12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

 

План-конспект урока

по окружающему миру

3класс

 

ТЕМА: Какая бывает промышленность.

 

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема:  Какая бывает промышленность.

Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью

Образовательные задачи: (предметные результаты):

Познакомить с важнейшей отраслью экономики - промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности;

Развивающие задачи: (метапредметные результаты):

Познавательные: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города (села, района).

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

Оборудование: презентация, тест

Ход урока

I.Организационный момент

-Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Садитесь.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- Какую большую тему мы изучаем? (Что изучает экономика)

- Как называются части экономики? (отрасли)

- С какими отраслями мы уже познакомились? (растениеводство, животноводство)

Тестирование

1. Что такое животноводство?

А) Это выращивание культурных растений

Б) Это выращивание домашних животных

В) Это добыча полезных ископаемых

2. Для чего люди занимаются животноводством?

А) Ради собственного удовольствия

Б) Для получения продуктов питания

В) Для получения строительных материалов

3. Каких домашних млекопитающих разводят люди?

А) Тигров, леопардов, львов

Б) Волков, зайцев, лисиц

В) Коров, коз, овец, кроликов

4. Каких домашних птиц разводят люди?

А) Чаек, ласточек, стрижей

Б) Кур, уток, гусей, индюков

В) Дроздов, дятлов, синиц

5. Каких рыб разводят люди?

А) Карпов, форель

Б) Акул

В) Морских окуней

6. Каких насекомых разводит человек?

А) Стрекоз и кузнечиков

Б) Пчёл

В) Колорадских жуков

7. Где содержат сельскохозяйственных животных?

А) В теплицах и парниках

Б) В домах и квартирах

В) На фермах, в прудах и на пасеках

(Взаимопроверка)

III.Самоопределение к деятельности.

1. Введение в тему 

- Отгадайте загадки

1.Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

2.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью. (ботинки)

3. Белая водица.

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Всё, что хочешь делай. (молоко)

4.Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползёт,

Весь обоз один везёт. (поезд)

5. Ускользает, как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

2. Постановка темы и целей урока

- Кто же занимается производством этих товаров? (люди)

- А где же они работают? (на фабриках, заводах)

- Все это называется промышленность.

- На какой же вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Какая бывает промышленность?)

- Сегодня на уроке мы будем продолжать разговор об отраслях промышленности; учиться различать продукцию каждой отрасли промышленности; постараюсь убедить вас в необходимости каждой отрасли промышленности.

IV. Работа по теме урока

Зародилась промышленность в рамках домашнего крестьянского хозяйстве во времена первобытного строя, тогда формировались основные отрасли производственной деятельности у большинства народов (земледелие и скотоводство). Но первые ручные машины и станки появились не так давно, около 250 лет назад. Теперь наша промышленность автоматизирована, многие машины работают без помощи человека, но под чутким контролем его.

- О каких отраслях вы уже слышали? (Называют)

Промышленность – это отрасль экономики, т.е. народного хозяйства. Это совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и обработкой продуктов. Слайд 1

Промышленность делится на отдельные отрасли. Слайд 2

Электроэнергетика

Машиностроение

Металлургия

Лёгкая

Пищевая

Добывающая

Химическая

Познакомимся с некоторыми из них.

1. Добывающая промышленность слайд 3

- Как вы думаете, чем занимаются люди, работающие в этой отрасли? (добывают)

- Что же можно добывать? (полезные ископаемые)

- Как их добывают? (одни полезные ископаемы – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. Чтобы извлечь из-под земли нефть и газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины).

- С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома? (газ)

- Какие правила безопасности при обращении с газом вы знаете? (нельзя пользоваться неисправными газовыми приборами, оставлять без присмотра, сушить белье над горелками, размещать возле плиты вещества, которые могут легко воспламениться)

2.Электроэнергетика. слайд 4

Производит электрическую энергию. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на ферме, в поезде, в квартире, в магазине. Везде вы встретите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.

Откуда же берётся электрическая энергия? Её вырабатывает на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. (слайд 5) Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, - гидроэлектростанцией (ГЭС). (слайд 6)

На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар. (слайд 7)

ГЭС строят на больших полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Для атомной станции (АЭС) (слайд 8) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

Физкультминутка

.По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

3.Металлургия и машиностроение (слайд 9)

(работа в учебнике)

- Откройте учебники на с 61. Прочитайте о металлургии и машиностроении.

- Чем же занимается металлургия? (производством металлов из природного сырья, получением сплавов, обработкой металлов, сваркой, нанесением покрытий из металлов)

Металлургия подразделяется на чёрную и цветную. К чёрным металлам относят железо, все остальные – цветные.

- Что производит машиностроительная отрасль? (машины)

- Как вы понимаете, что такое «Машина»?

- Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.

4.Химическая промышленность (слайд 10)

Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, резину, удобрения, лаки, краски и многое другое.

- Посмотрите вокруг и скажите, что сделано химической промышленностью? (ручки, фломастеры, окна, цветочные горшки). Представьте, что вы пошли в магазин, что вы купите? Из чего сделаны упаковки? А теперь представьте, что у вас закончилась ручка, фломастер, сломался горшок, вы съели, что купили, что вы сделаете с этими предметами? (выбросим)

- Куда?

- К чему это может привести?

- Что нельзя делать?

5.Легкая промышленность (слайд 11)

- Отгадайте загадки:

1.Кто-то свяжет, кто сошьет.

Ту, что на голове живет

И в мороз незаменима,

Уши вам согреет в зиму. (шапка)

2.Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что?

Футболку, …(юбку)

3.Остроносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом

Шелестящим топотком (туфли)

- Это все выпускает легкая промышленность. Она производит ткани, одежду, обувь.

Бывают ткани растительного происхождения, животного происхождения и искусственного происхождения.

- Где же работают люди легкой промышленности? (на фабриках)

6.Пищевая промышленность (слайд 12)

- Что производят люди в пищевой промышленности?

- какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? (молочный комбинат, сахарный завод, кондитерская фабрика, консервный завод)

Работа с учебником.  

Откройте учебник на странице 60.  Найдите тему нашего урока и прочитайте текст на стр.60- 62. Найдите ответы на вопросы:  

1. Почему отрасли промышленности так разнообразны?

2.Как они связаны между собой?

Физкультминутка «Ветер»

Осторожно ветер

За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)

Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.)

Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.)

Покачал тихонько

Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.)

И, расправив гордо

Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.)

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками.)

Промышленность и экология (слайд13)

- Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники? (с одной стороны – облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей, с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы)

- Что вы знаете об экологических катастрофах? (ответы детей)

Правила бережного отношения к природе (слайд 14)

Сберегая продукты, ты экономишь горючее и сберегаешь воздух от

загрязнения

Выключая свет, ты бережешь чистую воду

Из сортированного мусора ты бережешь плодородие земли и труд людей

Починив подтекающий кран, можно снова сделать полезные вещи

Изучая природу, ты бережешь чистый воздух

Оберегая растения, ты знаешь, как ее сберечь

V. Закрепление изученного

Игра «Доскажи словечко»

Пальто и шляпы выпускает …(лёгкая промышленность.)

Металлические батареи выпускает …(металлургия)

Пряники производит …(пищевая промышленность.)

Электричество попадает в дом благодаря …(электроэнергетики)

Шампунь для волос выпускает …(химическая промышленность.)

Комбайны, танки выпускает…(машиностроение)

Обеспечивает нефтью, углём…(добывающая промышленность .)

- Отлично! Вы правильно назвали все отрасли промышленности. А как вы думаете, они связаны между собой?  

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решим экономическую задачу.

- Вам нравится этот автобус?                                                          

     - Какая промышленность производит автобус? (машиностроение)

     - А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т.е. какие материалы нужны для его   производства? (металл, резина, краска)

     - Производством металла занимается …(металлургия)

    - Производством резины и краски …(химическая промышленность.)

    - Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

    - Какой можно сделать вывод? (отрасли промышленности связаны между собой)   слайд 15

VI. Рефлексия.

- Поднимите зелёный карандаш те, кто запомнили отросли промышленности. А те, кто не поняли и не запомнили - красный.

VII. Домашнее задание.

стр.60-63 пересказать слайд 16

VIII. Итог урока

- На какой вопрос мы искали ответ на уроке?

- Перечислите отрасли экономики, с которыми вы уже познакомились?

- Как надо относиться к природе?


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.