План-конспект открытого занятия в литературной студии «Гениальные читатели Гениального писателя»

3
0
Материал опубликован 14 October 2021


t1634240347aa.jpg


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Детская академия творчества «Солнечный город»

Министерства просвещения, науки и по делам молодежи

Кабардино-Балкарской Республики



ПЛАН-КНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

в литературной студии «Свеча»

t1634240347ac.jpg

«Гениальные читатели Гениального писателя»

(Мини-студия исследователей творчества Ф.М.Достоевского)



Автор: Тазова Ф.А.,

ПДО, руководитель

Литературной студии «Свеча»

Дата и время проведения: 28.09.21 г. в 14.30.









Нальчик-2021г.


t1634240347ad.jpg К 200-летию со дня рождения великого русского писателя, эссеиста, философа, видного деятеля мировой литературы Ф.М. Достоевского.


Эпиграф занятия:


Гениальность Достоевского неоспорима, по силе

изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.

(М. Горький)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» -

жизненное и писательское кредо 16-летнего Фёдора Достоевского


ТЕМА: «Гениальные читатели Гениального писателя»

(К 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского)

Цели занятия:

Сохранение и развитие культурного потенциала, приобщение юных талантов к лучшим образцам культуры и искусства; подведение итогов работы по проекту, ознакомление администрации и родителей с творчеством детей; укрепление традиций и сплочение коллектива студии «Свеча».

Задачи занятия:

Продемонстрировать и закрепить литературные знания, умения обучающихся; навыки публичного выступления, полученные за год: дикция, эмоциональность, коммуникабельность, умение обучающихся строить текст выступления и держаться на сцене (сценический опыт);  углубить представления студийцев о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского; содействовать воспитанию культуры общения в кругу друзей, педагогов, родителей; создать условия для дальнейшего стимулирования обучения новых участников студии.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор;

-звуковоспроизводящая аппаратура;

D-диски с классической музыкой.

Оформление занятия:

-Ролик «Визитная карточка»;

- Фотоотчёт, видео-презентация деятельности в рамках проекта;

-Выставка публикаций и достижений;

-Слайд-шоу «Факты из жизни»;

-Буклеты и программки к занятию;

-Карточки-открытки с д/заданиями;

- Бейджики и оранжевые повязки.

Тип занятия: занятие-исследование.

Мини-студия исследователей творчества Ф.М.Достоевского

Вид занятия: Первичный контроль усвоения образовательной программы «Мы рождены для вдохновенья»

Формы организации деятельности: дуэтная, групповая, индивидуальная.

Метод обучения: проблемно-поисковый, эвристический.

Ожидаемые результаты: Продвижение детского и юношеского литературного творчества. Студию представляют самые творческие и трудолюбивые воспитанники от каждой из 7 групп студии - призёры конкурсов и активные участники различных мероприятий (25 чел).


Организационно-педагогическое обеспечение мероприятия:

Перечень основных организационных вопросов:

- согласовать сроки с администрацией ГБОУ ДАТ «Солнечный город»;

- составить список приглашенных почётных гостей, обзвонить;

- разработать и представить в метод-отдел план и сценарий мероприятия;

- занятие проводится без общей репетиции; экспромты приветствуются;

- назначить ответственных за каждый этап мероприятия;

- сформировать видео-слайды, фотоотчёты – Шороховы Д. и В..;

- работа с ведущими мини-студии: Карамизова Д., Тежаева Р.;

- обсудить форму одежды выступающих; приобрести оранжевые повязки;

- организовать работу пресс-службы центра: Шамаева М. - пресс-релиз; Кушхабиева К. - фото, видео-съемка.


Формы организации деятельности: дуэтная, групповая, индивидуальная.


Возраст участников: 10 -16 лет

Обучающиеся групп №1,2 , 3,4 на базе ГБОУ ДАТ «Солнечный город»;


Участники разделены на группы по 5-6 человек (1,2 и 3 годы обучения)


Программа проведения открытого занятия


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (5-7 мин.)

«Будущие мастера языка и слова (о деятельности студии) - вступительное слово руководителя студии «Свеча» Тазовой Ф.А.

«Гениальные читатели гениального писателя» - видео-презентация деятельности в рамках проекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (30-35 мин)

I БЛОК. Мини-студия исследователей творчества Ф.М.Достоевского

«О праздновании 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского»

Слайд-шоу «Факты из жизни Ф.Достоевского» – Тежаева Раяна

«Штрихи к портрету»- интерактивная викторина по творчеству Ф.М.Достоевского

(библиотекари)

4. «Достоевский в восприятии современных читателей» - конкурс буктрейлеров (буктрейлер «Преступление и наказание» - Кумышева Алехандра)

5. «Фёдор Достоевский. Цитатник» - конкурс перевода на родной язык (онлайн-марафон высказываний Ф.Достоевского в Инстаграм)

6. «Мир Гения» - создание умных карт по произведениям Ф. М. Достоевского.


II БЛОК. «Декламационное искусство»

Выразительное чтение отрывков произведений Ф.Достоевского

- «Не будем забывать…» - Заур Барагунов

-«Подросток» - Хасан Нальгиев (группа одаренных)

- «Мальчики» главы из романа «Братья Карамазовы» - Кантемир Алоев (группа №2)

- Перевод на кабардинский язык – Ислам Алоев (группа одаренных), Даната Таова; Байрахтаровы Амина и Анвер(перевод на турецкий язык)

-«Белые ночи…» - Кушхабиева Камила (группа одаренных)

- «Рассказы детям» - Карамизова Даяна (группа №2)

- «Преступление и наказание» - Жемухова Камила (группа одаренных)

- Главы из романа «Братья Карамазовы» - Шаваева Милана


III БЛОК. «Творческая мастерская»

Авторские работы

- «Когда меня не будет» - Сабанчиева Рамина (группа одаренных)

- «Посвящение» - Канокова Лаура (группа №1)

- Переводы цитат - Таова Даната

- Респект Гению – Пшигаушева Милана

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3-5 мин)

- Рефлексия. Слово администрации, гостей, родителей.

- Награждение лучших студийцев грамотами ГБОУ ДАТ «Солнечный город».

Этапы занятия

«Гениальные читатели Гениального писателя»

(Мини-студия исследователей творчества Ф.М.Достоевского)

I. Организационно-подготовительный этап

1. 200-летняя годовщина со дня рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского - одна из самых значимых в календаре России на 2021 год. Согласно Указу президента страны Владимира Путина, весь 2021-й прошёл под эгидой празднования этого знакового юбилея. Конечно, мы не могли остаться в стороне и вместе с нашими партнерами и друзьями – библиотеками города Нальчика, Обществом книголюбов КБР и Союзом писателей КБР – придумали этот литературно-просветительский проект, который будет интересен абсолютно любой аудитории. Среди множества мероприятий, приуроченных к знаменательной дате, состоялись следующие:

- книжные выставки и обзоры «ДостоВерно о Достоевском» - знакомство с личностью писателя, значимыми фактами его биографии, мировоззрением, основными литературными произведениями; онлайн и офлайн общение – август;

- «Мир Гения» - создание умных карт по произведениям Ф. М. Достоевского – сентябрь;

- «Достоевский в восприятии современных читателей» - конкурс буктрейлеров. – сентябрь-октябрь;

- «Фёдор Достоевский. Цитатник» - конкурс перевода на родной язык (онлайн-марафон высказываний Ф.Достоевского в Инстаграм) - октябрь;


Заключительное мероприятие проекта: Филологическая квест-игра «День Достоевского» состоится 11 ноября, в день рождения писателя. Награждение победителей с вручением дипломов и подарочной литературы.

Целевая аудитория - от среднего школьного звена до студентов СУЗов и ВУЗов.

Методические материалы занятия разработаны с целью участия в данном проекте. Также, видео-съёмку занятия, как свидетельство любви и благодарности великому писателю, планируется представить на конкурс открытых уроков русской словесности в рамках Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности, который состоится 1–3 ноября 2021 года.

2. Ответственные за  каждый этап занятия:

Оформление аудитории №315 (Литературная гостиная) - выставка Умных карт «Мир гения» - Тазова Ф.А.;

Встреча гостей и регистрация участников – Шамаева Милена (гр. №4);

Организация обучающихся во время занятия, порядок выступлений – Глашев Рамзан (староста гр.№2);

Ведущие блоков: мини-студия исследователей (докладчики) – Шерхов Айтэк (обладатель звания «Лучший студиец -2020»);

Интерактивная викторина - Кумышева Алехандра и Хаткутов Азнаур (члены Органа самоуправления студии); декламаторы – Заур Барагунов;

Буктрейлеры – Жемухова К.и Срукова А.;

Дресс-код, символика студии (свечи) – Алоев Кантемир;

Пресс-группа: подготовка пресс-релиза – Сазаева Эльвира; формирование видео-презентации, демонстрация слайд-шоу – Шорохов Дмитрий; фото и видео-съемка – Малкарова Асият; книга отзывов (летопись студии) - Тлехугова Дамира . Фотоотчет о занятии см. на страничке https://www.instagram.com/fatimatazova/

https://www.facebook.com/super.tazova.

Планируется публикация авторских произведений в газете «Советская молодёжь».

II . Технологический этап

- Вступительная речь педагога Тазовой Ф.А. «Будущие мастера языка и слова».

- Видео-презентация «Гениальные читатели Гениального писателя»

- Организация работы мини-студии исследователей творчества Ф.М.Достоевского с целью углубления представлений о жизни и творчестве писателя и приобретения навыков исследовательской работы. Поисковая работа, самостоятельное изучение предложенных тем:

Сбор фактов жизнедеятельности студии по теме:

- участие в проектах Общества книголюбов КБР к юбилею Достоевского; - участие в литературно-кинематографическом вечере «Штрихи к портрету» (ГНБ им.Т.Мальбахова, сентябрь, 2021г.) и во флешбуке «Литературный мир Достоевского в XXI веке»

О жизни и творчестве Ф.М.Достоевского - формирование слайд-шоу «Факты из жизни»;

Подготовка и проведение интерактивной викторины по творчеству писателя;

«Достоевский в восприятии современных читателей» - конкурс буктрейлеров.

«Фёдор Достоевский. Цитатник» - конкурс перевода на родной язык (онлайн-марафон высказываний Ф.Достоевского в Инстаграм).

«Мир Гения» - создание умных карт по произведениям Ф. М. Достоевского – (буктрейлер «Преступление и наказание» - Кумышева Алехандра)

«Декламационное искусство»: выступления студийцев (чтение отрывков из произведений Ф.М.Достоевского) с целью продемонстрировать и закрепить литературно-языковые знания и умения обучающихся, полученные в студии: литературный вкус, выразительность, хорошая дикция, эмоциональность, умение держаться на сцене (сценический опыт); коммуникабельность, культура общения в кругу друзей, педагогов, родителей.

Создание собственных произведений (проза, поэзия) и их продвижение - домашнее творческое задание с целью самореализации, создания ситуации успеха, развития творческих способностей, выработки умения строить литературный текст, текст публичного выступления с использованием художественного стиля.

Выступления могут сопровождаться проецированием на экран фотографий выступающих (слайд-шоу «Социальный опыт», основанный на фактах индивидуальной деятельности обучающегося и его участия в жизни студии).

Поощрение лучших студийцев с целью стимулирования дальнейшего обучения новых участников студии.

Ход занятия

Пока гости собираются, звучит классическая музыка.

На экране проектора демонстрируется ролик «Визитная карточка студии».

Гости и обучающиеся знакомятся с выставкой достижений, публикаций, умных карт по теме мероприятия.

Заставка видео-презентации «Гениальные читатели гениального писателя» - творческий отчёт и видео-ролики по темам проекта.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Приветственная речь педагога: Добрый день уважаемые гости, родители и дети! Благодарим, что вы нашли время поддержать нашу деятельность. Вот и начался ещё один учебный год со своими радостями, успехами и важными событиями календаря. Время ЧИТАТЬ и ТВОРИТЬ. Мы очень рады, что в очередной раз собрались сегодня здесь, в Солнечном городе, все вместе как одна большая и дружная семья. Благодарим администрацию, коллег, особенно - библиотекарей, которые принимают нас радушно в своих стенах, и сегодня - не стало исключением. В первую очередь представим наших гостей: представители администрации «Солнечного города» - Абазова Б.Х.- руководитель Центра дополнительного образования; Безрокова Е.О. - зам.дир. ЦДО ГБОУ ДАТ «Солнечный город», Мурзаканова А.Х. - зав.отд.СГН, Жамбекова М.Х. – зав.отделами; Мизова Л., Кокова М.М. - методисты ; наших почетных гостей – Шарданову Э.М.–зав.абонементом ЦБС, Шинкарёву Н.П. – председателя Общества книголюбов КБР.


«Гениальные читатели гениального писателя» - видео-презентация деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I БЛОК.

«Гениальные читатели гениального писателя»

Открытие мини-студии исследователей творчества Ф.М.Достоевского


Педагог: За два века интерес к творчеству гения не только не ослабевает,

а напротив, усиливается. Классик русской литературы остаётся одним из самых читаемых во всём мире писателей: современный читатель продолжает открывать для себя всё новые грани его творений. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 24 августа 2016 г. был подписан Указ «О праздновании 200-летия

Ф. М. Достоевского». По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, читателями. По произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.

Я приглашаю вас на встречу с его произведениями, его героями, с миром русского Гения. Дань любви и памяти писателю мы отдаём вместе с хранителями книг. Мы отдаём должное всем библиотекам города Нальчика, с которыми у нас сложились дружественные отношения и эффективное сотрудничество, в особенности с литературным салоном Центральной библиотечной системы. Библиотеки радушно принимают свечистов в своих стенах в течение всего учебного года, реализуется множество интересных проектов по привлечению к книге и чтению. А самое интересное и плодотворное сотрудничество сложилось у нас с Обществом книголюбов Кабардино-Балкарии. Слово предоставляется Наталье Петровне Шинкарёвой, председателю Общества.

Речь «О праздновании 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского»

Педагог: Сегодня здесь будут выступать самые творческие и трудолюбивые воспитанники от каждой из 7 групп студии, это – и призёры конкурсов, активные участники различных мероприятий, и новички, а также, будущие филологи, которые решили посвятить свою жизнь литературе и пробуют перо.

Тежаева Раяна: ИНФОРМАЦИОННО-БИОГРАФИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

«Мечтали мы только «о поэзии и поэтах»

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) с детства мечтал стать писателем. Первый его роман «Бедные люди» высоко оценили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский,а 4 поздних произведения («Преступление и наказание», 1866;

«Идиот», 1869; «Бесы», 1872; «Братья Карамазовы, 1880) вошли в список «100 лучших книг всех времён».

Детство Фёдора Достоевского, его братьев и сестёр прошло в Москве. Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных. Мать, Мария Нечаева, происходила из среды московского купечества. Дети придерживались домашнего порядка, установленного отцом. В семье часто устраивали вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. Летом семья выезжала в небольшое поместье

в с. Даровом Тульской губернии. Фёдор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой своей жизни. Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование. Отец преподавал им латынь, приходящие учителя математику, французский язык и русскую словесность. После смерти матери в 1837 г. Фёдора и его старшего брата Михаила отправили учиться

в Петербург, в Инженерное училище. Однако сам Ф. М. Достоевский об этом времени вспоминал так: «Мечтали мы только «о поэзии и поэтах». По окончании училища в 1843 г. его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому всё своё время.

2.Слайд-шоу «Родом из детства» (факты из жизни писателя+факты жизнедеятельности студии «Свеча»): В какой семье родился Фёдор Достоевский? Где был крещён? Что за обстановка окружала будущего писателя?

Какие книги он читал и кто был его героем?

1. Москва в жизни Достоевского

Достоевский, которого традиционно считают «петербургским»

писателем, родился в Москве и провёл в ней первые 15 лет жизни. Вся его судьба будет чередой перемен драматического характера, и только московское детство останется тем незыблемым островом, на который он будет возвращаться душой для спасения и успокоения. Во всех его произведениях звучат отголоски московского детства. Достоевский - москвич в поведении, вкусах и языке. Идеология «почвенничества» уходит корнями в московский мир, наполненный

вековыми традициями и правилами. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные его романы - «Преступление и наказание» (частично

роман написан в Москве), «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Карта Москвы, 1821 г.

2. Из семьи священников

Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, М.А. Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала

молитва. Регулярно соблюдались посты. «Всякое воскресенье и большой праздник, вспоминал младший брат Андрей, мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне - ко всенощной». Православие было впитано душой Фёдора с раннего детства и оставалось неизменным во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми пришлось столкнуться.

3. «Бедные люди»

Квартира детства Фёдора Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя.

Эта больница была основана вдовствующей императрицей Марией

Фёдоровной в 1803 г. и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для Достоевского настоящим жизненным университетом. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям воспитывались здесь. Неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» (в названии романа «Бедные люди») - слово из наименования Мариинской больницы.

4. Обучение грамоте

Грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером» в переводе с немецкого. Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всём его творчестве.

5. Крестили в больничной церкви

При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освящённая в 1806 г. В 1821 г. в ней был крещён будущий великий русский писатель. Впоследствии вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви был хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. В дальнейшем, всякий раз выбирая квартиру, Фёдор Михайлович искал такую, чтобы из её окон была видна церковь.

6. Помощь ближним

Первые уроки благотворительности Ф. М. Достоевский получил ещё в детстве.

Во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминал его

младший брат Андрей, «проходя мимо часового, стоявшего неизвестно для каких причин при ружье и в полной солдатской форме у ворот Александровского института, принято было за непременную обязанность подавать этому часовому грош или копейку». Когда в имении случился пожар, няня будущего писателя Алёна Фроловна, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила

накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства - почти 500 руб. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Фёдоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 руб. на восстановление хозяйства. Позднее, в 1839 г., те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских.

7. Самый близкий человек - старший брат

Михаил и Фёдор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их.

Оба они были страстными читателями и мечтали стать литераторами. В итоге оба

брата пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой. Пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы.

Вместе с братом Фёдором Михаил Достоевский издавал журналы «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864). Именно в письме к брату Михаилу в 1839 г. сформулировал 16-летний Фёдор своё жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

8. Траур по Пушкину

Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Братьям не пришлось встретиться с поэтом. В Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после его гибели. Если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Александру Сергеевичу, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов: в возрасте 37 лет после длительной болезни скончалась Мария Фёдоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Фёдор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». В июне 1837 г. по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он прожил последние минуты».

9. Духовная опора Троице-Сергиева Лавра

Светлый образ праздничной Троицкой лавры, с её особым молитвенным настроем, с торжественными службами, с просветлёнными лицами пришедших поклониться святому Сергию русских людей, стал для Достоевского самой настоящей духовной опорой. Это она дала ему силы выстоять в суровых условиях каторги и солдатчины, не потерять человеческого облика и не обозлиться.

3. «Штрихи к портрету»- интерактивная викторина по творчеству Ф.М.Достоевского (совместно с библиотекарями)

«Достоевский в восприятии современных читателей» - конкурс буктрейлеров

- На смену книжным выставкам в библиотеках приходит современный способ продвижения книг – буктрейлеры – как возможность представить книгу миру, приоткрыв сюжет, показав героев и самые яркие фрагменты. Важно помнить, что буктрейлер – это, прежде всего, реклама. Она должна увлекать видеорядом, спецэффектами и неожиданными решениями и при этом быть очень короткой – 3-3,5 мин. Номинации конкурса:

«Самый эмоциональный буктрейлер», «Самый профессиональный

буктрейлер», «Самый оригинальный буктрейлер».

Показ самого первого буктрейлера «Преступление и наказание»

Кумышева Алехандра.


t1634240347ae.jpg

"Достоевский в восприятии современных читателей" - информация для создания буктрейлеров

Современные читатели представляют Достоевского по известному портрету Василия Перова - сосредоточенным, замкнутым, аскетичным и отстранённым.


t1634240347af.jpg

Можно по-новому взглянуть на писателя по самой загадочной и редкой фотографии Достоевского. Это единственное изображение писателя с гладко выбритым лицом: бороды нет, а усы едва различимы. На обороте

оригинала, хранящегося в Государственном Литературном музее, вероятно, рукою Анны Достоевской проставлена дата: «1863 г.». Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского. Однако в указанном

t1634240347ag.jpg

1863 г. писатель ещё не был знаком со своей будущей женой. Нет никаких свидетельств (мемуарных, документальных, иконографических), подтверждающих, что в период 1862–1863 гг. писатель не носил бороды и усов. Вероятно, это фото сделано в конце 1840-х гг.
«Портрет Ф. М. Достоевского». Художник К. А. Васильев (1976). К созданию портрета Константин Васильев

подошёл очень серьёзно, он стремился достичь максимальной подлинности. Для этого художник изучил большинство известных фотографий писателя и описания его внешности,

собрал информацию о личных вещах и обстановке рабочего кабинета. На портрете Ф. М. Достоевский сосредоточенно о чём-то размышляет, при этом взгляд его исподлобья устремлён вперёд – на зрителя. Композицию дополняет один из любимых «символов» К. А. Васильева (и наша!) - горящая свеча.

t1634240347ah.jpg«Портрет Достоевского в 26 лет». Работа художника К. Трутовского (1847).В 1846 г. вместе с романом «Бедные люди» к Ф. М. Достоевскому пришёл успех. В этом произведении он впервые поднял темы, которые станут ключевыми для его творчества: судьба «маленького человека», двойственность человеческих характеров и Петербург. В том же году начал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых, где встретился с поэтом и писателем Плещеевым. Именно он через год познакомит Достоевского с Михаилом Петрашевским.

t1634240347ai.jpg

Фотография Ф. М. Достоевского. Работа И. А. Гоха (1860)

Сделана в год возвращения писателя в Петербург: он отбыл каторгу, пожил в ссылке, женился и вернулся к столичной жизни. Интересно сравнить портрет с предыдущим фотоизображением. Внешне Достоевский изменился мало, ведь прошёл всего год, но всё же в его облике появились новые детали. Писатель сменил военную форму на новый

t1634240347aj.jpg

Дорогой сюртук, отрастил аккуратную бороду. Поза его более расслабленная, рука заложена за жилет, обратите внимание на жёсткую выправку с предыдущего снимка. В общем, в Семипалатинске мы видели скованного «младшего офицера», а в Петербурге - раскованного столичного денди.
Фотография Ф. М. Достоевского. Работа М. Б. Тулинова (1860) Единственное фото Фёдора Михайловича в полный рост, размещалось на фронтисписе тома Полного собрания сочинений, где публиковались «Записки из Мёртвого дома». Фото интересно своим внутренним контрастом. С одной стороны, писатель хорошо одет: просторный тёмный сюртук в сочетании с жилетом и широкие брюки в крупную клетку, аккуратная борода. В то же время сама поза отнюдь не модная и не самодовольная. Писатель несколько сутулится, руки висят безвольно. Весь его облик создаёт ощущение придавленности и какого-то напряжения.

«Фёдор Достоевский. Цитатник» - конкурс перевода на родной язык (онлайн-марафон высказываний Ф.Достоевского в Инстаграм)

6. «Мир Гения» - создание умных карт по произведениям Ф. М. Достоевского.


II БЛОК. «Декламационное искусство»

Выразительное чтение отрывков произведений Ф.Достоевского


- «Не будем забывать…» - Заур Барагунов

-«Подросток» - Хасан Нальгиев (группа одаренных)

- «Мальчики» главы из романа «Братья Карамазовы» - Кантемир Алоев (группа №2)

- Перевод на кабардинский язык – Ислам Алоев (группа одаренных)

Даната Таова

Байрахтаровы Амина и Анвер(перевод на турецкий язык)

-«Белые ночи…» - Кушхабиева Камила (группа одаренных)

- «Рассказы детям» - Карамизова Даяна (группа №2)

- «Преступление и наказание» - Жемухова Камила (группа одаренных)

- Главы из романа «Братья Карамазовы» - Шаваева Милана

III БЛОК. «Творческая мастерская»

Авторские стихи (рассказы) в прозе


- «Когда его не будет» - Трухачёва Анастасия (группа одаренных)

- «Посвящается Гению» - Канокова Лаура (группа №1)

- Переводы цитат - Таова Даната

- Респект Гению – Пшигаушева Милана

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Педагог: Разумеется, в 2021-м году в рамках данного проекта будет ещё много мероприятий к юбилею гения русской литературы, и это огромный шанс ещё раз обратить внимание на главное сокровище России - её культуру, которая до сих пор вносит неоценимый вклад в мировую цивилизацию, и наследие Достоевского играет в ней огромную, ведущую роль. Его книги до сих пор остаются мощнейшим стимулом в изучении русского языка - в любой группе, начинающей учить русский, всегда кто-то скажет, что мечтает прочесть Достоевского в оригинале. Для миллионов читателей всего мира Достоевский - прежде всего художник, заставивший вглядеться в неяркую красоту России, в «загадочную душу» русского человека. Для нас, его соотечественников, он не только писатель, оставивший нам образ своей эпохи, но и борец за социальную справедливость, за лучший мир, за свободного человека. Как и Достоевский, мы уверены в том, что Россию ждет великое будущее. Читайте классическую литературу и совершенствуйте русский и свой родной язык. Учитесь, трудитесь, стремитесь к вершинам мастерства во имя процветания Солнечного города и родной студии!

Наша встреча подошла к завершению. Всего доброго, спасибо за внимание!


- Рефлексия. Слово предоставляется администрации, гостям, родителям.


Награждение лучших студийцев грамотами ГБОУ ДАТ «Солнечный город».


 Отрывок из занятия можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=RlUk1pNNX-Y&t=382s


14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.