План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Откуда в наш дом приходит электричество»

2
0
Материал опубликован 30 January 2018 в группе

МОУ- СОШ д. Новые Ивайтёнки

Брянская область Унечский район

Окружающий мир

Откуда в наш дом приходит электричество?

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

План – конспект урока по окружающему миру, 1 класс

Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?

Цели деятельности учителя: познакомить с разнообразием бытовых электроприборов, их ролью в быту, с правилами безопасного обращения с электроприборами; проследить пути прихода электричества в наш дом.

Тип урока: конструирование способа действия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; получат возможность научиться: анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Оборудование: Рисунки, иллюстрирующие правила безопасного обращения с электроприборами. Электрические батарейки разных видов. Приборы, работающие от батареек: фонарик, часы, электронная игра. Делали для сборки простейшей электрической цепи: плоская батарейка, два провода, светодиодная лампочка.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II. Актуализация знаний.

-  Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке окружающего мира?

(о том, как в наш дом поступает вода)

-  Кто помнит, откуда и как она (вода) поступает в дома? Как называется система, которая поставляем воду в дом?

(из рек по трубам, проходя очистку на станции; водопроводная система)

-  Куда уходит использованная вода?  Как называется система, которая выводит грязную воду из дома?(в канализационные трубы; канализационная система)

III.Самоопределение к деятельности.

-   Сегодня мы продолжаем разговор о том, что нас окружает дома.

Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Наведи  порядок».

У каждой группы конверт с карточками. Рассмотрите их. Советуясь друг с другом «наведите порядок»: сгруппируйте карточки по назначению предметов, которые на них изображены.

( . . . . . действия учащихся)

-  Какие группы получились? Как вы их назвали? Что в этих группах?

(игрушки, одежда, инструменты, мебель, … бытовые предметы)

-   Найдите группу «бытовые предметы», остальные карточки уберите в конверт.

-  Кто может объяснить, что такое бытовые предметы?

(бытом называют общий жизненный уклад,  повседневную жизнь; бытовыми предметами – те предметы, которые созданы для улучшения и облегчения быта, повседневной жизни людей)

Рассмотрите иллюстрации  с бытовыми предметами. Что вы можете отметить? Можно ли выделить в ней подгруппы?

(Можно разделить на старинные и современные предметы)

-  Разложите предметы парами: современный со старинным.

(. . . . . действия детей)

-   Знаете ли вы как работали старинными предметами? (чайник, утюг, керосиновая лампа, стиральная доска… до сих пор в быту используют веник с совком, моют посуду в раковине)

-   Среди  бытовых предметов выделяют бытовую технику; работает она от Светлого Величества?

IV. Работа по теме урока.

Отгадайте загадку:        По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжётся в доме свет.

К дальним сёлам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое Величество.

Это …   (электричество)

Называют тему урока.

-   Электричество – вид энергии, явление природное. Думаю, что все вы видели молнию во время грозы. Это электрический разряд, который возникает в тучах из-за трения частиц воды и льда. Мощные стрелы молнии во время грозы  со страшной силой бьют в землю. Поэтому древние люди всегда боялись грозы, считая её гневом богов.

Так же из-за трения синтетической одежды наше тело электризуется и при касании можно услышать лёгкий щелчок и увидеть маленькую искру.

А бывают ли «электрические» животные?

(кошки, электрический скат)

-   Эл-во в быту необходимо, но оно и смертельно опасно. Какие вы помните правила  безопасности? (не дёргать за шнур, не трогать мокрыми руками, не хвататься за оголённые провода…)

-   А как электричество поступает в дом?

(от электростанций)

-   Электростанции бывают разные…

(ветряные, водные, атомные)

Физкультминутка

Вот когда я взрослым стану

И купаться захочу,

Влезу сам в большую ванну,

Оба крана откручу.

Сам потру живот и спинку,

И веснушки на носу,

Заверну себя в простынку

И в кроватку отнесу!

Сказка «Средь дремучих лесов»

     Средь зеленых лугов вилась – не торопилась речка Ленивка.

     Больше всего на свете боялась Ленивка работы. Только бы ей отдохнуть, только бы подремать. Рыба всплеснет – Ленивка рассердится, заволнуется, вся морщинами пойдет. Что, мол, глупая рыба, спать мне мешаешь?

     Одно любила Ленивка: когда в нее, будто в зеркало, глядится Луна. Ведь от лунного света речки становятся красивыми…

      Так и жила Ленивка. Знай, нежилась меж зеленых берегов.

      Вот однажды подошли к речке жители соседнего села:

       -  Ленивка, а Ленивка!  Не стыдно тебе лентяйничать? Принялась бы ты, голубушка, за дело! Силища-то в тебе огромная таится!

       -  Это ещё за какое такое дело? Если камышинками шуршать или лодки качать, тогда, пожалуйста, не откажусь. Помочь всегда рада, - отвечала речка.

       -   Да уж известное дело. На это ты мастерица. Нет, голубушка, другую службу нам сослужи – света у нас электрического у нас в деревне не хватает. Вот и добудь его.

       -   Что вы, добрые люди! Работать – это не по мне! – зашумела речка.

     Уговаривали её, уговаривали – все без толку. Домой несолоно хлебавши отправились.

      На другой день снова к речке на поклон пошли.

       -   Передумали мы, Ленивка! Так и быть, отдыхай на здоровье, не работай. Только потеснись немножко. Перегородим мы тебя высокой стеной – всего-то и дел.

      А Ленивка упрямится: не хочу в тесноте жить - и всё тут. Согласилась лишь тогда, когда узнала, что за стеной она сможет вновь разлиться во всю ширь.

      Так и перегородили её строители стеной-плотиной.

      Долго не могла Ленивка привыкнуть к плотине. Все норовила ее своими волнами с пути смести. А плотина крепкая, не поддается. Билась, билась речка о каменную стену – надоело. И потекла тогда в обход плотины, где для неё нарочно оставили лазейку.

     Но людям этого мало. Снова зовут Ленивку.

       -   Ленивка, а Ленивка!

       -   Что вам надо. Я и так потеснилась, а работать не буду, и не просите!

       -   Да кто ж тебя работать заставляет? Мы тебя развеселить хотим, позабавить: хотим игрушку подарить. Видала, как деревенские ребятишки весной запруды делают, да колёсики с деревянными лопаточками в воду окунают? Ручей бежит по лопаткам шлеп-шлеп – колесико от этого вовсю вертится. Хороша игрушка?

       -   Хороша! Скорей давайте мне вашу игрушку!

     В тот же день пошли строители на речку и рядом с плотиной, как раз там, где лазейка для воды, поставили большущее колесо со стальными лопатками. Сделали дело и на прощание сказали:

       -   Вот тебе игрушка, забавляйся!

     А Ленивка того и ждала – как набросится на игрушку. Про камышинки и думать забыла.

     Играла, играла – смотрит, а на берегу опять люди. Не стала Ленивка ждать, что они скажут, первой заговорила:

       -   За игрушку большое спасибо. А работать не стану!

       -   Вот заладила! Да у нас к тебе другое дело. Видишь, мы домик построили? Хотим в нем машину поставить, тоже с колесиком. Но вот беда – вертеть-то его некому. Может ты поможешь? Тебе так и так колесо игрушку вертеть. А мы к ней нашу машину приладим. От водяного колеса и колесо машины завертится.

       -   Только и всего? – обрадовалась речка. – Это мне не жалко.

     Люди поставили в домике машину, которая дает электрический ток. А от домика провели во все стороны дорожки для тока – провода. Ленивка день и ночь забавляется своей игрушкой, и заставляет работать машину в домике. Та дает электрический ток. Бежит ток по проводам-дорожкам. В дома завернет – лампочку зажжет. На ферму заглянет – коров электродоилкой подоит, воду электронасосом накачает.

     А Ленивка, сама того не зная, трудится, старается. На том сказка про маленькую речку кончается.

-  Рассмотрите иллюстрацию ГЭС в учебнике. Как заставили люди Ленивку работать? Куда поступает ток от машины?

 (в провода)

-  А что может помочь человеку, когда необходимо эл-во, а электрической сети рядом нет?

(батарейки, аккумуляторы)

- Но батарейки имеют меньшее напряжение.  Для каких предметов мы используем батарейки?

 (Фонарики, часы, эл.игры…)

Попробуем провести опыт:

(все слова демонстрируются на примере)

Батарейка – это хранилище электричества, представим её как маленькую электростанцию. Ток  от станции движется … (по проводам)

Положительная энергия направляется к лампочке… и ничего не происходит!!! А потому, что эл-ву (по примеру молнии) необходимо заземление (т.е. разряду нужно уйти в землю, которая поглотит разряд) Если мы присоединим второй провод  к  заземлению, а потом к лампочке, то …   Горит!!!

Вот на таком примере, мы рассмотрели, движение электричества. Аналогичным образом эл-во поступает от электростанции до нашего дома.

V. Закрепление: Работа по учебнику (с. 62–63).

Возьмите красный карандаш и закрасьте те предметы, которые работают от электричества. Назовите их.

Электромясрубка, пылесос, стиральная машина, электрочайник, электроплита.

Составьте пары рисунков, соединив их линиями.

Но помните, ребята, мы с вами говорили и о том, что эти приборы могут быть не только друзьями, но и врагами, если с ними обращаться неправильно или неосторожно.

Послушайте, какой вывод советует нам прочитать Мудрая Черепаха.

Чтение вывода (с. 62 учебника).

Физкультминутка

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

«Как Муравьишка работал электриком».

Перегорела однажды в домике у Муравья лампочка. Как же быть без света? Побежал Муравьишка к проводу, попросил у него света, а провод привел его к плотине, на которой стояла электростанция. Попросил Муравьишка свет у электростанции, отослала она его к плотине, а плотина – к воде. «Так вот кто дает нам свет», – обрадовался Муравьишка. «Да, это я его даю, вода», – важно ответила вода.

Понял Муравей, какая огромная сила работает на электричество. (Показ слайда – работа электростанции.)

Однажды Муравей решил взять с собой на прогулку магнитофон. Но где же в лесу найти розетку?

Мудрая Черепаха. Эй, Муравей, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках.

Учитель. Ребята, а есть ли в классе предметы, которые работают на батарейках?

Ученики. Часы.

Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.

Соединить линиями предметы, работающие от розетки и работающие от батареек.

VI. Рефлексия.  «Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел,                поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,                интересно,

Красной – дело не понравилось,                скучно.

VII.Подведение итогов:

-   Что нового узнали на уроке?

-   Откуда в наш дом приходит электричество?

-   Что понравилось?

Дополнительный материал:

Висит груша-

Нельзя скушать.   (Лампочка)

Ночь. Но если захочу –

Щелкну раз и свет включу. (Выключатель)

Дом – стеклянный пузырёк,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а днем проснется

Ярким пламенем зажжется. (Электрич. Лампочка)

Рекомендации: еще раз обратить внимание детей на правильное и осторожное обращение с электроприборами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.