План-конспект факультативного занятия по химии «Получение, собирание и распознавание газов» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 18 June 2020

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Соляновская средняя общеобразовательная школа



План-конспект факультативного занятия

по химии

9 класс

тема «Получение, собирание и распознавание газов»






Разработал: Мурультуева С.В.

учитель химии, биологии














Соляная, 2020г.






Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»

Дата: 12.02.2020

Тип: практическая работа

                                                                

Цель: закрепить на практике способы получения, собирания и распознавания газов. Проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания; продолжить формировать умения проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы.

Задачи: повторить правила техники безопасности при проведении химических экспериментов;

на практике получить водород, углекислый газ, кислород, аммиак и изучить их свойства;

воспитание аккуратности.

Оборудование: штатив с пробирками, химический стаканчик, штатив лабораторный, прибор Кирюшкина, сухое горючее, универсальная индикаторная бумага, фарфоровая ступка, стеклянная палочка, мокрая вата, лучинка.

Реактивы: гранулы цинка – Zn, соляная кислота – HCl; хлорид аммония - NH4Cl, гидроксид кальция – Са(ОН)2, раствор фенолфталеина; пероксид водорода Н2О2, оксид марганца (IV) – MnO2,

кусочки мрамора или мела – СаСО3, известковая вода – Са(ОН)2.

Ход урока.

 

I. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку групп учащихся, оборудования, класса; сообщение темы и цели урока).

II. Инструктаж по технике безопасности. / Беседа по ПТБ

     1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты? (При попадании на кожу человека или ткань, кислоты разрушают их).

     2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи? (При попадании на кожу человека или ткань, щелочи разрушают их).

     3. Таким образом, как необходимо обращаться с кислотами и щелочами? (Кислоты и щелочи необходимо брать трубкой и только в нужном количестве).

     4. Как зажечь спиртовку? ( Её можно зажигать только спичкой).

     Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.

III. Инструктаж по работе  Практическую работу вы будите выполнять по инструкции приведенной в вашем учебнике.

Группе 1 выполнять вариант № 1;

группе 2 выполнять вариант № 2;

группе 3 выполнять вариант № 3.

В соответствии с вашим вариантом, дайте название практической работе, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно описываете свои действия и наблюдения, записываете уравнения химических реакций, делаете рисунок установки для получения указанного вам газа, записываете вывод по работе.

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.                        

IV. Выполнение работы.

Задание для группы №1.

«Получение, собирание и распознавание водорода».

1.     В пробирку поместить две гранулы цинка.

2.     Прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

3.     Накрыть пробирку-реактор пробиркой большего диаметра.

4.     Через 4 минуты поднимите большую пробирку и, не переворачивая, поднесите её к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

5.     Что можно сказать о чистоте собранного водорода?

6.     Почему водород собирают в перевернутую пробирку?

 

Задание для группы № 2

«Получение, собирание и распознавание кислорода».

1.     В пробирку прилить 5 мл раствора пероксида водорода.

2.     Подготовьте тлеющую лучину.

3.     Добавьте в пробирку несколько крупинок оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

4.     Внесите тлеющую лучину в пробирку с раствором пероксида водорода. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

 

Задание для группы №3.

«Получение, собирание и распознавание углекислого газа».

1.     В пробирку поместить кусочек мрамора.

2.     Прилить к мрамору 4 мл. раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции в молекулярной и ионной форме.

3.     Приготовьте тлеющую лучину.

4.     Внесите тлеющую лучину в пробирку-реактор. Что наблюдаете?

5.     В пробирку налейте 2 мл. раствора известковой воды.

6.     Используя чистую стеклянную трубку, осторожно продувайте через неё выдыхаемый воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции 

V. Оформление работ. Уборка рабочего места.


Самоанализ урока


1. Внешние связи урока. Факультативное занятие по химии в 9 классе проводится 1 раз в неделю. Занятие № 21, согласно календарно-тематического планирования.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Класс средних способностей, успеваемость 100%, качество 35%. Факультатив был дан для повышения интереса к предмету. В соответствии с этим и цели занятия.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Повышение интереса к химии, через самостоятельное выполнение эксперимента.

I. Общая организация урока

Класс разбит на группы, каждая группа получила своё задание. Перед началом выполнения повторили технику безопасности. Каждая группа отчиталась о выполнении задания, ответила на предложенные вопросы. Оформила отчет о работе письменно.

II. Содержание урока

Научная, воспитательная и развивающая направленность урока. Цели урока поставлены в соответствии с типом урока.

Правильность подбора учебного материала на уроке.

Так как учащиеся выполняют эксперимент, все направлено на правильность и безопасность

4. Функциональный анализ урока.

Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Занятие прошло в доброжелательной обстановке, ребята помогали друг другу. Занятие цели достигло.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.