Урок истории на тему «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности»

0
0
Материал опубликован 27 April 2019

План урока

Предмет: История

Группа: № 66-67

Профессия: Слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики

Раздел, тема учебной программы: История России с древнейших времён до конца 17в.

урока и тема: №41 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Дата проведения: 08.02.2016.

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Образовательная:  сформировать представления о периоде политической раздробленности на Руси

Развивающая: развивать коммуникативные, организаторские, информационные компетенции  обучающихся

Воспитательная:   воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны

Уровень усвоения материала: второй

Средства обучения: интерактивная карта, раздаточный материал
(Приложение№1, Приложение №2), ватман для составления опорного конспекта.

Структура и ход урока

 

Орг. момент.

 

 

2.Повторение (фронтальный опрос)

 

 

 

 

 

3.Объяснение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия.

 

 

6.Подведение итогов урока.

 

7.Домашнее задание.

Деятельность преподавателя

 

 

Приветствует учащихся. Проверяет присутствие, готовность к уроку.

 

Задаёт вопросы:

1.Какой вклад в развитие Руси внёс Ярослав Мудрый?

2.Какие последствия имели усобицы сыновей Ярослава Мудрого?

3.Чем прославился Владимир Мономах?

 

План:

1.Причины раздробленности на Руси.

2.Крупнейшие княжества Руси, их особенности:

а) Галицко-Волынское княжество;

б) Новгородское княжество;

в) Владимиро-Суздальское княжество.

 

1. Используя Приложение№1 и метод беседы направляет на формулирования причин раздробленности.

1).появление у разных земель разных врагов, с которыми приходилось бороться самостоятельно;

2). появление разных экономических интересов, в том числе – с Западной Европой;

3). отдаление от центральной власти;

4). большая территория;

5).уменьшение значения Киева;

6).усиление власти князей, бояр и городских общин.

 

2.Делит класс на три группы, раздаёт ватман и схему опорного конспекта.

Тема - особенности развития княжеств Новгородского, Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского (географическое местоположение, быт и экономика, особенности управления, последствия раздробленности).

Вызывает к доске с опорным конспектом.

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы:

Перечислите князей Владимиро-Суздальской земли, чем они прославились?

Как вы думаете политическая раздробленность на Руси - случайность или закономерность?

Назовите общие для всех княжеств последствия раздробленности.

 

Спрашивает мнение детей об уроке, какие эмоции возникли в ходе урока?

 

Делает выводы по уроку, выставляет оценки.

 

 

П.21 .Выучить материал урока.

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опираясь на Приложение№1 формулируют причины политической раздробленности, записывают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Используя Приложение№2,

каждая группа согласно плану составляет опорный конспект, пользуясь маркером и ватманом.

Презентуют свой опорный конспект.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

Историк Матвей Кузьмич Любавский(1860-1936) о причинах раздробленности на Руси.

Прежде у русского населения был один главный враг — кочев­ники. С расселением в сторону от Приднепровья и враги появи­лись у разных земель разные: Полоцкой земле, например, мало было дела до половцев, но зато много хлопот с Литвой; Галицкой земле и Волынской приходилось иметь дело главным образом с поляками, венграми и Литвой; Суздальской и Рязанской — с мордвой и болгарами; Новгородской — с чудью, а затем, с на­чала XIII века, с немцами и шведами; Чернигово-Северской не было дела до этих врагов, но зато было много дела с половцами и т. д.

Прежде у восточного славянства был один общий экономи­ческий интерес, связанный с торговлей по великому водному пути из Варяг в Греки. Теперь эта торговля с Византией и Востоком пришла в упадок и на первый план выдвинулась торговля с За­падной Европой. Но эта торговля пошла уже разными путями: торговля Рязанской, Суздальской и Новгородской земель через Волгу и реки озерного края, торговля Чернигово-Северской, Смо­ленской и Полоцкой земель — через реки системы Днепра и За­падную Двину; торговля Киевской, Волынской и Галицкой земель сухим путем через Венгрию и Польшу. Так и в экономических интересах разошлись между собой русские земли благодаря ново­му размещению населения. При таких условиях, естественно, не мог держаться и политический союз всего восточного славянства и Русь неизбежно должна была распасться.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.