План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Откуда в наш дом приходит электричество»
МОУ- СОШ д. Новые Ивайтёнки
Брянская область Унечский район
Окружающий мир
Откуда в наш дом приходит электричество?
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
План – конспект урока по окружающему миру, 1 класс
Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?
Цели деятельности учителя: познакомить с разнообразием бытовых электроприборов, их ролью в быту, с правилами безопасного обращения с электроприборами; проследить пути прихода электричества в наш дом.
Тип урока: конструирование способа действия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; получат возможность научиться: анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: Рисунки, иллюстрирующие правила безопасного обращения с электроприборами. Электрические батарейки разных видов. Приборы, работающие от батареек: фонарик, часы, электронная игра. Делали для сборки простейшей электрической цепи: плоская батарейка, два провода, светодиодная лампочка.
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний.
- Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке окружающего мира?
(о том, как в наш дом поступает вода)
- Кто помнит, откуда и как она (вода) поступает в дома? Как называется система, которая поставляем воду в дом?
(из рек по трубам, проходя очистку на станции; водопроводная система)
- Куда уходит использованная вода? Как называется система, которая выводит грязную воду из дома?(в канализационные трубы; канализационная система)
III.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы продолжаем разговор о том, что нас окружает дома.
Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Наведи порядок».
У каждой группы конверт с карточками. Рассмотрите их. Советуясь друг с другом «наведите порядок»: сгруппируйте карточки по назначению предметов, которые на них изображены.
( . . . . . действия учащихся)
- Какие группы получились? Как вы их назвали? Что в этих группах?
(игрушки, одежда, инструменты, мебель, … бытовые предметы)
- Найдите группу «бытовые предметы», остальные карточки уберите в конверт.
- Кто может объяснить, что такое бытовые предметы?
(бытом называют общий жизненный уклад, повседневную жизнь; бытовыми предметами – те предметы, которые созданы для улучшения и облегчения быта, повседневной жизни людей)
Рассмотрите иллюстрации с бытовыми предметами. Что вы можете отметить? Можно ли выделить в ней подгруппы?
(Можно разделить на старинные и современные предметы)
- Разложите предметы парами: современный со старинным.
(. . . . . действия детей)
- Знаете ли вы как работали старинными предметами? (чайник, утюг, керосиновая лампа, стиральная доска… до сих пор в быту используют веник с совком, моют посуду в раковине)
- Среди бытовых предметов выделяют бытовую технику; работает она от Светлого Величества?
IV. Работа по теме урока.
Отгадайте загадку: По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
К дальним сёлам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое Величество.
Это … (электричество)
Называют тему урока.
- Электричество – вид энергии, явление природное. Думаю, что все вы видели молнию во время грозы. Это электрический разряд, который возникает в тучах из-за трения частиц воды и льда. Мощные стрелы молнии во время грозы со страшной силой бьют в землю. Поэтому древние люди всегда боялись грозы, считая её гневом богов.
Так же из-за трения синтетической одежды наше тело электризуется и при касании можно услышать лёгкий щелчок и увидеть маленькую искру.
А бывают ли «электрические» животные?
(кошки, электрический скат)
- Эл-во в быту необходимо, но оно и смертельно опасно. Какие вы помните правила безопасности? (не дёргать за шнур, не трогать мокрыми руками, не хвататься за оголённые провода…)
- А как электричество поступает в дом?
(от электростанций)
- Электростанции бывают разные…
(ветряные, водные, атомные)
Физкультминутка
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку,
И веснушки на носу,
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!
Сказка «Средь дремучих лесов»
Средь зеленых лугов вилась – не торопилась речка Ленивка.
Больше всего на свете боялась Ленивка работы. Только бы ей отдохнуть, только бы подремать. Рыба всплеснет – Ленивка рассердится, заволнуется, вся морщинами пойдет. Что, мол, глупая рыба, спать мне мешаешь?
Одно любила Ленивка: когда в нее, будто в зеркало, глядится Луна. Ведь от лунного света речки становятся красивыми…
Так и жила Ленивка. Знай, нежилась меж зеленых берегов.
Вот однажды подошли к речке жители соседнего села:
- Ленивка, а Ленивка! Не стыдно тебе лентяйничать? Принялась бы ты, голубушка, за дело! Силища-то в тебе огромная таится!
- Это ещё за какое такое дело? Если камышинками шуршать или лодки качать, тогда, пожалуйста, не откажусь. Помочь всегда рада, - отвечала речка.
- Да уж известное дело. На это ты мастерица. Нет, голубушка, другую службу нам сослужи – света у нас электрического у нас в деревне не хватает. Вот и добудь его.
- Что вы, добрые люди! Работать – это не по мне! – зашумела речка.
Уговаривали её, уговаривали – все без толку. Домой несолоно хлебавши отправились.
На другой день снова к речке на поклон пошли.
- Передумали мы, Ленивка! Так и быть, отдыхай на здоровье, не работай. Только потеснись немножко. Перегородим мы тебя высокой стеной – всего-то и дел.
А Ленивка упрямится: не хочу в тесноте жить - и всё тут. Согласилась лишь тогда, когда узнала, что за стеной она сможет вновь разлиться во всю ширь.
Так и перегородили её строители стеной-плотиной.
Долго не могла Ленивка привыкнуть к плотине. Все норовила ее своими волнами с пути смести. А плотина крепкая, не поддается. Билась, билась речка о каменную стену – надоело. И потекла тогда в обход плотины, где для неё нарочно оставили лазейку.
Но людям этого мало. Снова зовут Ленивку.
- Ленивка, а Ленивка!
- Что вам надо. Я и так потеснилась, а работать не буду, и не просите!
- Да кто ж тебя работать заставляет? Мы тебя развеселить хотим, позабавить: хотим игрушку подарить. Видала, как деревенские ребятишки весной запруды делают, да колёсики с деревянными лопаточками в воду окунают? Ручей бежит по лопаткам шлеп-шлеп – колесико от этого вовсю вертится. Хороша игрушка?
- Хороша! Скорей давайте мне вашу игрушку!
В тот же день пошли строители на речку и рядом с плотиной, как раз там, где лазейка для воды, поставили большущее колесо со стальными лопатками. Сделали дело и на прощание сказали:
- Вот тебе игрушка, забавляйся!
А Ленивка того и ждала – как набросится на игрушку. Про камышинки и думать забыла.
Играла, играла – смотрит, а на берегу опять люди. Не стала Ленивка ждать, что они скажут, первой заговорила:
- За игрушку большое спасибо. А работать не стану!
- Вот заладила! Да у нас к тебе другое дело. Видишь, мы домик построили? Хотим в нем машину поставить, тоже с колесиком. Но вот беда – вертеть-то его некому. Может ты поможешь? Тебе так и так колесо игрушку вертеть. А мы к ней нашу машину приладим. От водяного колеса и колесо машины завертится.
- Только и всего? – обрадовалась речка. – Это мне не жалко.
Люди поставили в домике машину, которая дает электрический ток. А от домика провели во все стороны дорожки для тока – провода. Ленивка день и ночь забавляется своей игрушкой, и заставляет работать машину в домике. Та дает электрический ток. Бежит ток по проводам-дорожкам. В дома завернет – лампочку зажжет. На ферму заглянет – коров электродоилкой подоит, воду электронасосом накачает.
А Ленивка, сама того не зная, трудится, старается. На том сказка про маленькую речку кончается.
- Рассмотрите иллюстрацию ГЭС в учебнике. Как заставили люди Ленивку работать? Куда поступает ток от машины?
(в провода)
- А что может помочь человеку, когда необходимо эл-во, а электрической сети рядом нет?
(батарейки, аккумуляторы)
- Но батарейки имеют меньшее напряжение. Для каких предметов мы используем батарейки?
(Фонарики, часы, эл.игры…)
Попробуем провести опыт:
(все слова демонстрируются на примере)
Батарейка – это хранилище электричества, представим её как маленькую электростанцию. Ток от станции движется … (по проводам)
Положительная энергия направляется к лампочке… и ничего не происходит!!! А потому, что эл-ву (по примеру молнии) необходимо заземление (т.е. разряду нужно уйти в землю, которая поглотит разряд) Если мы присоединим второй провод к заземлению, а потом к лампочке, то … Горит!!!
Вот на таком примере, мы рассмотрели, движение электричества. Аналогичным образом эл-во поступает от электростанции до нашего дома.
V. Закрепление: Работа по учебнику (с. 62–63).
Возьмите красный карандаш и закрасьте те предметы, которые работают от электричества. Назовите их.
Электромясрубка, пылесос, стиральная машина, электрочайник, электроплита.
Составьте пары рисунков, соединив их линиями.
Но помните, ребята, мы с вами говорили и о том, что эти приборы могут быть не только друзьями, но и врагами, если с ними обращаться неправильно или неосторожно.
Послушайте, какой вывод советует нам прочитать Мудрая Черепаха.
Чтение вывода (с. 62 учебника).
Физкультминутка
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
«Как Муравьишка работал электриком».
Перегорела однажды в домике у Муравья лампочка. Как же быть без света? Побежал Муравьишка к проводу, попросил у него света, а провод привел его к плотине, на которой стояла электростанция. Попросил Муравьишка свет у электростанции, отослала она его к плотине, а плотина – к воде. «Так вот кто дает нам свет», – обрадовался Муравьишка. «Да, это я его даю, вода», – важно ответила вода.
Понял Муравей, какая огромная сила работает на электричество. (Показ слайда – работа электростанции.)
Однажды Муравей решил взять с собой на прогулку магнитофон. Но где же в лесу найти розетку?
Мудрая Черепаха. Эй, Муравей, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках.
Учитель. Ребята, а есть ли в классе предметы, которые работают на батарейках?
Ученики. Часы.
Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.
Соединить линиями предметы, работающие от розетки и работающие от батареек.
VI. Рефлексия. «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
VII.Подведение итогов:
- Что нового узнали на уроке?
- Откуда в наш дом приходит электричество?
- Что понравилось?
Дополнительный материал:
Висит груша-
Нельзя скушать. (Лампочка)
Ночь. Но если захочу –
Щелкну раз и свет включу. (Выключатель)
Дом – стеклянный пузырёк,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а днем проснется
Ярким пламенем зажжется. (Электрич. Лампочка)
Рекомендации: еще раз обратить внимание детей на правильное и осторожное обращение с электроприборами.