Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Класс: 5
Тема урока: §9. «Осевое вращение Земли» (урок № 4 в разделе «Земля во Вселенной»)
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.
Задачи:
Обучающие:
-создать условия для формирования представлений о суточном движениях Земли;
-формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;
-формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (теллурий).
Развивающие:
- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить работу над развитием устной монологической речи;
-развивать умения организовывать свою деятельность;
- развивать умения работать в малой группе, взаимодействовать с людьми.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, персоналии, номенклатура): осевое движение Земли, географические полюсы, земные сутки.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений об осевом движении Земли и его следствии;
-овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск в тексте учебника, анализировать информацию, преобразовывать её, выполнять логические универсальные действия: уметь делать вывод о связи скорости вращения планеты и длине суток.
Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность на уроке, ставить цели и составлять алгоритм их достижения.
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и географии;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы текстом и иллюстрациями учебника;
-формирование толерантности как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-формирование коммуникативной компетентности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Учебные вопросы:
1.Вращение Земли вокруг своей оси.
2.Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Оборудование:
теллурий;
глобус;
мультимедийный проектор (слайдовая презентация по разделам урока);
учебник.
Структура и ход урока.
№
|
Название этапа урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Организационный этап урока
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
|
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
|
2
|
Проверка домашнего задания
|
Проводит цифровой диктант «Да-Нет». Знакомит с правилами взаимопроверки в. паре диктанта. Организует взаимопроверку.
Диктант «Да-Нет».
Учитель читает утверждения. Если утверждение верное, учащиеся пишут 1, если нет – то 0.
Вопрос
|
Правильный ответ
|
1.Луна вращается вокруг своей оси
|
0
|
2.Земля вращается на третьей орбите вокруг Солнца.
|
1
|
3. Под действием силы притяжения Луны на Земле возникают приливы и отливы.
|
1
|
4. Луна – единственный спутник Земли.
|
1
|
5.Люди могут видеть обе стороны Луны.
|
0
|
6.Большую часть поверхности земли занимает суша.
|
0
|
7.Марс относится к планетам земной группы
|
1
|
8. Самая маленькая планета Солнечной системы - Венера
|
0
|
|
Демонстрируют знания по пройденному материалу при выполнении диктанта.
Выполняют проверку диктанта, ставя за правильный ответ +, за неверный – минус. Считают количество + и выставляют оценку согласно написанных на доске критериев.
Критерии оценивания.
8 баллов– 5
7-6 баллов- 4
5-4 балла - 3
Учащиеся отвечают на вопросы, вызвавшие затруднения.
|
3
|
Создание мотивационной установки
|
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.
Просмотр видеоролика осевого движения Земли. (Цифровой ресурс в сети Интернет)
http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw
Организует обсуждение видеоролика.
-Приведите доказательства вращения Земли
-Какие виды движения Земли вы знаете из курса начальной школы?
-Что происходит при вращении Земли?
|
Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.
Формулируют собственные гипотезы последствий вращения Земли.
|
4
|
Определение темы и задач урока
|
Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи
(применяя деятельностную форму, используя глаголы).
|
С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа
|
5
|
Процессуально - содержательный этап урока
|
Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась.
|
Участвуют в обсуждении
|
6
|
Формирование новых знаний.
|
Учитель формируете представление о суточном вращении Земли, обращаясь к знаниям, полученным учащимися при работе с учебником. Задает уточняющие вопросы:
-Каков угол наклона оси Земли?
-В каком направлении вращается Земля?
-За какой период Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
-Что такое земные сутки?
- Все ли планеты Солнечной системы вращаются с одинаковой скоростью?
-от чего зависит продолжительность суток?
Учитель демонстрирует вращение Земли на теллурии.
Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10, 15,30 градусов в час.
Организует обсуждение материала, отражающего продолжительность суток планет.
Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
|
Работают с текстом учебника на стр.33-34, тезисно излагают материал.
Показывают на глобусе полюса.
Отвечают на вопросы учителя, делают аналитические выводы о связи скорости вращения и длине суток.
Следят за движением модели, определяют направление оси Земли.
Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Участвуют в беседе по рис.27 на стр. 34 учебника, совместно с учителем заполняют таблицу 1.
|
7
|
Физминутка (здоровьесберегающий компонент)
|
Организует релакспаузу «Солнечная система». Вращение Земли. Венеры вокруг орбит – по часовой и против часовой стрелки.
|
Выполняют упражнения.
|
8
|
Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»
|
Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему «Географические следствия вращения Земли»
Организует работу в рабочих тетрадях на странице 19, задание 15.
|
В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему «Географические следствия вращения Земли» в тетрадях. Выполняют задание в рабочей тетради.
|
9
|
Закрепление. Подведение итогов урока.
|
Подводит итоги урока.
Организует работу над созданием синквейна «Движение Земли»
Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом
|
Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн.
Примерный синквейн:
Земля
Круглая, освещенная
Вращается, сменяется, поворачивается.
Смена
Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей дня и ночи.
|
10
|
Рефлексия.
|
Что узнали на уроке?
Какие были трудности в работе?
|
Анализируют свои умения работать с текстом, читать и составлять схемы.
|
11
|
Постановка домашнего задания.
|
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Задание на дом:
-Параграф 9, вопросы к параграфу на станице 35.
-Найти в Интернете видео-ролики об осевом движении Земли и других планет Солнечной системы.
-Творческое задание. Придумай фантастический рассказ «О том, что произойдет на Земле, если изменится скорость вращения Земли»
|
Записывают домашнее задание
|
|