Технологическая карта урока по географии в 5 классе «География — наука о Земле»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Тема урока |
«География – наука о Земле». |
|
Цель урока |
Получить представление о понятиях «физическая география», «социально-экономическая география» в рамках изучения темы. Обозначить предмет изучения географии отдельными ветвями этой науки. Мотивировать к изучению окружающего мира. |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Выделять предметы изучения географии. Получить представление о физической и социально-экономической географии. Объяснять, для чего нужна география. Конкретизировать понятия физической и социально-экономической географии. Анализировать текст и иллюстрации учебника. Приводить примеры географических объектов. |
РегулятивныеУУД: Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема); запись, фиксация информации, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; классификация по заданным критериям. Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Мотивация учебной деятельности к обучению и познанию окружающего мира. Уважительное отношение к иному мнению. |
Решаемые учебные проблемы |
Для чего нужно изучать географию? Чем различаются два разделе географии? Что интересного вы можете узнать изучая географию? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
География, физическая география, социально – экономическая география. |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация, видеоролик. |
|
Образовательные интернет-ресурсы |
||
Формы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах) |
|
Тип урока |
урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
Инструментарий |
Мультимедиапроектор, учебники, атласы |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Личностные |
|||||||
Организационный момент (2 мин). Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
||||||||||
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха. |
Обучающиеся готовят рабочее место. Настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраивают на работу. |
|||||||||
1.Этап постановки цели и задачи урока «Самоопределение в деятельности». Задача этапа: мотивация учебной деятельности |
||||||||||
1.Актуализация знаний. Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний |
1. Какие науки о природе вы знаете? 2. Почему природу изучают различные науки? 3. Какое общее название имеют науки о природе? 4. Перечислите известные вам науки о природе. 5. Что изучает каждая из наук о природе: Астрономия, Физика, Химия, География, Биология, Экология |
Предлагают варианты ответов, размышляют, дискутируют, делают содержательные обобщения. |
-Взаимодействуют с учителем во время беседы, - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли -Умение слушать собеседника, корректно делать замечания и исправления неправильных ответов. |
-Умение сосредоточиться на выполнении речевых действий. -Контролируют правильность ответов обучающихся, исправляют, дополняют отвечающих. |
-Уважительное отношение к иному мнению. -Этические чувства, доброжелательность |
|||||
2. Целеполагание. |
1. Обращается к жизненному опыту учащихся: Наверное, не найдётся такого человека, который не сталкивался с географией. Расскажите, зачем нам нужна эта наука. А задумывались ли вы когда-нибудь, можно ли прожить без географии? А какая точка зрения у автора Вашего учебника? Провоцирует учащихся на осознание цели урока, предлагая определить значимые цели урока для каждого ученика: А зачем нам это знать? 2. Сообщает тему урока: Тема нашего урока …(География – наука о Земле). Организует работу по созданию логического опорного конспекта для осознанного восприятия новых знаний. |
-Выдвигают предположения о целях и задачах урока. -Выдвигают гипотезу о конечном результате урока |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
-Самостоятельно формулировать цель учебной деятельности, определять учебную тему. -Контролируют правильность ответов обучающихся, исправляют, дополняют отвечающих. -Выдвигают гипотезу о конечном результате урока |
-Уважительное отношение к иному мнению -Этические чувства, доброжелательность |
|||||
2.Этап учебно-познавательной деятельности. Задача: освоение содержания учебной темы |
||||||||||
3. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний: предлагает самостоятельно прочитать первый абзац §3, проанализировать рис. 12 стр. заполнить таблицу. |
1. Изучение новой науки мне бы хотелось начать с такого стихотворения: Здравствуй, география! Ты познанья - свет! Ты ведь биография Лучшей из планет! Если б не было тебя, Ничего не знала б я! Я б не знала островов, Сельвы, стран и городов, Рек, озер, морей и гор, И тебя - родной простор! Н. Кривцова 2. Что вы узнали из стихотворения о географии как науке? 3. Дайте ответ на вопрос, как переводится география? 4. Самостоятельно прочитайте первый абзац §3. Проанализируйте рис. 12 стр. (работа в парах). Заполните таблицу «Семья» географических наук».
5.Проверка самостоятельной работы |
-Предлагают варианты ответов на поставленные вопросы. -По ходу чтения параграфа учащиеся заполняют таблицу. -Умение делать обобщение, делать выводы, анализировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). -Поиск информации, работа с текстом. |
-Умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. -Формировать речевую деятельность в соответствии для выражения своих чувств, мыслей. -Владение монологической речью. -Умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, -Взаимодействуют с учителем во время индивидуальной беседы. -С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли |
Контролируют правильность ответов обучающихся, исправляют, дополняют отвечающих. |
-Уважительное отношение к иному мнению. -Навыки сотрудничества в ходе совместной деятельности. -Этические чувства, доброжелательность |
|||||
4.Физкультминутка |
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! (Наклоны вперёд и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, |
|||||||||
5. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний: предлагает самостоятельно прочитать раздел «Физическая география» и «Социально-экономическая география» параграфа 3 и составить мини-проект. |
1. Самостоятельно прочитайте раздел «Физическая география» и «Социально-экономическая география» параграфа 3 и составить мини-проект. Мы знакомимся с понятиями «физическая география» и «социально-экономическая география». Результатом нашей работы станет мини-проект. Каждый обучающийся, пользуясь текстом параграфа, готовит материал для мини-проекта. |
-Осуществляют смысловое чтение, сбор информации, обработка информации, передача информации разными способами, оценка информации. -Вносить необходимые коррективы в действие, составлять план и последовательность действий. |
-Предлагать помощь и сотрудничество, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. -Договариваться о распределении функций, осуществлять взаимный контроль |
-Вносить необходимые коррективы в действие, составлять план и последовательность действий |
-Уважительное отношение к иному мнению. -Навыки сотрудничества в ходе совместной деятельности. -Этические чувства, доброжелательность |
|||||
3.Этап рефлексивной деятельности. Задача этапа: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности |
||||||||||
6.Рефлексия. Предлагает разгадать кроссворд. Совместно подводит итоги практической деятельности на уроке. |
Решение кроссворда. Предлагает дополнить предложение: 1. Я знаю, что такое… 2. Я могу… 3. Я научился… |
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. |
- С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли -Умение слушать собеседника. |
Определяют уровень достижений своих результатов. |
-Уважительное отношение к иному мнению. -Этические чувства, доброжелательность |
|||||
4.Этап домашнего задания. Задача этапа: выполнение домашнего задания |
||||||||||
7.Дает домашнее задание с пояснениями. |
1. Подумайте, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ аргументируйте. 2.Найди интересные статьи в географических энциклопедиях, подготовь небольшое выступление, продумав его таким образом, чтобы оно заинтересовало твоих одноклассников. |