Факультативное занятие по смысловому чтению: работа с текстом «Змеи»

5
0
Материал опубликован 24 March 2021 в группе

Класс: 3

Дата проведения: 19.03.2021г.

Наименование УМК: подходит для любого УМК

Тема урока: работа с текстом «Змеи».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся.

Задачи:

образовательные: совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстом, обучение умению находить ответы на вопросы в тексте;

развивающие: развитие умения анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения;

воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Методы: наглядный (презентация), словесный (беседа), практический (выполнение письменных заданий)

Приёмы: работа с ключевыми словами, высказывание предположений по новой теме, словарная работа, составление плана по содержанию текста

Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык, литературное чтение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, листы для работы в паре, текст с текстом и заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Я начинаю наш урок со слов великого педагога К.Д. Ушинского

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

- Что они означает это высказывание?

- Хотелось ли вам так читать? Готовы ли читать так?

II. Речевая разминка.

- Прочитайте, что написано на доске

Змея кусает не ради сытости, а ради лихости.

- Что вы прочитали? (пословицу)

_ Что такое пословица? (народная мудрость)

- О чем нам говорит эта народная мудрость??

- Прочитайте с вопросительной интонацией

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

III. Работа с текстом

1. Работа с текстом до чтения. Постановка целей урока.

А) Подготовка к восприятию.

Отгадайте загадку:

- У кого на парте лежит зеленый листок? Прочитай, пожалуйста, что там написано…

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря –

Она легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит… (змея)

- Что прочитал Даниил ты сейчас? (Загадку)

- А что такое загадка? (Жанр устного народного творчества.)

А теперь глубоко вдохнули и на одном выдохе как змеи прошипели все, губы трубочкой: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…»

Еще раз глубокий вдох и прерывистое шипение выполнили, губы в улыбочке растянули : «шш—шш—шш—шш»

- Расшифруйте запись. (DЗRWМJSЕQVGИ – змеи)

- Головоломка, поможет вам определить о ком мы сегодня будем читать..

- Кто такие змеи?

- Что вы знаете о змеях?

(Змея – животное, тело которых покрыто чешуёй. Относится к классу пресмыкающихся, к отряду чешуйчатых.)


Б) Постановка целей урока. Определите тему урока.

(Чтение текста про змей)

- Что же мы должны сделать сегодня на уроке?

Цели: прочитать и понять рассказ …


-Посмотрите на слайд. Здесь выписаны ключевые слова, предположите, о чем будет идти речь в предлагаемом тексте? (легенда, линька, предупреждение, польза)

2. Работа с текстом во время чтения.

1). Первичное чтение.(Учителем)

- Возьмите карандаш и по ходу чтения помечаете все неизвестные вам слова.

- Ребята, о ком этот текст?

- Что нового для себя вы открыли?

- Совпали ли ваши первоначальные предположения?

- К какому типу текста мы отнесём данный текст?

- Докажите, что это описание. (В тексте –описании много слов, отвечающих на вопрос КАКОЙ, те прилагательных. Записали тип текста на листочек в задании №2

2). Словарная работа.

- Значение, каких слов было непонятно?

Легенда – особый прозаический жанр, отличающийся от сказки. Предание о каких-то исторических событиях. В легенде рассказывается о чуде, а чудо воспринимается как правда.

Цепенеет – становится твердым и неподвижным.

Веки – подвижные кожно- мышечные складки, которые при смыкании защищают органы зрения от пыли, грязи и других инородных частиц.

Линька – сбрасывание старой кожи на новую.

Сыворотка – лечебное средство, которое помогает предотвратить или ослабить эффект яда при ее введении пострадавшему.

3). Повторное чтение.

- Прежде чем приступить к повторному чтению, прочитайте сложные слова сначала по слогам, потом с ударение, потом всё слова сразу.

На доске слова : немигающий, полупрозрачную, лакированная

Физминутка (Алфавитная змейка)

- Сейчас будем читать текст по цепочке ( каждый по предложению), выполняя задание: по ходу чтения разделите рассказ на смысловые части.

Чтение по цепочке.

- Сколько смысловых частей у вас получилось?

Прочитает первую часть приемом «Серединка» (при помощи линейки) Артур.

- Ребята, кто цепенеет от взгляда змей? Почему?

- Какова тема этой части? Какие слова, отражающие суть этой части?

Прочитайте 2часть как будто бы это сама змея о себе рассказывает. Какое по темпу это будет чтение? (медленное, протяжное).

- Что происходит со змеями?

- Как это происходит?

- Слово окошечки в прямом или переносном значении употреблено?

- Какая основная тема этой части?

Прежде чем приступить к чтению 3-й части. Послушайте задание: читая 3-ю часть, подчеркните 2 слова, которые отражаю тему этой части. Приступаем читать внутренней речью, те про себя.

И 4-ю часть «жужжащим чтением» (вполголоса одновременно).

- В чем заключается польза змей?

Сейчас вы поработаете в парах, напишите заглавие частям текста и проверите, правильно ли вы указали части.

- Надпомните мне, пожалуйста, что такое план.

Для слабых детей . (расставить последовательность событий)

План

1. Немигающий взгляд змеи.

?. Линька.

?. Шипение змеи.

?. Польза змей. .

Проверка парной работы. (по эталону)

5. Нейрогимнастика

3. Работа с текстом после чтения.

- Каким образом змея предупреждает окружающих о своём присутствии? Найдите и подчеркните ответ в тексте. (взаимопроверка)

В задании 6, используя слова для справок подберите и запишите слова синонимы.

(Доп.зад. 7,8,9)

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответа можете воспользоваться «словами –помощниками»:

-«Меня удивило в тексте…»

-«Был(а) поражен…»

-«Меня заставило задуматься…» ​​​​​​​

IV. Итог урока. 

- Для чего и зачем нам надо обращаться к справочной научной литературе, к энциклопедиям?

Выберите правильный ответ.( на слайде)

1. Чтобы интересно было жить.

2. Чтобы быть умными.

3. Чтобы расширять свои знания точной научно доказанной информацией.

- Вернемся к пословице, почему я урок начала именно с неё?

- В чём заключается главная мысль рассказа? (Змея укусом только защищает себя)

V. Рефлексия.

- Сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке.

Зелёный смайлик - урок прошел удачно. Я активно участвовал в работе классе, с заданием справился успешно. Я доволен собой.

Жёлтый смайлик  - сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный смайлик - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.

Спасибо за урок!

Самоанализ факультативного занятия «Смысловое чтение» в 3 классе Тема: работа с текстом «Змеи»

 В классе обучаются 12 детей: восемь мальчиков и четыре девочки. Состав данного класса неоднороден. Высокий уровень знаний, стабильная работоспособность, быстрый и продуктивный темп учебной деятельности, стойкий интерес к учебным заданиям у пяти обучающихся. Средний уровень знаний, средний темп работоспособности, нестойкий интерес к учебным заданиям у двух обучающихся. Низкий уровень знаний, низкая и неустойчивая работоспособность, медленный темп учебной деятельности, слабый интерес к учебным заданиям у пяти учащихся.

Данный урок проходил в третьем классе, в соответствии с КТП.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: работа с текстом.

Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

образовательные: совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстом, обучение умению находить ответы на вопросы в тексте;

развивающие: развитие умения анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения;

воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Методы: наглядный (презентация), словесный (беседа), практический (выполнение письменных заданий)

Приёмы: работа с ключевыми словами, высказывание предположений по новой теме, словарная работа, составление плана по содержанию текста

Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык, литературное чтение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, листы для работы в паре, текст с текстом и заданиями.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Структура урока по технологии продуктивного чтения включает в себя три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Данная технология способствует пониманию читаемого текста на уровне смысла.

На этапе «Работа с текстом до чтения» была проведена речевая разминка, разгадывание загадки, головоломки – этот вид упражнения вырабатывает внимание к слову и его частям. Также этот этап включает антиципацию – предугадывание предстоящего чтения, после чего обучающиеся сами определили тему урока.

На этапе «Работа с текстом во время чтения», для того чтобы чтение было продуктивным, я использовала ряд упражнений, направленных на формирование правильности, беглости, сознательности и выразительности чтения. Такие упр. как «Серединка», «Прочитай как змейка», «Чтение про себя», «Жужжащее чтение». Обучающиеся самостоятельно разбивали текст на смысловые части, и сравнили правильность задания с эталоном. На данном этапе было проведено кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь», «Змейка» (нейрогимнастика), которые стимулирует познавательные и интеллектуальные способности, а также развивает мелкую моторику рук. На втором этапе происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимися.

На этапе «Работа с текстом после чтения» прослеживалась работа практического направления: найди ответ на вопрос и подчеркни его в тексте, отметь рисунок, соответствующий тексту и выявление ответа на проблемный вопрос, зачем же нужно читать тексты научного стиля.

Предупреждение переутомления на уроке осуществлялось за счет физкультминутки, которая была проведена в виде закрепления алфавита и развитие координации движения.

На уроке поддерживался оптимальный психологический режим.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (упражнение).

В конце урока была проведена рефлексия. По моему мнению, урок прошёл на достаточном эмоциональном уровне. Урок поставленных целей достиг.


                                                                                                   Приложение к уроку.

Учебно-методический комплет О.Н.Крылова "Чтение. Работа стекстом 3 кл." , вариант 11 и презентация к уроку.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации