Практическая работа по химии «Получение, собирание и распознавание газов» (11 класс)
Урок химии в 11 классе. «____»________________ 20___ г.
Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов».
Цель. Получить газы, собрать их, выполнить опыты, характеризующие их свойства.
Оборудование и реактивы:
2 пробирки (одна больше другой), спиртовка, цинк, соляная кислота
Пробирка, перекись водорода, оксид марганца (IV), лучинка.
Прибор для получения газов, штатив, карбонат кальция, серная кислота, лучинка, известковая вода Са(ОН)2.
Пробирка, штатив, спиртовка, хлорид аммония, гидроксид натрия, лакмусовая бумажка.
Прибор для получения газов, спиртовка, полиэтилен, раствор перманганата калия.
Техника безопасности:
аккуратно работать с реактивами и приборами;
не смешивать реактивы без согласия с заданием;
тушить спиртовку, накрывая колпачком;
никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции.
Ход работы.
Задание 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите один правильный ответ.
Вещества, которые можно использовать для получения водорода в лаборатории:
А. соляная кислота и медь В. соляная кислота и натрий
Б. раствор серной кислоты и железо Г. угольная кислота и цинк
Газообразные вещества, которые можно собирать способом вытеснения воды:
А. аммиак и водород В. углекислый газ и озон
Б. кислород и метан Г. этилен и сероводород
Для обнаружения кислорода можно использовать:
А. бромную воду В. тлеющую лучинку
Б. хлороводород Г. известковую воду
Газы, которые способом вытеснения воздуха собирают в сосуд, расположенный вверх дном:
А. аммиак и кислород В. метан и водород
Б. этилен и углекислый газ Г. озон и угарный газ
Газ без запаха:
А. аммиак Б. озон В. сероводород Г. метан
Аммиак в лаборатории можно получить взаимодействием веществ, формулы которых:
А. CaCO3 и HNO3 В. Ca(OH)2 и NH4Cl
Б. N2 и H2 Г. NO2 и H2O
Для обнаружения углекислого газа можно использовать:
А. бромную воду В. тлеющую лучину
Б. фенолфталеин Г. известковую воду
Задание 2. Получение, собирание и распознавание водорода.
Опустите 1 гранулу цинка в пробирку и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1-2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода?
Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы. |
Вывод. Водород – газ _________________________________________________________ , который можно получить при __________________________________________________ и собрать ___________________________________________________________________.
Задание 3. Получение, собирание и распознавание кислорода.
В пробирку налейте 5-7 мл раствора пероксида водорода и добавьте немного оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите ее к пробирке с пероксидом водорода. Что наблюдаете?
Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы. |
Вывод. Кислород – газ _________________________________________________________, который можно получить ______________________________________________________ и распознать при помощи ______________________________________________________.
Задание 4. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Закрепите пробирку с карбонатом кальция в штативе, добавьте в нее раствор серной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Соберите газ в сухую пробирку и внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете?
В пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды и опустите туда газоотводную трубку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы. |