12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лина83
Здравствуйте или привет! Я - Лина , флорист, декоратор, преподаватель флористики детской студии "Фитодизайн". Люблю живые цветы, ветки, коряжки и колоски - все природное и экологичное, но работаю с самыми разнообразными материалами. Обожаю Крым!
Россия, Симферополь

План - конспект

открытого занятия студии «Фитодизайн».

Руководитель – Шуленко Лина Валерьевна.

Дата проведения: 17.03.2021 г.


Тема: «Символика Пасхи и традиции пасхального декора. Флористические объекты: пасхальные декоративные игрушки».


Цель: изучение пасхальных традиций и особенностей пасхального оформления на примере декоративного топпера.

Задачи.

Образовательные:

- познакомиться с символикой Пасхи и пасхального декора;

- изучить технологию создания декоративного пасхального топпера;

- закрепить полученные знания на практике.

Развивающие:

- развивать способности к творчеству, воображение, креативность;

- расширять и углублять знания по декору и дизайну.

Воспитательные:

- стимулировать интерес к культурным традициям мира, декоративно-прикладному искусству, истории и этнографии;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

-прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения.

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения занятия: коллективное.

Форма проведения: лекция-беседа с элементами игры, мастер-класс и практическая работа.

Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы обучения (лекция, беседа), метод игры, мастер-класс.

Оборудование и используемые материалы: ноутбук, шаблоны основы, клеевые пистолеты и удлинители, ножницы, пассатижи, секатор, клей ПВА и силиконовый, мелкий декоративный и природный материал, текстиль, картон, карандаши простые, шпажки-палочки для удлинителей.

Методический и дидактический материалы: фотоматериалы, образцы работ.

План занятия:

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы, цели, задач занятия.

3. Вступительное слово и беседа с учащимися.

4. Объяснение нового материала. Демонстрация мастер-класса.

5. Практическая творческая работа.

6. Подведение итогов.


Ход занятия:

Организационная часть.

Организация группы. Приветствие. Техника безопасности.

Объявление темы, цели, задач занятия.

Вступительное слово.

Каждую весну мы отмечаем величайший светлый праздник - Пасху. Природа пробуждается, дни удлиняются, солнышко согревает нас лучам…С древних времен существует обычай одаривать друг друга крашеными яйцами, неразрывно этот обычай связан с Пасхой.

А почему и зачем красят яйца? Есть несколько версий. Одна связана с римским императором Марком Аврелием. В день рождения Марка Аврелия одна из кур, принадлежавших его матери, снесло яйцо с красными точками. Это истолковали как счастливое знамение о появлении великого властителя. И с 224 года в Риме стало обычаем поздравлять друг друга окрашенными яйцами.

Наши предки, славяне, тоже красили яйца с древних времен. Археологи полагают, что роспись появилась несколько тысяч лет назад. Расписывали яйца гусей, уток, кур. Считалось, что скорлупа – это небо, белок – воздушная и водная стихии, а желток – земля, которую вода и воздух окружают. Яйцо – символ бесконечного возрождения природы и бесконечной жизни.

Расписывали их символическими фигурками. И сейчас мы попробуем угадать какими.

Игра в ассоциации.Учащимся предлагается вытянуть свой лот и показать животное или символ жестами: курочку, оленя, быка, птичку-пичужку, зайца-кролика, бабочку, звезду, воду и рыбку, цветок.

Дети по очереди выходили и показывали загаданное животное или явление. Задания были написаны заранее на листках бумаги, которые дети вытягивали из пасхальной корзинки. Некоторые задания стали сюрпризом для самих учащихся.

- Видите, как хорошо мы справились, всех угадали. Но как думаете, на маленьких яйцах рисовали животных целиком? Со всеми деталями?

Учащиеся отвечают, что иногда целиком, иногда детали.

- Верно. Не все умели рисовать, не все могли красиво и правильно нарисовать животное, да и не нужно это было. Рисунком хотели передать суть животного или птицы. Основные особенности, важные качества натуры: утиные шейки, уши зайца, птичьи лапки, воловьи глаза, рога овец, волчьи зубы, лапы медведя.

- Давайте на примерах расписанных яиц попробуем угадать, что и кого изображали.

Учащиеся смотрят фотографии расписанных яиц и находят, угадывают предполагаемые символы.


t1618571600ae.jpgt1618571600af.jpg


t1618571600ag.jpgt1618571600ah.jpg


t1618571600ai.jpg


И вот как выглядят символы на писанках.

t1618571600ak.jpgt1618571600al.png


- Видите сколько животных и символов мы нашли. Ведь яйцо не просто расписывали, его несли в дар родным и знакомым, значит, что-то желали этими символами. Как думаете, что означали солнце, звезда, небо, вода, кораблик, месяц, цветок? Что каждый из вас пожелал бы этими символами?

Учащиеся высказывают свои версии.

-А что, по-вашему, означают, животные, олень, бык, петух, корова? Какие они, что в них самое явное, с чем мы их сравниваем?

Учащиеся отвечают, называют признаки животных: курочка-хозяйка и заботливая мама, бык-сила и мощь, олень-скорость и здоровье, рыба прекрасный пловец, петух будит всех, привлекает внимание, голосистый.

-Вот эти характерные особенности и есть пожелания. Быть сильным и здоровым, иметь много детей и дом – полную чашу, быстро бегать и - все успевать.

И даже насекомые имели свое место в писанковом искусстве. Например, паук это символ настойчивости, терпения и художественного промысла. Бабочка представляет радостное, беззаботное детство, вечная счастливая жизнь души. Пчела, между тем, символизирует чистоту души и трудолюбие.

Но не только яркие яйца были символами Пасхи. Не менее популярны были и сами животные и символические предметы.

Шарады были, теперь загадки в стихах (источники указаны в конце конспекта).


1.Это птица, а на лапках у нее краснеют тапки. (Гусь)



2. Белое, круглое,

Долго спокойно лежало,

Потом затрещало, закричало –

И неживое живым стало. (Цыпленок)


3. Он живет на крыше дома –

длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)


4. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц, кролик)


5. Много шерсти и кудряшек, в гости к нам пришел...(барашек).


-Вот вы все отгадали, молодцы. А теперь обратимся к символике животных.

Пасха́льный за́яц (кролик) — символ Пасхи в странах Западной Европы и США. Символ восходит к праздникам, посвящённым весеннему плодородию. У нас этот символ не популярен, не водились в наших краях кролики, а только зайцы. А это совсем другие животные.

А вот цыплята, очень даже нам близки, как и пасхальные яйца. Они символизируют возрождение и непрерывность жизни.

Петух — символ бдительности и предостережения. Петух зорко охраняет свой курятник. Он связан с солнцем, огнем, рассветом.

Гусь— тоже охранная птица. Есть известная легенда о капитолийских гусях, которые спасли Рим от нашествия галлов.

Аист — символ благоразумия и семейного счастья. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Это общемировой символ, его любят во всех странах.

Агнец (ягненок, барашек) - символ искупительной жертвы, символ чистого ребенка.

Олень – символ Солнца, восхода и рассвета. Оленьи рога напоминают с ветви раскидистого дерева, поэтому и образ оленя связали с Древом Жизни. У славян олень считался тотемом Предка, на спине этого животного переносились души в загробный мир. Оленя считали господином над всеми рогатыми животными, а рогам приписывали небывалые жизненные и целебные свойства.

Корова (бычок)- олицетворение богини неба, кормилицы земли, которая своим молоком поит поля.

- А скажите, что у нас поит землю?

-Правильно, туча и дождь. Корову сравнивают с тучей, а дождь с молоком. Как молоко дает силу детям и они растут, так и от дождя растут травы и деревья.

- А что молочное есть у нас на небе?

-Точно, Млечный путь. Так корова еще и звездное небо, а рога ее месяц.

И все эти символические элементы декора используются в оформлении интерьеров. Включаются в композиции или сами становятся флористическими декоративными объектами. Пасхальные оформления яркие, светлые, оттенки ясные: желтый. розовый, бирюзовый, сиреневый, малиновый. Также приветствуется красный. Очень много зелени, веток с почками, весенних сезонных цветов, игрушек и скульптур, напоминающих большие игрушки. Пасхальные работы бывают как очень декоративными, так и вегетативно-декоративными, когда используются только сезонные растительные материалы и природные/детально имитирующие природные (перья, пенопластовые пестрые яйца, капли росы, гнезда из соломки, декоративные птички). 


t1618571600am.jpgt1618571600an.jpgt1618571600ao.jpg


t1618571600ap.png


t1618571600aq.jpgt1618571600ar.png


t1618571600as.jpgt1618571600at.jpg

t1618571600au.jpgt1618571600av.jpgt1618571600aw.jpg


Объяснение нового материала.

А мы переходим к созданию декоративного подарочного аксессуара - к пасхальному топперу. Топпер - это украшение в виде надписи или фигуры. Он состоит из шпажки и декоративной части. Посмотрим на пасхальные весенние топперы.


t1618571600ax.png


t1618571600ay.jpgt1618571600az.jpg


Могут быть в форме яйца, веночка, корзиночки, птички, зайчика, другого животного. Топперы двусторонние, могут иметь разный декор с двух сторон.


Мастер-класс Шуленко Л.В. по созданию топпера-яйца и фотографии топперов учащихся студии.

Вырезаем из картона основание яйца - топпера, затем такие же из фетра или фоамирана.


t1618571600ba.jpgt1618571600bb.jpg Приклеиваем к карону палочку или шпажку , затем - фетровые основания к картону. По краю создаем контур из шпагата\тесьмы\семян. Используются доступные материалы. Приклеивать можно на клей ПВА, силикатный, силиконовый. В студии работают клеевыми пистолетами. ПВА высыхает за сутки. 


t1618571600bd.jpgt1618571600bf.jpg

Создаем цветочные/орнаментальные/символические миниатюрные композиции внутри топпера. На занятии учащиеся успели оформить топпер с двух сторон.

t1618571600bg.jpgt1618571600bh.jpgt1618571600bi.jpg

Как потом используется топпер? На этот вопрос учащиеся предложили свои варианты ответов: украшаются съедобные изделия; используется для декора букетов, горшечных растений и палисадников;  дарится, как дополнение к подарку или как комплимент; из нескольких топперов связывается веер или букет; топперы подвешиваются на окно; можно использовать как закладку в книгу. 

Практическая работа.

Учащиеся создают свой вариант топпера из природных и декоративных материалов. В конце занятия проводится краткий анализ проделанной работы и фотосессия детей с изделиями.

Подведение итогов.

Сегодня мы хорошо потрудились, узнали много нового, получили порцию вдохновения. Впереди у нас большая пасхальная тема, мы будем создавать самые разные пасхальные композиции. Декоративные топперы станут достойным подарком или украшением домашнего пасхального стола. Вы сделали современный элемент декора и освоили простую, но выразительную технику. Теперь сможете использовать ее в интерьерном декоративном оформлении!

Уборка кабинета, домашнее задание.


Источники.


1.Таинство славянской писанки - [Электронный ресурс] -https://mogura.ru/articles/pisanki-na-yaytsakh/ (Дата обращения: 10.03.2021)

2.Бурьяк Я. Символизм в узорах писанок - [Электронный ресурс] - https://www.livemaster.ru/topic/703395-simvolizm-v-uzorah-ukrainskih-pisanok (Дата обращения: 10.03.2021)

3.Загадки про животных. Два поросенка – все для развития детей. - [Электронный ресурс] - http://www.dvaporosenka.ru/rodnaya-rech/zagadki-dlya-detey/zagadki-prozhivotnih/3191-zagadki-pro-barana/ (Дата обращения: 10.03.2021)

4.Значения писанок. Ориентиры. - [Электронный ресурс] - https://talanta27.livejournal.com/56982.html (Дата обращения: 10.03.2021)

5. Шарова О. Мастер-класс: пасхальная композиция из весенних цветов. -       [Электронный  ресурс] - https://gorod.lv/novosti/228053-master-klass-pashalnaya-kompozitsiya-iz-vesennih-tsvetov (Дата обращения: 10.03.2021)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Мажова Светлана Александровна, 16.04.21 в 14:49 1Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Молодцы!
Лина, 16.04.21 в 14:55 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.