План по самообразованию «Обучение младших школьников смысловому чтению через организацию работы с текстом».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шараповская средняя школа»
План самообразования
учителя начальных классов Мурашовой Людмилы Ивановны
Тема: «Обучение младших школьников смысловому чтению через организацию работы
с текстом»
с. Шарапово, 2019
Общие сведения об учителе
1 | Фамилия, имя, отчество | Мурашова Людмила Ивановна |
2 | Дата рождения | 23.05.1970г. |
3 | Домашний адрес | Нижегородская обл., Шатковский р-он, ул. Молодежная, д.21, кв.2 |
4 | Контактная информация | тел. +7(902)-300-66-49 e-mail luda.muraschowa@yandex.ru |
5 | Образование | высшее |
6 | Учебное заведение, год | Арзамасский педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2001 год |
7 | Предметы | Начальные классы |
8 | Стаж работы | 30 лет |
9 | В данном учебном заведении | 9 лет |
10 | Год повышения квалификации | 2019 год |
11 | Год прохождения аттестации | 2015 год |
12 | Классы преподавания | 4 |
13 | Уровень квалификации | Первая категория |
«Формирование компетенций обучающихся как фактор повышения профессионального мастерства педагогов».
Индивидуальная тема самообразования:
«Обучение младших школьников смысловому чтению через организацию работы с текстом».
Цель:
Формирование у обучающихся навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом
Задачи:
изучить теоретические основы технологии смыслового чтения
внедрить технологию смыслового чтения в урочную и внеурочную деятельность обучающихся при работе с текстом;
совершенствовать учебную и самостоятельную деятельность обучающихся на основе смыслового чтения.
Ожидаемые результаты:
создание условий для формирования у ребёнка готовности к саморазвитию, устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитание);
повышение успеваемости обучающихся и интересов к познавательной деятельности;
разработка серии уроков и внеклассных мероприятий, комплекта методических разработок и выступлений по проблеме;
повышение качества преподавания предмета и профессионализма учителя;
повышение качества преподавания на основе внедрения новых технологий
Актуальность темы.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС, который поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
ФГОС включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». У многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность обучающихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после чтения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования
не могут извлечь информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном
затрудняются кратко пересказать содержание
при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания
для чтения дети выбирают сказки, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера
Поэтому пришла необходимость формирования умения смыслового чтения у обучающихся. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом. Школьники сталкиваются с неумением находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Это подтверждают анализ уроков литературного чтения, комплексных и тестовых работ.
Навыки смыслового чтения являются основой для освоения содержания образования. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», « эффективно», продуктивно- важная задача учителя.
Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем - к чтению определённой литературы.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Реализация плана рассчитана на четыре года (2019-2023 гг.)
Этапы реализации
Этапы | Содержание работы | Сроки | Результат |
Диагностический | 1.Постановка проблемы. 2.Определение целей и задач работы над темой. 3.Изучение литературы и имеющегося опыта. 4.Формирование банка данных по проблеме. | 2019-2020 уч.г. | - Изучение работ Н.Н. Светловской, Г.М. Первовой, Н. Е. Колгановой, М.В. Беденко, направленных на формирование читательской деятельности у обучающихся - Курсы повышения квалификации учителей. - Создание папки с данными. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы: создание методической копилки с разработками уроков с использованием технологии смыслового чтения при работе с текстом и внеклассных мероприятий 2. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов и корректировка работы. Проведение мониторинга результатов качества знаний и активности детей | 2020-2021 уч.г. | Методическая копилка Результаты мониторинга |
Обобщающий | Подведение итогов: 1. Накопление собственных наработок 2. Оформление результатов работы. 3. Представление материалов Оформление опыта работы в виде презентации -Выступления на педсоветах, конференциях по теме самообразования -Участие в работе РМО учителей нач. классов | 2021 -2022 уч.г. | Презентация практических достижений педагогической деятельности |
Внедренческий | 1.Использование опыта работы в процессе дальнейшей педагогической деятельности 2. Распространение опыта - Размещение материалов (статей, технологических карт уроков, сценариев) на педагогических сайтах - Выступление на РМО учителей начальных классов, педсоветах и конференциях | 2022 -2023 уч.г. | Свидетельства о публикациях |
План самообразования на 2019/2020 учебный год
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выпол- нении |
Профессиональное | 1. Поиск и приобретение литературы по теме самообразования. 2. Участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Дрофа» в рамках темы по самообразованию 3. Подготовка к аттестации на 1-ую квалификационную категорию: разработка раздела программы и структурирование портфолио 4. Посещение РМО учителей начальных классов с целью обмена опытом 5. Разработка рабочих программ по предметам 6. Посещение уроков коллег 7.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации по теме «Педагогическая деятельность учителя в сфере начального общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта» 8. Изучение материалов сайтов по теме смообразования: Информационный портал «Педсовет» Современный учительский портал Учительский портал «Учителя» Всероссийский педагогический журанл Образовательный портал «Учеба» Сайт Методического объединения учителей начальных классов Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога» - http://vestnikpedagoga.ru/ | В течение года В течение года В течение года Согласно плану РМО Сентябрь В течение года Июнь В течение года | Портфолио Удостоверение |
Психолого – педагогическое | 1. Проведение мониторинга уровня сформированности УУД обучающихся 4 класса 2. Изучение методик для оценки влияния уровня сформированности навыка чтения на степень достижения предметных и метапредметных результатов | В течение года Второе полугодие | Результата мониторинга Папка с материалами, результаты мониторинга |
Методическое | 1. Изучение опыта работы лучших учителей начальных классов 2. Проведение недели чтения и грамотности для обучающихся начальной школы 3. Участие в районной панораме методических идей по грамотности 4. Выступление на РМО по теме «Использование технологии критического мышления на уроках ОПК» 5. Участие в конкурсе методических разработок урока по теме «Защита Отечества» 6. Выступление на педагогическом совете по теме «Приемы развития смыслового чтения» 7. Создание методической копилки с разработками уроков, сценариев внеклассных мероприятий, банка заданий для обучающихся в формате ВПР 8. Участие в дистанционных профессиональных конкурсах методических разработок на порталах: Продленка Педпроспект Мир педагога | В течение года Ноябрь Ноябрь Декабрь Февраль II полугодие В течение года В течении года | Папка с материалами |
ИКТ | 1. Оформление на рабочем столе систематизированных ЦОРов–заданий на формирования компетенций в области смыслового чтения при работе с текстом 2. Обновление персональной страницы на сайте «Мультиурок» 3. Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и математике для обучающихся на порталах: Учи.ру Ступенька Мир педагога Лисенок http://konkurs-lisenok.ru/index.html | Второе полугодие В течение года В течение года | Эл. папка с материалами |
Охрана здоровья | 1. Соблюдение гигиенических норм при работе с текстом 2. Инструктажи по ТБ 3. Поиск физкультминуток и их разучивание | В течение года В течение года Конец года | Журнал Папка с физкультминутками в видео-формате |
Литература:
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ.- М.6 просвещение, 2010.
2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, М. З. .Боболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010.
3.Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
5.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. –М.: 2006.
6. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя. Начальная школа плюс До и После.- 2002 - № 8 – с.18 -22.
7. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования: [Монография] /О.В. Чиндилова. –М.: Баласс, 2010. – 208 с
8. Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009
Интернет – ресурсы:
1. Сайт для учителя «Я иду на урок начальной школы» http://nsc.1september.ru/urok/
2. Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
3. Методические материалы для учителей начальных классов http://pedsovet.su/load/100
4. Компьютерный практикум для начальной школы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/117710/
5. Методические разработки http://www.uchportal.ru/
6. Конкурсы для учителей https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/contests