Наиболее пригодными для работы сельскохозяйственных предприятий являются районы Тымовский, Поронайский, южные и западные районы острова Сахалин, но большая часть этих районов находится в зоне избыточного увлажнения. Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции сосредоточены в Анивском районе, Тымовском районе, Углегорском районе и Южно-Сахалинске. Растениеводство области представлено производством картофеля, овощей и кормовых культур. Основные овощные культуры – капуста, морковь, свекла. В закрытом грунте выращиваются (в том числе и в зимний период) томаты, огурцы, перец, зеленные культуры. Животноводство полностью обеспечивается растительными кормами за счет местных заготовок. Выведен сахалинский тип “Голштинской” породы крупного рогатого скота, способного в экстремальных условиях обеспечить высокую продуктивность. Широкое развитие получили свиноводство, птицеводство (работают две птицефабрики). Развито пушное производство – выращивание норок темно-коричневых, серебристо-голубых и пастельных тонов. Основная часть этой продукции вывозится за пределы области. Оленеводство – основная отрасль сельского хозяйства в северных районах Сахалина.

Более 56% сельскохозяйственных организаций преобразованы в государственные унитарные предприятия, остальные преобразованы в кооперативные, акционерные и частные предприятия. На личные подсобные и фермерские хозяйства приходится 67% валовой продукции сельского хозяйства. Государственный Сахалинский Научно-исследовательский Институт Сельского Хозяйства занимается разработкой вопросов развития отраслей растениеводства и животноводства применительно к местным природно-климатическим условиям.

В перспективе планируется увеличение объема продукции за счет растениеводства, мясомолочного животноводства, птицеводства и свиноводства, а также укрепление сырьевой базы местной перерабатывающей промышленности и снижение ее зависимости от импортного сырья.

Рассказ о работе прядильного комбината.

1.«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

2. «Прялка не Бог, а рубаху дает» .

3. «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом» .

4. «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

(Материал  для  учителя)

Пряжей называется текстильная нить, получаемая из отдельных волокон путем их скручивания. Совокупность операций в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. От длины и толщины волокон зависит выбор способа прядения и вид получаемой пряжи. Существует 3 способа прядения: кардный, гребенной, аппаратный.

Прядение осуществляется на прядильных фабриках. Прядению, в полном смысле этого слова подвергаются лишь натуральные текстильные волокна (хлопок, шерсть, лен), так как этого требует  незначительная длина их волокон. Из химических волокон прядению подлежат только штапельные волокна, так как они, в противоположность всем другим химическим волокнам, короткие.

Для хлопка и штапельных волокон основной способ прядения — кардный. Для этого способа прядения используют хлопок средней длины. Длинные волокна шерсти, хлопка, натурального шелка перерабатываются по гребенному способу прядения. Получают тонкую, равномерную, плотную и гладкую пряжу. Короткие волокна хлопка и шерсти перерабатываются по аппаратному способу. При таком способе прядения получают толстую, рыхлую неравномерную  по толщине, пушистую аппаратную пряжу. Предварительно проделывают несколько операций, в результате которых волокно очищают, распрямляют, разделяют на отдельные волокна, расчесывают и лишь потом скручивают в пряжу.

Выравнивание и вытягивание производится на ленточных машинах путем соединения нескольких лент в одну для выравнивания ее по толщине. Проходя между валиками ленточной машины, лента постепенно утоняется.  Предпрядение производят на ровничных машинах, где из ленты путем вытягивания и слабого скручивания получают ровницу.

Собственно  прядение происходит на прядильных машинах и включает в себя окончательное вытягивание ровенцы, скручивание ее в пряжу, и наматывание пряжи.

Различают мокрое и сухое прядение.

Хлопок, шерсть, отходы натурального шелка, штапельные волокна прядут в сухом состоянии. Волокна льна прядут и сухим и мокрым способом. При мокром прядении, при получении более тонкой и плотной льняной пряжи, ровницу пропускают через ванны с горячей водой, которая размягчает пектиновые вещества. Количество операций, входящих в процесс прядения, зависит от способа прядения. Наиболее простой способ — аппаратный, т.к. из него исключены процессы обработки ленты и ровницы: после чесания непосредственно следует прядение.

Шерстяные волокна, наиболее длинные и грубые, перерабатываются способом грубогребенного прядения — пряжа получается плотная и жесткая. Тонкая шерсть средней длины идет в тонкогребенное прядение — образуется тонкая пряжа со слегка пушистой поверхностью. Грубая и полугрубая шерсть средней длины может перерабатываться по системе полугребенного прядения, т.е. без гребнечесания. В результате получается полугребенная пряжа, внешне похожа на гребенную. При прядении шерсти распространено смешивание волокон. В состав шерстяных волокон при аппаратном прядении могут входить кроме волокон шерсти, полученной при стрижке овец, заводская шерсть, восстановленная шерсть, хлопок, штапельные волокна. Смешивание волокон при аппаратном прядении производится перед чесанием. Штапельная пряжа, благодаря равномерности волокон по длине и толщине получается ровной и гладкой.

А теперь мы перейдем к практической работе. Рассмотрите гербарий (рассматривают)

Выпишите все растения, которые относятся к отрасли овощеводство (выписывают)

V. Закрепление пройденного материала.

Текст(выбрать правильный ответ)

1 Назови основные отрасли растениеводства.

с) полеводство, овцеводство, п) овощеводство, цветоводство, плодоводство, р) овощеводство, полеводство, оленеводство.

Главные зерновые культуры

к) Картофель, подсолнечник, лен. н) кабачок, паттисон, огурец, о) овес, рожь, пшеница.

Плодовые культуры

а)        Капуста, лен, овес.

б)        яблоня, груша.

в)        лук, чеснок, перец.

Сельскохозяйственные профессии

г)        ткач, газосварщик, геолог.

е) комбайнер, овощевод, садовод.

д)        инженер, механик.

Какое растение дает белый хлеб

в)        рожь

г)        овес

д)        пшеница

Из какой культуры получают масло?

а)        из подсолнечника

б)        из гречихи

в)        из ячменя

ПРОВЕРКА: сложите полученные ответы. Какое слово получилось? - ПОБЕДА! Слайд16

VI. Рефлексия. Каким я себя ощущаю »

Это помогает определить эмоциональное состояние ребёнка на уровне ощущений . Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии- зелёный цвет, отлично ( эмоциональный подъем) – розовый цвет.

VII. Домашнее задание.

стр. 54 вопросы слайд17

VIII. Итог урока.

– Назовите тему сегодняшнего урока?

- Смогли ли мы достичь поставленной цели?

- Что важного мы узнали?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.