Статья «Обучение работе с текстом и стратегиям смыслового чтения как средство достижения метапредметных результатов»
Обучение работе с текстом и стратегиям смыслового чтения как средство достижения метапредметных результатов.
Игнатченко Екатерина Юрьевна
Учитель английского языка МАОУ «Гимназия при Главе МР «Сосногорск»
Хорошо известные слова сэра Ф.Бэкона: "Some books are to be tasted; others swallowed; some few to be chewed and digested" подтверждают, что чтение – это тоже пища, только духовная. Все дети хотят научиться читать, интуитивно догадываясь, что это умение – атрибут взрослости; ключ, раскрывающий все тайны. К сожалению, желание читать у многих современных детей пропадает ещё в начальной школе. Ведь чтение не состоит только в правильном соединении букв и образовании слов, предложений. Чтение любого текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. [1, c.83] Если выпадает одно звено, то некачественным и бессмысленным становится весь процесс чтения. Поэтому сегодняшние школьники так легко отодвигают книгу, становясь пассивными зрителями очередного мультфильма.
Вынужденные читать в школе, учащиеся не осмысливают информацию текста и действительно мучаются на уроках иностранного языка, где невозможно говорить о том, чего не понимаешь. Именно поэтому в новых ФГОС подчёркивается важность обучения смысловому чтению, которое относится к универсальным учебным действиям. В «Примерной основной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации», а также «понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». [3, c.201] Таким образом, целью смыслового чтения является полное понимание содержания текста, его деталей и осмысление информации для её дальнейшего практического применения. Вся технология смыслового чтения реализуется через выполнение предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. В зависимости от вида чтения (просмотровое, изучающее, поисковое) выбираются методы и приёмы работы с текстом [1, c.83].
К предтекстовым заданиям можно отнести
1.Прогнозирование содержание текста по заголовку. Например, «The best time for apples» (УМК Enjoy English 4). Учащиеся не только строят свои предположения об основной идее рассказа по заголовку, иллюстрациям, но и пытаются применить полученные ранее знания, составляют ассоциативные схемы. Будет эффективно организовать пары или малые группы для сравнения и уточнения своих предположений.
2. Если заглавие очень простое или, наоборот, содержит незнакомые слова, то можно использовать ассоциативные загадки. Например, перед работой с текстом-отрывком «The Last Inch» (УМК Enjoy English 9) можно организовать короткий просмотр отрывка из одноимённого фильма, использовать звуковые загадки ( рёв мотора самолёта, крик, шум воды и т.д.)
3. Задание на первичное «сканирование» текста с целью выявления незнакомых слов поможет снять языковые трудности при прочтении, а также определить основную идею текста.
4. Составление собственного текста по заданным словам. При этом достигаются различные метапредметные результаты: личностные (формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками), коммуникативные (построение монологического высказывания), познавательные (создание и применение знаков и символов для решения учебных и познавательных задач).
Текстовые задания также разнообразны и эффективны:
Чтение текста с остановками для обсуждения содержания каждого отрывка и прогнозом развития сюжета. Основной вопрос при каждой остановке : «Что будет дальше и почему?»
Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо («Кластер», «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт» позволит учащимся освоить целый спектр универсальных учебных действий. [4, c.75]
3.Вопросно-ответные упражнения, восстановление пропусков, перекодирование информации, мозаика, деление текста на абзацы, составление плана и т.д. полностью отвечают требованиям деятельностного подхода, так как учащиеся раскрывают содержание текста посредством собственной учебной деятельности [ 2, c.38]
Цель послетекстовых заданий - интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.
1.В качестве заданий можно предложить составление «белого стиха» или синквейна, составление таблицы «Плюс-минус-интересно», «З.Х.У», стратегии «Идеал», «Фишбон», «Рафт», «Денотатный граф».[4, c.75] Благодаря выше перечисленным заданиям, учащиеся овладеют умением структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий и т.д.
2.Для развития коммуникативных ууд можно использовать составление викторин, коллажей, презентаций. Например, чтение страноведческих текстов в рамках темы «Learning more about the United kingdom…» можно завершить составлением игры «Your game».
3. Использование материала текста позволит решить ряд коммуникативных задач. Для этого можно предложить составить диалоги с применением методов сравнения («The London Zoo and the Moscow Zoo» (УМК Enjoy English 6), а также ролевые игры.
Таким образом, обучение учащихся смысловому чтению теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД, развитие которых является основной современного образования. Овладение навыками смыслового чтения позволит учащимся осваивать программу более эффективно по всем предметам.
Литература:
1. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе// Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6.
2. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград: Учитель, 2012.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009.
4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. О.Б. Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина. СПб.: Каро, 2014.
Старшов Михаил Александрович