12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курманова Диана Джумаваевна45

УМК : «Начальная школа 21 века»

Класс : 2 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»

Цели:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

Предметные: умение слушать и читать произведения писателей, объяснять смысл названия произведения, составлять план по рассказу и умение озаглавливать каждый пункт, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные :

- сравнение различных произведений ,жанров; умение находить общие и отличие.

- умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

- умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков ; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.

Личностные: умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал; умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).


 

умение четко и грамотно выражать свои мысли ;умение аргументировать своё мнение; умение принимать позицию другого; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы.

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс,


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока


 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, меня зовут Диана Джумаваевна . Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица и улыбки.

Давайте сядем правильно, спина ровная, руки на парте, ноги касаются пола.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя.

 

Актуализация знаний, формулирование темы и целей урока

-Ребята, какое чудесное время года к нам пришло?

А какой большой раздел мы сейчас изучаем?

Если вы забыли то полистайте учебник и найдите.

-А какие произведения вы уже изучили из данного раздела?

Какие вам больше понравились?

Ребят, а кто-нибудь знает стихотворение о весне?

Кто хочет выйти и рассказать его наизусть?

- Весна

«Весна, весна красна…»

Ответы детей

 

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Слайд из презентации

Слайд

Ребята прочитайте весенние приметы о весне на слайде:

Весенние приметы:

Весну открывают птицы. Прилетают: грачи, скворцы, жаворонки.

Люди заботятся о птицах весной. Строят и развешивают на деревьях скворечники.

Грачи рано прилетели - к теплой весне.

Перелетная птица дружно летит - и весне быть дружной

- Какие изменения происходят в природе весной?
- Что происходит с животными после зимы?

- А с птицами?


- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других?

А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу?

Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.

Ребята посмотрите на слайд и угадайте писателей, с произведениями которым мы будем сегодня с вами работать.

НИРПУК ВОКДАЛС

Сегодня мы познакомимся с произведениями этих двух замечательных писателей это Александр Иванович Куприн и Николай Иванович Сладков.

( на доске написать их инициалы)

- Как вы думаете, что общего между ними?

Произведения Куприна учат людей любить природу, быть добрыми, справедливыми. Родился Куприн в Пензенской губернии в небогатой семье.

Перед тем, как стать писателем, А. И.Куприн успел освоить множество профессий. Среди них — работа в цирке и рекламном агентстве, был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком.

- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.

 - Этих писателей всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

О какой птице сегодня мы с вами будем говорить , вы узнаете отгадав загадку.

Загадка.

По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки -
Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка - … (СКВОРЕЦ).

Поговорка .

 - А вот так говорят о скворцах в народе.

«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята, кто из вас видел скворцов?

Обыкновенные скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Гнездо строит самка. Её партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал - солому, сухую траву, веточки или перья.

-Скворец часто подражает пению других птиц. Поэтому в народе его называют певец – пародист. Послушайте пение скворца.

( Звучит звукозапись)

Словесное описание скворца по иллюстрации .

-Какой клюв у скворца?

-А какие глаза? Лапки?

-Какого цвета оперенье?

- Какую пользу приносят скворцы?


 

- Кто догадался, как будут называться произведения, с которыми мы будем знакомиться сегодня?  

 

 

Весна

природа оживает

звери просыпаются после зимней спячки.
 

птицы прилетают из теплых стран

скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки…

Чтобы читатели насладились ее красотой; чтобы люди берегли природу; чтобы мы любили свою Родину

Куприн, Сладков

- И А.Куприн, и Н.Сладков безумно любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях

С прилетом скворцов начинается настоящая весна

Ответы детей

-Желтый, острый

-Маленькие, как пуговки.

Лапки цепкие с острыми коготками.

Бурое, черное

Уничтожают гусениц и вредителей растений

А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»

Ответы детей

Поэтом

Этап первичного восприятия

Чтение текста А.Куприна «Скворцы» .

( аудиозапись)

- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

Внимательно слушают произведение.

 

Этап выявления специфики восприятия

(проверка первичного восприятия)

- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям?

   

Физминутка

Руки подняли и покачали 
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – 
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, 
Крылья сложим вот так.

Выполняют физкультминутку

 

Этап перечитывания и анализа художественного произведения

Словарная работа.( слова на слайде)

Робость, сажень, борозда.

Ребята, прочитайте слова на слайде.

Слово робость, что означает?

Сажень?

Борозда?

Прочтем рассказ по частям, и поработаем над содержанием каждой части.

Сколько частей в отрывке?

(выборочное чтение 1 части)

- Кто жил в скворечниках?


 

- Когда прилетели скворцы? Найди точное описание в тексте.

- Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитай.

- Почему все так ждут скворцов?

- Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяют воробьев.

- Как ведут себя воробьи? Прочитай.

- Рассмотри иллюстрацию, найди в тексте слова, которым она соответствует

Ребят, как озаглавим эту часть?


 

Словарь: (по ходу работы над текстом дети объясняют и знакомятся с лекс. знач. Слов)


 

- Как понимаете выражение « Искоса, пристально взглядывают вниз».

беспечно

2 часть: самостоятельное чтение.

- Когда лучше слушать пение скворцов? Найди в тексте и прочитай

- Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых?

Как озаглавим 2 часть?.


 

Ощущение страха, боязни

Русская мера длины, равна 2м13см.

Канавка на поверхности почвы

2 части

До прилета скворцов в скворечниках жили воробьи.

 

Прилет скворцов. Выселение воробьев.

внимательно

беззаботно

В тысячу раз больше собственного веса

Истребление вредных насекомых. Пение скворца

 

Этап вторичный синтез

Ребята, давайте составим план по 1 части.

О чем говорится в 1 части?

На пунктов мы разделим 1 часть?

Как озаглавим 1 пункт?

2 пункт?

3 пункт?

А теперь кто сможет кратко пересказать 1 часть по плану?

Ответы детей.

В 1 части говорится что прилетели скворцы, затем началось выселение воробьев из скворечен.

Пришел конец воробьиному хозяйству.

Затем говорится о том, как скворцы обустраиваются в скворечнике.

На 3 пункта

Прилетели скворцы

Конец воробьиному хозяйству

Обустройство скорцов в скворечнике.

Краткий пересказ по плану учеником.

 

Этап первичного восприятия

Чтение текста Н.Сладкова «Скворцы-молодцы» учителем .

- Послушайте еще одно произведение о скворцах, и обратите внимание, какую пользу приносят скворцы людям?

Внимательно слушают учителя

 

Этап выявления специфики восприятия

(проверка первичного восприятия)

- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям?

Какой жанр этого произведения?

Как вы поняли что это сказка?

Сказка

Ответы детей

 

Этап перечитывания и анализа художественного произведения

- Какую пользу приносят людям скворцы? Прочитайте.

- Найди в тексте обращения. Прочитайте, передавая голосом просьбу, с которой герой произведения обращается к скворцу.

Инсценировка произведения Н.Сладкова «Скворцы-молодцы»

(Чтение по ролям)

Обратите внимание в тексте все предложения восклицательные. Их надо читать весело , бодро, убежденно.

   

Этап обобщения

Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? 

Какие произведения сегодня мы с вами прочитали?

- Понравились ли вам произведения? Чем?

Чем отличаются эти произведения?

- Почему талант Куприна и Сладкова называют ДОБРЫМ?

- Что мы узнали из произведений А. Куприна и Н. Сладкова о жизни скворцов и их повадках? 


 

-Как вы думаете для чего А. Куприн и Н. Сладков написали эти произведения о скворцах?

- Давайте и мы будем добрыми и внимательными к окружающим нас животным.

Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла

А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»

Ответы детей

Произведение Куприна- рассказ, а Сладкова – сказка.

Они несут в своих произведениях свет и радость жизни

Они живут в скворечниках, выселяют воробьев, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и др. вредителей растений.

Чтобы показать свое отношение к природе, к птицам, т. к. жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы, вы, ребята, видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли ее.

 

Этап объяснения домашнего задания

- Вы должны на следующем уроке прочитать выразительно вторую часть произведения Куприна, а так же подготовить краткий пересказ первой части.

Записывают домашнее задание

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.