Практическая работа по химии в 9 классе «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов»
Урок химии в 9 классе. «____»_________________ 20____ г.
Практическая работа « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов».
Цель. Систематизировать знания учащихся о свойствах и способах получения соединений металлов.
Задачи.
Образовательные. На основании знаний о соединениях металлов, качественных реакциях ионов совершенствовать умения решать экспериментальные задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
Развивающие. Развивать умения решать экспериментальные задачи, умения проводить лабораторные опыты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Воспитательные. Воспитание аккуратности при выполнении практических работ по ТБ; бережное отношение к реактивам.
Ход урока.
Орг. момент.
Выполнение практической работы. Работа выполняется в парах. Учащиеся выполняют задание 1, задание 2 (один из вариантов 1-4), одно задание из 3-6 по выбору учителя.
Инструкция к выполнению
Практическая работа « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов».
Цель.______________________________________________________________________________
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) Использовать минимальные количества реактивов.
Ход работы.
Задание 1.
Проверьте свою готовность к выполнению практической работы – выберите верный ответ.
Условия протекания реакции ионного обмена до конца – образование:
А) осадка;
Б) осадка, газа;
В) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества;
Г) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества, изменение окраски раствора.
При взаимодействии, каких ионов образуется осадок?
А) Na+ и SO42- Б) Ag+ и Cl - В) Al3+ и Cl- Г) Ba2+ и NO3-
Какое из веществ не растворяется в воде?
А) CaSO4 Б) NaCl В) BaSO4 Г) MgBr2
Какой ион можно обнаружить с помощью фенолфталеина?
А) Na+ Б) Cl - В) OH - Г) H+
При взаимодействии, каких ионов выделиться газ?
А) H+ и CO32- Б) Ba2+ и SO42- В) Na+ и OH - Г) H+ и SO42-
Задание 2.
Вариант 1.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, три пробирки, в которых находятся твердые кристаллические вещества: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария, пробирки 6 штук, пипетки 2 штуки, вода, растворы реактива на ион бария, реактива на хлорид – ион, индикаторы.
В выданных вам трех пробирках содержаться твердые вещества: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария. Определите, в какой из пробирок находится каждое из веществ.
Теоретически решите задачу.
Определите, все ли вещества растворимы в воде?
Составьте уравнения диссоциации данных веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните ионы, которые можно определить с помощью качественных реакций.
Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
В присутствии индикатора цвет может изменить раствор _______________, для его определения можно использовать _____________________, окраска станет _______________________________
Впишите в таблицу 1 формулы исследуемых веществ, реактивов на ионы, содержащихся в исследуемых веществах, и признаки реакций, наблюдаемые при сливании растворов веществ.
Таблица 1.
Название вещества, и его формула |
Формулы реактивов |
||
Гидроксид натрия ___________________ |
|||
Карбонат калия ___________________ |
|||
Гидроксид натрия __________________ |
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций для тех случаев, когда наблюдается изменение в реакционной системе (образование газа, осадка, изменение цвета и т.д.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачу экспериментальным путем, соблюдая правила техники безопасности. Из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами возьмите пробы (по 1-2 мл) растворов. Добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице 2. Повторяете эти действия до тех пор, пока не определите содержимое всех пробирок с растворами исследуемых веществ.
Таблица 2.
Номер пробирки |
Формулы реактивов |
||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, три пробирки, в которых находятся твердые кристаллические вещества: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, пробирки 6 штук, пипетки 2 штуки, вода, соляная кислота, растворы реактива на сульфат- ион, реактива на хлорид – ион.
В выданных вам трех пробирках содержаться твердые вещества: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия. Определите, в какой из пробирок находится каждое из веществ.
Теоретически решите задачу.
Определите, все ли вещества растворимы в воде?
Составьте уравнения диссоциации данных веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните ионы, которые можно определить с помощью качественных реакций.
Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
Впишите в таблицу 1 формулы исследуемых веществ, реактивов на ионы, содержащихся в исследуемых веществах, и признаки реакций, наблюдаемые при сливании растворов веществ.
Таблица 1.
Название вещества, и его формула |
Формулы реактивов |
||
Карбонат кальция ___________________ |
|||
Сульфат натрия ___________________ |
|||
Хлорид калия __________________ |
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций для тех случаев, когда наблюдается изменение в реакционной системе (образование газа, осадка, изменение цвета и т.д.).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачу экспериментальным путем, соблюдая правила техники безопасности. Из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами возьмите пробы (по 1-2 мл) растворов. Добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице 2. Повторяете эти действия до тех пор, пока не определите содержимое всех пробирок с растворами исследуемых веществ.
Таблица 2.
Номер пробирки |
Формулы реактивов |
||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 3.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, три пробирки, в которых находятся твердые кристаллические вещества: нитрат бария, карбонат кальция, сульфат натрия, пробирки 6 штук, пипетки 2 штуки, вода, на ион бария, реактива на хлорид – ион, соляная кислота.
В выданных вам трех пробирках содержаться твердые вещества: нитрат бария, сульфат натрия, карбонат кальция. Определите, в какой из пробирок находится каждое из веществ.
Теоретически решите задачу.
Определите, все ли вещества растворимы в воде?
Составьте уравнения диссоциации данных веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните ионы, которые можно определить с помощью качественных реакций.
Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
Впишите в таблицу 1 формулы исследуемых веществ, реактивов на ионы, содержащихся в исследуемых веществах, и признаки реакций, наблюдаемые при сливании растворов веществ.
Таблица 1.
Название вещества, и его формула |
Формулы реактивов |
||
Нитрат бария __________________ |
|||
Сульфат натрия ___________________ |
|||
Карбонат кальция __________________ |
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций для тех случаев, когда наблюдается изменение в реакционной системе (образование газа, осадка, изменение цвета и т.д.).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачу экспериментальным путем, соблюдая правила техники безопасности. Из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами возьмите пробы (по 1-2 мл) растворов. Добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице 2. Повторяете эти действия до тех пор, пока не определите содержимое всех пробирок с растворами исследуемых веществ.
Таблица 2.
Номер пробирки |
Формулы реактивов |
||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 4.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, три пробирки, в которых находятся растворы хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа (III), пробирки 6 штук, спиртовка, спички, растворы реактива на катионы алюминия и железа (III).
В выданных вам трех пробирках содержаться растворы: хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа (III). Определите, в какой из пробирок находится каждое из веществ.
Теоретически решите задачу.
Составьте уравнения диссоциации данных веществ. Отметьте цвет растворов.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните ионы, которые можно определить с помощью качественных реакций.
Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
На ион ______ качественным ионом является __________________________________________
(анализирующий ион, образование газа, осадка, изменение цвета)
Впишите в таблицу 1 формулы исследуемых веществ, реактивов на ионы, содержащихся в исследуемых веществах, и признаки реакций, наблюдаемые при сливании растворов веществ.
Таблица 1.
Название вещества, и его формула |
Формулы реактивов |
||
Хлорид натрия __________________ |
|||
Хлорид алюминия ___________________ |
|||
Хлорид железа (III) __________________ |
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций для тех случаев, когда наблюдается изменение в реакционной системе (образование газа, осадка, изменение цвета и т.д.).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачу экспериментальным путем, соблюдая правила техники безопасности. Из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами возьмите пробы (по 1-2 мл) растворов. Добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице 1. Повторяете эти действия до тех пор, пока не определите содержимое всех пробирок с растворами исследуемых веществ.
Таблица 2.
Номер пробирки |
Формулы реактивов |
||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, вода, железный купорос, раствор гидроксида калия, роданид калия.
Докажите опытным путем, что железный купорос (FeSO4 * 7H2O), который вам выдан, содержит примесь сульфата железа (III).
Составьте план решения задачи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите опыт по составленному вами плану, соблюдая правила техники безопасности.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Наблюдения |
Вывод |
Железный купорос содержит сульфат железа (III)______________ , так как при взаимодействии исследуемого образца соли с _____________ образуется ________________ |
Задание 4.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 3 шт., воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, стеклянная палочка, пробиркодержатель, растворы хлорида железа (III), гидроксида калия.
Получите оксид железа (III), исходя их хлорида железа (III).
Составьте уравнения реакций получения оксида железа (III) исходя из хлорида железа (III).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для реакции обмена составьте ионные уравнения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите необходимые опыты.
Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
Для проведения реакции берите твердые вещества в небольшом количестве (на кончике шпателя). Используйте также небольшие объемы (1-2 мл) растворов реактивов.
К полученному при проведении химической реакции осадку, с которым необходимо проводить превращения, добавьте 1-2 мл дистиллированной воды, перемешайте содержимое пробирки и профильтруйте. Затем промойте осадок на фильтре 2-3 раза порциями дистиллированной воды по 1-2 мл. Перенесите осадок с фильтра с помощью палочки в чистую пробирку, затем проводите следующее превращение.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Наблюдения |
Выводы |
Задание 5.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, хлорид алюминия, гидроксида натрия.
Получите раствор алюмината натрия, исходя из хлорида алюминия.
Составьте уравнения реакций получения алюмината натрия из хлорида алюминия.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для реакции обмена напишите ионные уравнения.
Проведите реакции, соблюдая правила техники безопасности.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Наблюдения |
Выводы |
Задание 6.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, железо (порошок), серная кислота.
Получите сульфат железа (II), исходя из железа.
Составьте уравнения реакций получения сульфата железа исходя из железа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите реакции, соблюдая правила техники безопасности.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Наблюдения |
Выводы |