Факультативное занятие по смысловому чтению: работа с текстом «Змеи»
Класс: 3
Дата проведения: 19.03.2021г.
Наименование УМК: подходит для любого УМК
Тема урока: работа с текстом «Змеи».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся.
Задачи:
образовательные: совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстом, обучение умению находить ответы на вопросы в тексте;
развивающие: развитие умения анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения;
воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;
личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;
метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Методы: наглядный (презентация), словесный (беседа), практический (выполнение письменных заданий)
Приёмы: работа с ключевыми словами, высказывание предположений по новой теме, словарная работа, составление плана по содержанию текста
Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, листы для работы в паре, текст с текстом и заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Я начинаю наш урок со слов великого педагога К.Д. Ушинского
«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
- Что они означает это высказывание?
- Хотелось ли вам так читать? Готовы ли читать так?
II. Речевая разминка.
- Прочитайте, что написано на доске
Змея кусает не ради сытости, а ради лихости.
- Что вы прочитали? (пословицу)
_ Что такое пословица? (народная мудрость)
- О чем нам говорит эта народная мудрость??
- Прочитайте с вопросительной интонацией
- Прочитайте с утвердительной интонацией.
III. Работа с текстом
1. Работа с текстом до чтения. Постановка целей урока.
А) Подготовка к восприятию.
Отгадайте загадку:
- У кого на парте лежит зеленый листок? Прочитай, пожалуйста, что там написано…
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря –
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит… (змея)
- Что прочитал Даниил ты сейчас? (Загадку)
- А что такое загадка? (Жанр устного народного творчества.)
А теперь глубоко вдохнули и на одном выдохе как змеи прошипели все, губы трубочкой: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…»
Еще раз глубокий вдох и прерывистое шипение выполнили, губы в улыбочке растянули : «шш—шш—шш—шш»
- Расшифруйте запись. (DЗRWМJSЕQVGИ – змеи)
- Головоломка, поможет вам определить о ком мы сегодня будем читать..
- Кто такие змеи?
- Что вы знаете о змеях?
(Змея – животное, тело которых покрыто чешуёй. Относится к классу пресмыкающихся, к отряду чешуйчатых.)
Б) Постановка целей урока. Определите тему урока.
(Чтение текста про змей)
- Что же мы должны сделать сегодня на уроке?
Цели: прочитать и понять рассказ …
-Посмотрите на слайд. Здесь выписаны ключевые слова, предположите, о чем будет идти речь в предлагаемом тексте? (легенда, линька, предупреждение, польза)
2. Работа с текстом во время чтения.
1). Первичное чтение.(Учителем)
- Возьмите карандаш и по ходу чтения помечаете все неизвестные вам слова.
- Ребята, о ком этот текст?
- Что нового для себя вы открыли?
- Совпали ли ваши первоначальные предположения?
- К какому типу текста мы отнесём данный текст?
- Докажите, что это описание. (В тексте –описании много слов, отвечающих на вопрос КАКОЙ, те прилагательных. Записали тип текста на листочек в задании №2
2). Словарная работа.
- Значение, каких слов было непонятно?
Легенда – особый прозаический жанр, отличающийся от сказки. Предание о каких-то исторических событиях. В легенде рассказывается о чуде, а чудо воспринимается как правда.
Цепенеет – становится твердым и неподвижным.
Веки – подвижные кожно- мышечные складки, которые при смыкании защищают органы зрения от пыли, грязи и других инородных частиц.
Линька – сбрасывание старой кожи на новую.
Сыворотка – лечебное средство, которое помогает предотвратить или ослабить эффект яда при ее введении пострадавшему.
3). Повторное чтение.
- Прежде чем приступить к повторному чтению, прочитайте сложные слова сначала по слогам, потом с ударение, потом всё слова сразу.
На доске слова : немигающий, полупрозрачную, лакированная
Физминутка (Алфавитная змейка)
- Сейчас будем читать текст по цепочке ( каждый по предложению), выполняя задание: по ходу чтения разделите рассказ на смысловые части.
Чтение по цепочке.
- Сколько смысловых частей у вас получилось?
Прочитает первую часть приемом «Серединка» (при помощи линейки) Артур.
- Ребята, кто цепенеет от взгляда змей? Почему?
- Какова тема этой части? Какие слова, отражающие суть этой части?
Прочитайте 2часть как будто бы это сама змея о себе рассказывает. Какое по темпу это будет чтение? (медленное, протяжное).
- Что происходит со змеями?
- Как это происходит?
- Слово окошечки в прямом или переносном значении употреблено?
- Какая основная тема этой части?
Прежде чем приступить к чтению 3-й части. Послушайте задание: читая 3-ю часть, подчеркните 2 слова, которые отражаю тему этой части. Приступаем читать внутренней речью, те про себя.
И 4-ю часть «жужжащим чтением» (вполголоса одновременно).
- В чем заключается польза змей?
Сейчас вы поработаете в парах, напишите заглавие частям текста и проверите, правильно ли вы указали части.
- Надпомните мне, пожалуйста, что такое план.
Для слабых детей . (расставить последовательность событий)
План
1. Немигающий взгляд змеи.
?. Линька.
?. Шипение змеи.
?. Польза змей. .
Проверка парной работы. (по эталону)
5. Нейрогимнастика
3. Работа с текстом после чтения.
- Каким образом змея предупреждает окружающих о своём присутствии? Найдите и подчеркните ответ в тексте. (взаимопроверка)
В задании 6, используя слова для справок подберите и запишите слова синонимы.
(Доп.зад. 7,8,9)
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответа можете воспользоваться «словами –помощниками»:
-«Меня удивило в тексте…»
-«Был(а) поражен…»
-«Меня заставило задуматься…»
IV. Итог урока.
- Для чего и зачем нам надо обращаться к справочной научной литературе, к энциклопедиям?
Выберите правильный ответ.( на слайде)
1. Чтобы интересно было жить.
2. Чтобы быть умными.
3. Чтобы расширять свои знания точной научно доказанной информацией.
- Вернемся к пословице, почему я урок начала именно с неё?
- В чём заключается главная мысль рассказа? (Змея укусом только защищает себя)
V. Рефлексия.
- Сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке.
Зелёный смайлик - урок прошел удачно. Я активно участвовал в работе классе, с заданием справился успешно. Я доволен собой.
Жёлтый смайлик - сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
Красный смайлик - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.
Спасибо за урок!
Самоанализ факультативного занятия «Смысловое чтение» в 3 классе Тема: работа с текстом «Змеи»
В классе обучаются 12 детей: восемь мальчиков и четыре девочки. Состав данного класса неоднороден. Высокий уровень знаний, стабильная работоспособность, быстрый и продуктивный темп учебной деятельности, стойкий интерес к учебным заданиям у пяти обучающихся. Средний уровень знаний, средний темп работоспособности, нестойкий интерес к учебным заданиям у двух обучающихся. Низкий уровень знаний, низкая и неустойчивая работоспособность, медленный темп учебной деятельности, слабый интерес к учебным заданиям у пяти учащихся.
Данный урок проходил в третьем классе, в соответствии с КТП.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: работа с текстом.
Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
образовательные: совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстом, обучение умению находить ответы на вопросы в тексте;
развивающие: развитие умения анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения;
воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;
личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;
метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Методы: наглядный (презентация), словесный (беседа), практический (выполнение письменных заданий)
Приёмы: работа с ключевыми словами, высказывание предположений по новой теме, словарная работа, составление плана по содержанию текста
Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, листы для работы в паре, текст с текстом и заданиями.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Структура урока по технологии продуктивного чтения включает в себя три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Данная технология способствует пониманию читаемого текста на уровне смысла.
На этапе «Работа с текстом до чтения» была проведена речевая разминка, разгадывание загадки, головоломки – этот вид упражнения вырабатывает внимание к слову и его частям. Также этот этап включает антиципацию – предугадывание предстоящего чтения, после чего обучающиеся сами определили тему урока.
На этапе «Работа с текстом во время чтения», для того чтобы чтение было продуктивным, я использовала ряд упражнений, направленных на формирование правильности, беглости, сознательности и выразительности чтения. Такие упр. как «Серединка», «Прочитай как змейка», «Чтение про себя», «Жужжащее чтение». Обучающиеся самостоятельно разбивали текст на смысловые части, и сравнили правильность задания с эталоном. На данном этапе было проведено кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь», «Змейка» (нейрогимнастика), которые стимулирует познавательные и интеллектуальные способности, а также развивает мелкую моторику рук. На втором этапе происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимися.
На этапе «Работа с текстом после чтения» прослеживалась работа практического направления: найди ответ на вопрос и подчеркни его в тексте, отметь рисунок, соответствующий тексту и выявление ответа на проблемный вопрос, зачем же нужно читать тексты научного стиля.
Предупреждение переутомления на уроке осуществлялось за счет физкультминутки, которая была проведена в виде закрепления алфавита и развитие координации движения.
На уроке поддерживался оптимальный психологический режим.
На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (упражнение).
В конце урока была проведена рефлексия. По моему мнению, урок прошёл на достаточном эмоциональном уровне. Урок поставленных целей достиг.
Приложение к уроку.
Учебно-методический комплет О.Н.Крылова "Чтение. Работа стекстом 3 кл." , вариант 11 и презентация к уроку.