12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб

МОУ- СОШ д. Новые Ивайтенки

Брянская область Унечский район

Окружающий мир

Зачем нужны поезда?

1 класс

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

 

Цель формирование представлений о назначении и устройстве поездов и железных дорог

Основные понятия и определения Наземный и подземный транспорт, устройство железных дорог

Планируемые результаты Предметные: Научатся: классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железнойдороги.

Получат возможность научиться: сравнивать старинные и современные поезда; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные Регулятивные: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выдвигают и формулируют познавательные цели; логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебников, из рассказа учителя по воспроизведению из памяти).

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партера по коммуникации и учителя; согласовывать сои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятия речевые высказывания.

Личностные результаты: Осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Оборудование : презентация, песня «Голубой вагон»

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте правильно.

Тихо садитесь.

Включение учащихся в деятельность.

Актуализация знаний

 О каких машинах мы говорили на прошлом уроке? Для чего они нужны человеку?

Как устроен автомобиль? Как надо следить за машиной, чтобы не доставить много радости Злючке-Грязючке?

Я люблю ходить вдвоем

      В поле, в лес, на водоем,

      Я люблю пускаться в путь

      Не одна, а с кем – нибудь.

     Я люблю кричать: «Гляди!

      Посмотри! Постой-ка!

      Видишь, речка впереди!

      Лодок, лодок сколько!...»

 

      И с обрыва, с высоты

      Я зову: «Ау! Где ты?

      Погляди с обрыва,

      Как вокруг красиво!»

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Как вы думаете, зачем люди отправляются в путешествия?

- Приходилось ли вам выезжать за пределы Брянской области?

- На каком виде транспорта вы это делали?

- Понравилось ли вам совершать путешествие на поезде?

- Кто понял, о каком транспорте мы будем говорить на уроке?

Однажды Муравей Вопросик увидел интересную машину и сочинил о ней загадку. Попробуйте её отгадать.

Что за чудо? Вот машина!

Сто колес! А где же шины?

По стальной дороге мчится,

Приглашает прокатиться.

— Что в тексте загадки помогло вам узнать поезд?

Кто–то уже может назвать тему нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о поездах и ответим на вопрос Муравьишки:

 «Зачем нужны поезда?

Сегодня на уроке мы будем говорить о поездах и ответим на вопрос Муравья: зачем нужны поезда? Отправляемся в путешествие по железной дороге.

Учитель открывает спрятанную детскую железную дорогу, заводит поезд. Вагоны двигаются под один куплет песни «Голубой вагон».

Работа по теме урока.

- Рассмотрите наш поезд.

О нем говорят:

Земля дрожит, силач бежит;

Тянет он за собой

Хвост огромный стальной.

Что же это за силач? (Локомотив)

Локомотив – это машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов.

А что же за хвост везет локомотив? (Это вагоны)

Вагон  - транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

-Кто может сказать из чего состоит поезд? (Из локомотива и вагонов?

 - Как называется этот поезд?  (Пассажирский или поезд дальнего следования?)

-Куда на нем можно отправиться на таком поезде? ( В дальний город)

-Кто ездил на таких поездах?

— Локомотив — это машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов.

Покажите вагоны нашего поезда.

Вагон — транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Какими могут быть вагоны? Рассмотрим рисунки в учебнике. Для чего нужны вагоны с окошками? Для чего — открытые? Для перевозки каких грузов используются цистерны?

Что могут перевозить поезда? Как называется поезд, перевозящий людей? Перевозящий грузы?

Устройство поездов похоже. А как устроена сама железная дорога? Рассмотрите рисунки и нашу железную дорогу. Кто из вас знает: из чего состоит железнодорожное полотно, по которому движутся поезда?

Рельс — это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колёса вагонов. Покажите рельсы на нашей дороге. На чём они лежат?

Рельсы лежат на шпалах— деревянных или металлических брусах, укладываемых поперёк железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.

- Что необходимо сделать заранее, чтобы стать пассажиром? ( Выбрать маршрут. Купить билет.)

Вот маршрут выбран, билет куплен. Настал день отправления. Куда мы приходим, чтобы сесть в поезд? (На вокзал).

Есть ли в нашем городе Унеча железнодорожный вокзал? (Да)


 

Мы подходим к нужному нам вагону, и кто нас встречает у вагона? (Проводник)

В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

Давайте немного поиграем.

Слайд (пассажир показывает билет проводнику). Озвучьте фотографию.

Что говорит проводник, а что пассажир?

-Итак, мы садимся в поезд и отправляемся в дорогу. Я очень люблю смотреть в окно поезда.

-А кто из вас любит смотреть в окно?

-Когда поезд движется - в окне всё постоянно меняется. Меняются сочетания перелесков, домов, дорог, проезжающих мимо автомобилей, солнца и облаков. И меняется всё очень стремительно. Как будто ты смотришь в постоянно вращающийся калейдоскоп.(Видео из мультика)

 Но самое интересное в дороге, как мне кажется - это закат. Вы хотя бы раз наблюдали в поезде закат? Расскажите.

Ну как? Правда, красиво?

Физкультминутка.

Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью)
Мы сидим, мы сидим,
И в окошечки глядим, 
Весело глядим. (повороты головы вправо, влево)
Едет, едет паровоз 
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух! - (притопывают, делая круговые движения
согнутыми в локтях руками)

 Рассмотрите наш поезд. О нём говорят:

Земля дрожит, силач бежит;

Тянет он за собой

Хвост огромный стальной.

— Итак, мы с вами узнали о том, как устроены поезд и железная дорога, как они выглядят. А что из себя представляли предки современного поезда?

Учитель показывает детям иллюстрацию с изображением паровоза, изобретённого мастерами Черепановыми.

— Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырёх колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

Эта железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Построили эту дорогу русские мастера Черепановы. Она была первой железной дорогой у нас в стране.

Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы.

Посмотрите, как выглядели первые пассажирские поезда.

В паровые тихоходы забирались пешеходы.

И могли они в пути на ходу легко сойти.

Учитель показывает фрагмент из кинофильма «Чокнутые» (открытие железной дороги.)

— Вспомните, как выглядят поезда сегодня.

А теперь под стук колёс

Нас везёт электровоз.

Не успел двух слов сказать —

Смотришь — надо вылезать!

— На железной дороге поезда различают по старшинству: внеочередные, очередные, почтово-багажные, грузопассажирские, грузовые и хозяйственные. Многие слова вам понятны и без объяснений. Непонятно, что значит внеочередные и очередные?

Внеочередные — это пожарные, снегоочистительные и восстановительные поезда, то есть те поезда, которые в чрезвычайных ситуациях пропускают вне очереди и расписания.

К очередным относятся пассажирские поезда, которые идут по очереди, по расписанию.

Движением поездов на каждом участке руководит дежурный диспетчер, отвечающий за выполнение расписания и безопасность движения.

На дальние расстояния мы отправляемся в поездах дальнего следования, а на каком пассажирском поезде можно добраться на близкое расстояние от города?(на электричке)

- Чем отличается поезд дальнего следования от электрички? (В поезде дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны, рестораны)

-На каком пассажирском поезде можно доехать из одного района города в другой?(На метро)

Где ездят поезда метро? (В подземных коридорах, туннелях).

Метро — это городская внеуличная железная дорога для перевозок пассажиров. Линии метро могут быть подземные, в тоннелях, и наземные, на эстакадах. Подземные линии метро наиболее распространены, так как они не нарушают планировки города и не мешают движению транспорта и пешеходов. Наземных участков меньше, и они должны иметь ограждения. Метро необходимо в городах, где численность жителей больше одного миллиона человек.

Метро включает большой комплекс сооружений и устройств, из которых основными являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные туннели, вагонные депо с производственными цехами, электрические подстанции, вентиляции, водоснабжение.

Первая внеуличная железная дорога длиной 3,6 километров была построена в Лондоне в 1860-1863 годах. Строительство метро в нашей стране началось в 1932 году. Первую линию метрополитена открыли в 1935 году. Она была протяженностью 11,6 километра и имела 3 станции.

На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.

В далёкий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. Кто ездил на таких поездах, расскажите: чем они отличаются от электричек? (В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны.)

В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

Назначение поездов.

-Электричка. – для перевоза людей на ближние расстояния от города;

Поезд метро – Для перевозки пассажиров под землей из одного района города в другой

Скоростной поезд – для перевозки пассажиров на дальние расстояния из одного города в другой.

А какой нам нужен поезд, если мы переезжаем в другой город и перевозим вещи из своего дома?(Товарный поезд)

-А какие поезда ходят между Москвой и Санкт – Петербургом? (Скоростные поезда «Сапсаны»)

-Мы знаем, что поезда движутся по железной дороге, а как она устроена?

(Заслушиваются ответы детей)

-А кто руководит движением поездов на каждом участке дороги? (Дежурный диспетчер)

Он отвечает за выполнение расписания и безопасность движения.

Но теперь вернемся к главному вопросу: «Зачем нужны поезда?»

Ребята, вы любите сказки?

 В последнее время мне очень нравится писать сказки. В сказках самая необузданная фантазия. И нет ничего проще, чем писать сказки. Вы берете ручку и лист бумаги  - или садитесь за клавиатуру компьютера и – пишите.Вы в поезде.

Перед вами сказочный и фантастический закат. Закат и люди, которые не хотят на него смотреть. И вам хочется… Вам хочется… Написать такую сказку, чтобы они никогда не пропускали ни одного заката.

Отрывок из мультика (А если вы попустите закат… и т д.)

Вывод: Поезда — это наземный и подземный транспорт. В отличие от автомобилей, поезда
передвигаются по железной дороге. Поезда нужны для того, чтобы перевозить
пассажиров и грузы.

Практическая работа

— Рассмотрите ещё раз изображения всех поездов на рисунке в учебнике. На каких поездах вы ездили?

А теперь откройте рабочую тетрадь на страницах 42-43. Возьмите в руки ножницы. Попробуем сформировать поезд, на котором Муравьишка Вопросик отправится путешествовать.

Дети вырезают из Приложения картинки с изображениями вагонов и выкладывают их на страницах тетради. Соседи проверяют работы друг друга. Если ошибок нет, то вагоны наклеиваются.

— А какой поезд нужен Муравьишке, если он переезжает в другой город и перевозит все вещи из своего дома?

Соберём в тетради товарный поезд.

Работа идёт аналогично.

— Мы знаем, что поезда двигаются по железной дороге. А как она устроена?

Заслушиваются ответы детей.

— Рассмотрите рисунок на странице 91, найдите на нём все то, что перечислено. Какие слова для вас непонятны?

Дети называют непонятные слова.

Учитель объясняет и записывает на доске значение некоторых слов. 

Туннель — сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землей или в горах.

Шлагбаум — подвижная перекладина, при помощи которой открывают и закрывают путь на железнодорожных переездах.

Эстакада — строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для переxoдa или переезда через путь.

IV.Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Если понравился, нарисуйте поезду улыбку, а если нет – покажите, что он грустит.

V.Итог урока.

Вернёмся к вопросу, прозвучавшему в начале урока. Зачем нужны поезда? Назовите пассажирские поезда. Куда на них можно ездить?

Рассмотрите рисунки на странице 63. Что вы можете сказать о поездах, изображённых на них. Прочитайте текст над рисунком. Время идёт, человек совершенствует технику. Вероятно, в недалёком будущем появятся ещё более скоростные и экологически чистые поезда.

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Рекомендации: пересказать

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.