План по самообразованию «Обучение младших школьников смысловому чтению через организацию работы с текстом».

0
0
Материал опубликован 22 July

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»













План самообразования



учителя начальных классов Мурашовой Людмилы Ивановны



Тема: «Обучение младших школьников смысловому чтению через организацию работы

с текстом»

























с. Шарапово, 2019

Общие сведения об учителе


1

Фамилия, имя, отчество

Мурашова Людмила Ивановна

2

Дата рождения

23.05.1970г.

3

Домашний адрес

Нижегородская обл., Шатковский р-он, ул. Молодежная, д.21, кв.2

4

Контактная информация

тел. +7(902)-300-66-49

e-mail luda.muraschowa@yandex.ru

5

Образование

высшее

6

Учебное заведение, год

Арзамасский педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2001 год

7

Предметы

Начальные классы

8

Стаж работы

30 лет

9

В данном учебном заведении

9 лет

10

Год повышения квалификации

2019 год

11

Год прохождения аттестации

2015 год

12

Классы преподавания

4

13

Уровень квалификации

Первая категория

Общешкольная тема:


«Формирование компетенций обучающихся как фактор повышения профессионального мастерства педагогов».

Индивидуальная тема самообразования:

«Обучение младших школьников смысловому чтению через организацию работы с текстом».

Цель:

Формирование у обучающихся навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом

Задачи:

изучить теоретические основы технологии смыслового чтения

внедрить технологию смыслового чтения в урочную и внеурочную деятельность обучающихся при работе с текстом;

совершенствовать учебную и самостоятельную деятельность обучающихся на основе смыслового чтения.

Ожидаемые результаты:

создание условий для формирования у ребёнка готовности к саморазвитию, устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитание);

повышение успеваемости обучающихся и интересов к познавательной деятельности;

разработка серии уроков и внеклассных мероприятий, комплекта методических разработок и выступлений по проблеме;

повышение качества преподавания предмета и профессионализма учителя;

повышение качества преподавания на основе внедрения новых технологий

Актуальность темы.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС, который поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

ФГОС включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». У многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность обучающихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после чтения.

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий

зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования

не могут извлечь информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном

затрудняются кратко пересказать содержание

при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания

для чтения дети выбирают сказки, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера

Поэтому пришла необходимость формирования умения смыслового чтения у обучающихся. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом. Школьники сталкиваются с неумением находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Это подтверждают анализ уроков литературного чтения, комплексных и тестовых работ.

Навыки смыслового чтения являются основой для освоения содержания образования. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», « эффективно», продуктивно- важная задача учителя.

Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.

Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем - к чтению определённой литературы.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.



Реализация плана рассчитана на четыре года (2019-2023 гг.)

Этапы реализации

Этапы

Содержание работы

Сроки

Результат

Диагностический

1.Постановка проблемы.

2.Определение целей и задач работы над темой.

3.Изучение литературы и имеющегося опыта.

4.Формирование банка данных по проблеме.

2019-2020 уч.г.

- Изучение работ Н.Н. Светловской, Г.М. Первовой, Н. Е. Колгановой, М.В. Беденко, направленных на формирование читательской деятельности у обучающихся

- Курсы повышения квалификации учителей.

- Создание папки с данными.

Практический

1.Внедрение опыта работы: создание методической копилки с разработками уроков с использованием технологии смыслового чтения при работе с текстом и внеклассных мероприятий

2. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов и корректировка работы. Проведение мониторинга результатов качества знаний и активности детей

2020-2021 уч.г.


Методическая копилка







Результаты мониторинга

Обобщающий

Подведение итогов:

1. Накопление собственных наработок

2. Оформление результатов работы.

3. Представление материалов Оформление опыта работы в виде презентации

-Выступления на педсоветах, конференциях по теме самообразования

-Участие в работе РМО учителей нач. классов


2021 -2022 уч.г.


Презентация практических достижений педагогической деятельности


Внедренческий

1.Использование опыта работы в процессе дальнейшей педагогической деятельности

2. Распространение опыта

- Размещение материалов (статей, технологических карт уроков, сценариев) на педагогических сайтах

- Выступление на РМО учителей начальных классов, педсоветах и конференциях

2022 -2023 уч.г.

Свидетельства о публикациях

План самообразования на 2019/2020 учебный год

Основные направления

Содержание деятельности

Сроки реализации

Отметка о выпол-

нении

Профессиональное

1. Поиск и приобретение литературы по теме самообразования.


2. Участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Дрофа» в рамках темы по самообразованию


3. Подготовка к аттестации на 1-ую квалификационную категорию: разработка раздела программы и структурирование портфолио


4. Посещение РМО учителей начальных классов с целью обмена опытом


5. Разработка рабочих программ по предметам


6. Посещение уроков коллег


7.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации по теме «Педагогическая деятельность учителя в сфере начального общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта»


8. Изучение материалов сайтов по теме смообразования:

Информационный портал «Педсовет»

https://pedsovet.org/beta

Современный учительский портал

https://easyen.ru/

Учительский портал «Учителя»

http://uchitelya.com/

Всероссийский педагогический журанл

https://pedjournal.ru/

Образовательный портал «Учеба»

https://www.ucheba.ru/

Сайт Методического объединения учителей начальных классов

http://na4alo4ka.ucoz.ru/

Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога» - http://vestnikpedagoga.ru/


В течение года


В течение года



В течение года




Согласно плану РМО


Сентябрь


В течение года


Июнь






В течение года










Портфолио












Удостоверение

Психолого – педагогическое

1. Проведение мониторинга уровня сформированности УУД обучающихся 4 класса


2. Изучение методик для оценки влияния уровня сформированности навыка чтения на степень достижения предметных и метапредметных результатов

В течение года


Второе полугодие


Результата мониторинга


Папка с материалами, результаты мониторинга

Методическое

1. Изучение опыта работы лучших учителей начальных классов


2. Проведение недели чтения и грамотности для обучающихся начальной школы


3. Участие в районной панораме методических идей по грамотности


4. Выступление на РМО по теме «Использование технологии критического мышления на уроках ОПК»


5. Участие в конкурсе методических разработок урока по теме «Защита Отечества»


6. Выступление на педагогическом совете по теме «Приемы развития смыслового чтения»


7. Создание методической копилки с разработками уроков, сценариев внеклассных мероприятий, банка заданий для обучающихся в формате ВПР


8. Участие в дистанционных профессиональных конкурсах методических разработок на порталах:

Продленка

https://www.prodlenka.org/

Педпроспект

http://pedprospekt.ru/

Мир педагога

http://mir-pedagoga.ru/

В течение года


Ноябрь



Ноябрь



Декабрь




Февраль



II полугодие


В течение года




В течении года
































Папка с материалами





ИКТ

1. Оформление на рабочем столе систематизированных ЦОРов–заданий на формирования компетенций в области смыслового чтения при работе с текстом


2. Обновление персональной страницы на сайте «Мультиурок»


3. Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и математике для обучающихся на порталах:

Учи.ру

https://uchi.ru/

Ступенька

http://stupenka-konkurs.ru/

Мир педагога

http://mir-pedagoga.ru/

Лисенок

http://konkurs-lisenok.ru/index.html


Второе полугодие




В течение года


В течение года




Эл. папка с материалами















Охрана здоровья

1. Соблюдение гигиенических норм при работе с текстом


2. Инструктажи по ТБ


3. Поиск физкультминуток и их разучивание

В течение года


В течение года

Конец года




Журнал


Папка с физкультминутками в видео-формате

Литература:

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ.- М.6 просвещение, 2010.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, М. З. .Боболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010.

3.Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.

4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.

5.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. –М.: 2006.

6. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя. Начальная школа плюс До и После.- 2002 - № 8 – с.18 -22.

7. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования: [Монография] /О.В. Чиндилова. –М.: Баласс, 2010. – 208 с

8. Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009

Интернет – ресурсы:

1. Сайт для учителя «Я иду на урок начальной школы» http://nsc.1september.ru/urok/

2. Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/

3. Методические материалы для учителей начальных классов http://pedsovet.su/load/100

4. Компьютерный практикум для начальной школы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/117710/

5. Методические разработки http://www.uchportal.ru/

6. Конкурсы для учителей https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/contests

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации