План работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 146
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛАН РАБОТЫ ТЬЮТОРА
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
1 адаптивный класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Деева Марина Михайловна
Тьютор.
г. Екатеринбург
2023
Годовой план тьютора
на учебный год
Цель: индивидуальное сопровождение обучающихся;
В*****а Р*****а,
В******в В******р,
С***а М*****а,
Обучающиеся 1 «Д» адаптивном классе, лица с ОВЗ. Обучении и успешное включение в среду образовательного учреждения, МАОУ СОШ № 146
Задачи:
Разработка и реализация комплекса мер по созданию комфортных условий для обучения в классе, включающих рациональную организацию рабочего места, выделение зоны отдыха и адаптацию других пространств, где находится обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация способствует развитию учащихся за счёт их интеграции в среду сверстников и классное сообщество, а также за счёт формирования благоприятного климата межличностных отношений в коллективе.
Оказание необходимой поддержки обучающемуся в процессе освоения адаптированной образовательной программы, включая меры по преодолению трудностей в образовательной деятельности. При необходимости производится корректировка программы и учебных материалов с опорой на зону ближайшего развития, ресурсы и индивидуальные психофизические особенности обучающегося.
Реализация комплексного подхода к сопровождению обучающегося предполагает организацию взаимодействия с различными специалистами, включая учителей, педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога-дефектолога и медицинских работников. Для достижения наилучших результатов обеспечивается преемственность и последовательность в работе данных специалистов с обучающимся.
Осуществление взаимодействия с родителями обучающегося с ОВЗ:
включение родителей в процесс обучения и воспитания;
формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;
содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в развитии.
Функции тьютора:
Диагностическая:
В рамках системного подхода к сопровождению обучающихся проводится сбор и систематизация данных об их индивидуальных особенностях, а именно: интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении. Осуществляется регулярный мониторинг положительной динамики развития: В*****а Р****а
В*****в В*****р
С****а М*****а.
Прогностическая:
Проведение анализа и оценки потенциала обучающегося, направленных на выявление возможностей и ресурсов, способствующих преодолению его психолого-педагогических затруднений. Разработка комплекса мер и процедур, регламентирующих тьюторское сопровождение в образовательной среде, разработка и реализация адаптированной образовательной программы для В*****а Р****а, В*****в В****р, С*****а М*****а.
Регулятивная:
Реализация индивидуального подхода к обучающимся В****у Р*****у, В*****у В****у и С****у М*****у, направленного на оказание необходимой помощи в их адаптации и интеграции в образовательную среду школы. Обеспечение поддержки в преодолении возникающих трудностей и проблем.
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися Р*****м В****м, В******м В*****м и М*****м Солоповым с целью улучшения их образовательных результатов.
Обеспечение инклюзивности образовательного процесса путем привлечения соответствующих специалистов школы.
Организация консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам обучения и развития их детей.
Аналитическая:
Организация комплексного мониторинга динамики развития обучающихся В*****а Р****а, В*****а В****а и С****а М*****а, включающего анализ их учебных достижений и личностного роста с целью оптимизации образовательного процесса.
Оценка результативности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы (ФГОС НОО ОВЗ) с последующей индивидуализацией образовательных траекторий и внесением необходимых корректировок в методы обучения.
Организация деятельности тьютора
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений ребёнка с социумом школы. | |
Тьютор и воспитанник с ОВЗ. | Тьютор: Взаимодействуя с обучающимся, специалист формирует доверительные и эмоционально насыщенные межличностные отношения, выступая в качестве проводника, защитника, представителя его потребностей и одновременно как организующая и гармонизирующая сила в образовательной среде. Осуществляет регулирование эмоционального состояния обучающегося, содействуя разрешению конфликтных ситуаций, обеспечивая эмоциональную стабильность и мотивационную поддержку. Организует наблюдение за физическим состоянием обучающегося, при необходимости предоставляя возможность кратковременного отдыха в специальном помещении или зоне уединения. Организует образовательную деятельность обучающегося, дозируя учебную нагрузку с учётом его индивидуальных особенностей. |
Тьютор и учитель | Тьютор обсуждает с учителем: цели и задачи образовательной работы; Анализ потенциальных факторов, затрудняющих образовательный процесс, включая внешние помехи (например, посторонний шум при взаимодействии тьютора и обучающегося), случаи самовольного ухода с занятий и возвращения, а также индивидуальные особенности характера и специфику поведенческих проявлений обучающегося. Разработка наиболее эффективных стратегий взаимодействия между обучающимся, воспитателем и тьютором, направленных на оптимизацию образовательного процесса. |
Тьютор и родители | Тьютор: Обеспечивает обратную связь с родителями (законными представителями) обучающегося, предоставляя информацию о динамике его дня, отмечая успехи и трудности, с которыми он сталкивается. Предоставляет разъяснения и ответы на запросы родителей (законных представителей) обучающегося. Осуществляет методическое и практическое сопровождение родителей (законных представителей) обучающихся, предоставляя рекомендации по вопросам образования и воспитания. |
Тьютор и другие специалисты (педагог-психолог, музыкальный работник, медицинские работники, и др.). | Тьютор: Инициирует внесение предложений по оптимизации образовательного процесса и повышению эффективности взаимодействия с обучающимися. Участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, адаптированных к потребностям обучающегося. Оказывает поддержку и помощь в процессе проведения занятий и мероприятий, адаптируя задания и помогая сориентироваться. |
Обучающийся с ОВЗ и учитель Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции, задания | Для этого тьютор: привлекает внимание ребенка к учителю, заданию: «Смотри на … (имя учителя), слушай…»; «смотри на доску»; «возьми карандаш …»; «положи правильно тетрадь»; «посмотри на образец» «начнём с …» и т.д. |
Обучающийся с ОВЗ и тьютор Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию) | Регулирует организацию рабочего места, обучающегося в соответствии с установленными нормативами. Сопоставляет учебные задания, предлагаемые учителем, с потенциальными возможностями учащегося. В случае неполного выполнения учебного задания в отведённое время организует его завершение во внеурочное время в удобном для обучающегося режиме. Определяет подходящий момент для прекращения выполнения текущего учебного задания и переключения внимания на новое, принимая во внимание индивидуальные особенности учащегося. Если общее учебное задание, предназначенное для всех учащихся, оказывается сложным для понимания конкретного учащегося, то он продолжает работать с ним над предыдущим незавершенным заданием. |
Обучающейся с ОВЗ и другие дети Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам (или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему. | Для этого тьютор: наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению. например, сосед по парте просит у ребенка карандаш нужного цвета, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш синий» – «Спасибо» «Возьми обратно», «Спасибо». |
Обучающийся с ОВЗ и родители Ребенок, придя в школу, прощается с родителями. По окончании пребывания в школе – встречает родителей и прощается с тьютором и учителем. | Для этого тьютор: Способствует налаживанию общения между учащимся и его родителями (законными представителями) в условиях школы, помогая учащемуся представить информацию о событиях дня, продемонстрировать результаты своей творческой деятельности и познакомить с готовыми работами. Создаёт условия, для взаимодействия, обучающегося с родителями других детей в формате коротких реплик. Помогает учащемуся выстраивать коммуникацию с родителями (законными представителями) в условиях образовательного учреждения: помогает рассказать, чем он занимался в школе, и познакомить с одноклассниками. |
Основные виды деятельности тьютора:
Информационное обеспечение
Организационная деятельность
Учебно-методическая деятельность
Диагностико – аналитическая деятельность.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Информационно-правовая | |||
Совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области инклюзивного образования, направленное на обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе. | В течение года | Тьютор | |
Консультации для педагогов | В течение года по запросу | Тьютор | |
Создание наглядных, демонстрационных и печатных материалов, включающих методические и практические руководства по организации образовательного процесса (ООП) для обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также информационно-методические материалы для родителей по развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оказание методической и организационной поддержки специалистам с целью подготовки творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, праздничных и других мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении. Продвижение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством участия в выставках творческих работ, спортивных соревнованиях, праздничных и других мероприятиях, организуемых в образовательной организации. | В течение года | Тьютор | |
Организационная деятельность | |||
1. | Создание условий для индивидуализации процесса обучения | Ежедневно | Тьютор, учителя, специалисты |
2. | Участие обучающегося с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в школе с учетом возможностей и интересов ребёнка. | В течение года | Тьютор, специалисты, учителя |
3. | Разработка документов | В течение года | Тьютор |
Учебно-методическая деятельность | |||
1. | Работа по самообразованию. Тема: «сенсорная интеграция. Диагностика и коррекция сенсорных функций», «Методика преподавания математики для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ФГОС» | В течение года | Тьютор |
2. | Участие в педагогических советах школы, на совещаниях специалистов инклюзивного обучения. | По плану работы СОШ, в течение года | Тьютор |
3. | Подготовка к празднику «День учителя» | Октябрь | Тьютор, специалисты, учителя, родители учащиеся |
4 | Развлечение «День доброты в школе» | ноябрь | Тьютор, учителя, специалисты. |
5 | Спортивное развлечение, привлечение детей с ОВЗ к систематическим физкультурно - оздоровительным и спортивным занятиям. | декабрь | Тьютор, специалисты, учителя, родители учащиеся |
6 | Подгатоака к встречи нового года, оформление помещения школы. Участие в конкурсе «Зимняя сказка на стекле». | Декабрь | Тьютор, специалисты, учителя, родители учащиеся |
7 | «акция«Старый новый Год - День вязанных новогодних свитерков, ободочков и колпачков» | Январь | Тьютор, специалисты, учителя, родители учащиеся |
8 | Классный час. В наших сердцах – подвиг Ленинграда. | Январь | Тьютор, учитель, учащиеся |
9 | Подготовка к празднованию «День защитника Отечества» | Февраль | Тьютор, учитель, учащиеся |
10 | Подготовка к празднованию «Международный женский день» | Март | Тьютор, специалисты, учителя, родители учащиеся |
11 | Квест игра по речевому развитию младших школьников «В гостях у сказки». | март-апрель | Тьютор, специалисты, |
Диагностико-аналитическая деятельность | |||
1. | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | Тьютор |
2. | Анализ работы тьютора за учебный год, задачи на новый учебный год. | Май | Тьютор |
Приложение
Учебно-методический материал материал: