12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ксения127
Выпускница РГПУ имени Герцена, факультет коррекционной педагогики (2012 год). Работаю в коррекционной школе VIII вида учителем надомного обучения и воспитателем группы продленного дня. Совмещаю с частной практикой(логопедия)
Россия, Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Цель: формирование у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

Основные задачи:

развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

получение элементарных сведений о труде в жизни человека;

формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении;

обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);

развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

развитие речи;

коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей.

Общая характеристика учебного предмета

На уроках труда первоклассники приобретают простейшие технологические знания глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у первоклассников как зрительного, так и тактильного восприятия.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюда­тельности, воображения, речи, пространственной ориенти­ровки, а также недостатков физического развития, особен­но мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках способствует развитию самостоятельности уча­щихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особен­ностей.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

Описание места учебного предмета в учебном плане

Общее количество часов в год 66 ч. Количество часов в неделю –2часа, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения АООП общего образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.

Программа «Технология. Ручной труд» в первом классеопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

Содержание учебного предмета.

Программа «Технология. Ручной труд» в дополнительном первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

«Человек и труд». «Урок труда».

Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.

«Работа с глиной и пластилином»

Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.

Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).

Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами»

Организация рабочего места работе с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

Способы соединения деталей (пластилин).

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)

Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

«Работа с бумагой»

Организация рабочего места при работе с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

Виды работы с бумагой:

Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.

Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.

Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.

Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);

Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с нитками»

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.

Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».

Содержание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:

с изобразительным искусством - композиционное расположение изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного сочетания цветов, украшение изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.

с речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок; ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению);

с математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина), назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическим материалом: треугольник, квадрат прямоугольник, круг овал; шар; положение предметов в пространстве, на плоскости;

с миром природы и человека - сезонные изменения, узнавание и называние объектов живой и неживой природы.

Это обеспечивает лучшее усвоение учебного материала, коррекционную направленность трудового обучения и прочную связь уроков ручного труда с другими учебными дисциплинами.

Тематическое планирование

/п

Разделы

Кол-во часов

2

Работа с природным материалом

7

3

Работа с пластилином

15

4

Работа с бумагой и картоном

34

5

Работа с нитками

10

6.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

 

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе: Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд 1 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующихадапт. основные общеобразоват. программы/Л. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2017. - 103 с.

Методический наглядный материал.

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Принтер.

3. Интерактивная доска.

4. Магнитная доска

Минимальное необходимое оборудование уроков ручного труда в первом классе:

индивидуальное рабочее место;

простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, короткие иглы с затупленным острием и большим ушком, в которое можно вдеть толстую нитку (рекомендуются использовать при обучении детей шитью. Размеры: от 13 до 26), цветные шнурки обувные (короткие, длинные); пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора, цветные шнурки обувные (короткие, длинные);

материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки, тростниковая трава) и др.;

7. Особенности преподавания данного учебного предмета данному ученику.

Сергей обучается по адаптивной образовательной программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (УМК Баряевой Л.Б. Яковлевой Н.Н.).В контакт вступает легко. Внимание неустойчивое. Концентрация произвольного внимания низкая. Способность к распределению и переключению внимания развита недостаточно. Память механическая, кратковременная. Уровень развития мыслительной деятельности ниже возрастной нормы. Сережа знает, соотносит и называет цвета. Выполняет задания на соотнесение фигур по цвету, форме, величине. Знает названия основных цветов и некоторых оттенков, геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Выделяет 1,2,3 и много предметов из группы, соотносит количество 1,2,3 с количеством пальцев. Играет со строительными материалами и дидактическими игрушками. Узнает элементарные знакомые постройки. Создает простейшие постройки из строительного материала и палочек по образцу. При создании конструкции понимает слова, используемые педагогом: «возьми», «поставь». «кубик», «кирпичик», «палочка» и т.п. Проявляет интерес к занятиям с пластилином, с удовольствием выполняет аппликацию с учителем. По просьбе взрослого находит и показывает предметы ( природный материал), который необходим для выполнения поделки. Мелкая моторика развита недостаточно. Сережа умеет застегивать и растегивать пуговицы, молнию, кнопки, крючки, вставлять вкладыши, сжимать прищепки, выполняет шнуровку с незначительной помощью взрослого, умеет держать ручку,карандаш, кисточку, фломастер и рисовать ими совместно со взрослым. Дорисовывает детали с помощью учителя. Навыки самообслуживания сформированы. Эмоционально-волевая сфера неустойчива, мальчику характерны : двигательная суетливость, непоседливость, непредсказуемость, затруднение самоконтроля, эмоциональная возбужденность. В учебной деятельности нуждается в стимулирующей, разъясняющей и регулирующей помощи со стороны педагога.Исходя из вышеперечисленных положений, программный материал по предмету для данного ребенка направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающегося.

Календарно- тематическое планирование по ручному труду в 1 классе (надомное обучение).

 

Тема (раздел)

Дата (план)

Дата (факт)

Тема урока

Кол-во часов на тему

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

1

Работа с бумагой.

   

Сделай из бумаги, пластилина, что умеешь

3

Формирование представлений у детей о разнообразном предметном природном мире (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек), который является для художников и мастеров источником фантазии и воплощением их в материале (образцы изображений предметов природного мира, сделанные из разных поделочных материалов: фигурки из глины и пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.).

 

Иметь представления о предметном мире.

Ознакомление с предметным рукотворным миром и трудовой деятельностью человека в процессе, которой создаются эти предметы, с использованием иллюстрациях и дополнительных электронных образовательных ресурсов и др.

Называть предметы, изображенные на картинках.

Сравнивать, думать определять и отвечать на вопросы учителя о предметах, созданных природой и сделанных руками человека.

Запоминать, что относится к материалам, а что к инструментам.

 

2

   

Собачка из бумаги

 

Складывание собачки из бумаги.

3

   

Пингвин из бумаги

 

Складывание пингвина из бумаги.

4

Работа с природными материалами.

   

Экскурсия в парк «Наблюдения за изменениями в природе».

3

Развитие активного словаря происходит в процессе ознакомления с предметами, материалами и инструментами.

Формирование представлений у детей о разнообразном предметном природном мире (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек) Развитие представлений о природных материалах, их свойствах, применении.

Формирование знаний о засушенных листьях и шишках.

Овладевать знаниями о природных материалах.

Различать разные виды природных материалов.

Вспоминать, узнавать и называть породы деревьев.

5

   

Экскурсия в парк «Осенние изменения в природе».

 

Развитие активного словаря происходит в процессе ознакомления с предметами, материалами и инструментами.

Формирование представлений у детей о разнообразном предметном природном мире (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек)

6

   

Экскурсия в парк «Сбор природного материала».

 

Формирование представлений у детей о разнообразном предметном природном мире (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек)

Сбор осенних листьев для дальнейшего использования на уроках труда.

7

Работа с пластилином.

   

Как работать с пластилином

2

Формирование умения анализировать объект, выделяя его характерные признаки: форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал.

Объяснение технологии изготовления изделий из пластилина (аппликации, объемные).

Формирование умения внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделия и выполнять задание с опорой на образец, повторяя все действия за учителем.

Обучение элементарным приемам работы с пластилином.

Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина

Повторять за учителем планирование хода работы над изделием.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки работы с пластилином.

Понимать графические изображения.

Овладевать элементарными приемами работы с пластилином.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из пластилина.

8

   

Приемы работы с пластилином. Яблоко.

 

Разминание пластилина.

Технология выполнения приема: разминание пластилина (твердый пластилин мять сильными движениями рук – то левой, то правой рукой). С мягким пластилином работают легко и осторожно.

Отщипывание кусочков пластилина.

Размазывание пластилина по картону.

Технология выполнения приема: размазывания пластилина (сначала большим пальцем, затем указательным, средним, безымянным и мизинцем с усилием размазать пластилин по картону, получив пятно).

Задание: Сделать аппликацию из пластилина на тему «Яблоко».

9

Работа с природными материалами.

   

Работа с засушенными листьями.

2

Формировать умение внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделий с опорой на образец.

Задание: Прикрепить большой и маленький засушенные листья с помощью пластилина на подложку из цветной бумаги;

Задание: Сделать аппликацию из засушенных листьев разной величины, прикрепить детали с помощью пластилина.

Рассматривать и понимать образец последовательности изготовления аппликации или объемных изделий с помощью учителя.

Планировать ход работы над изделием с помощью учителя.

Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы и с опорой на образец с помощью учителя.

Учиться составлять аппликацию из засушенных листьев, соединяя детали аппликации с помощью кусочка пластилина.

10

   

Аппликация из листьев "Бабочка"

 

Задание: Сделать аппликацию "Бабочка".

11

Работа с бумагой.

   

Что надо знать о бумаге

3

Формирование представлений о предметах, сделанных из бумаги.

Знакомство с разными сортами бумаги (бумага для письма (писчая, почтовая, рисовальная). ;бумага для печати (газетная, книжная); бумага впитывающая (туалетная, салфеточная); крашеная бумага (бумага для труда).

Задание: Назвать игрушки, которые сделаны из бумаги

Задание: Назвать предметы. Для чего они нужны.

Задание: Назвать предметы, которые сделаны из разных сортов бумаги.

Находить в окружающем пространстве предметы, сделанные из бумаги. Рассматривать и запоминать сорта и виды бумаги.

Соотносить сорт бумаги с изделием.

Учиться различать и сравнивать сорта бумаги по прочности, плотности, толщине, гладкости или шероховатости ее поверхности и цвету.

Определять сорта бумаги по слуховому и тактильному восприятию.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «треугольник». Определять и называть признаки геометрической фигуры «треугольник». Различать треугольники по величине. Устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «квадрат». Определять и называть признаки геометрической фигуры «квадрат». Различать квадраты по величине. 13Устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

Планировать ход работы над изделием с опорой на образец с помощью учителя.

Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы с помощью учителя.

12

     

Изготовление елочки из бумаги.

 

Формирование представлений о геометрических фигурах.

Изготовление елочки из трех треугольников.

13

   

Изготовление стаканчика из бумаги.

 

Формирование представлений о геометрических фигурах.

Изготовление стаканчика- игрушки "Поймай пуговицу"

14

Работа с пластилином.

   

Лепка «Домик и елочка».

2

Раскатывание пластилина столбиками (палочками, жгутиками).

Задание: Сделать по образцу аппликацию «Домик и елочка».

Развивать ритмичные движения рук на себя и от себя.

Учиться совершать операции контроля с опорой на схему для контроля в учебнике.

Учиться изготавливать рельефную аппликацию из столбиков.

15

   

Лепка овощей. Помидор, огурец.

 

Скатывание шара из пластилина.

Задание: Сделать по образцу помидор.

Раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика.

Задание: Сделать по образцу огурец.

Развивать ритмичные кругообразные движения рук.

Осваивать пластический способ лепки.

Учится лепить предметы шаровидной формы.

Развивать ритмичные движения рук на себя и от себя.

Учится лепить предметы овальной формы.

16

Работа с бумагой.

   

Приемы резания ножницами. Разрез по короткой вертикальной линии.

2

Учить анализировать объекты труда, выделяя и называя их характерные признаки и свойства: название, назначение, форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал.

Правила обращения с ножницами.

Обучение элементарным приемам резания ножницами бумаги:

Разрез по короткой вертикальной линии

Задание: Разметить квадраты на заготовке в виде полосы шириной 3-4см. Отрезать от заготовки квадраты по размеченным вертикальным линиям. Задание: Сложить по образцу орнамент из вырезанных квадратов.

Рассматривать, запоминать и говорить о назначении, устройстве ножниц и правилах обращения с ними.

Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу.

Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги).

Резание бумаги по прямой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.

Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие.

Закреплять знания о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник».

17

   

Приемы резания ножницами. Разрез по короткой наклонной линии.

 

Обучение элементарным приемам резания ножницами бумаги:

Разрез по короткой наклонной линии.

Задание: Разметить треугольники на заготовке в виде полосы шириной 3см. Отрезать от заготовки треугольники по размеченным вертикальным и наклонным линиям.

Задание: Сложить по образцу орнамент и парусник из вырезанных треугольников разного цвета.

II четверть

18

Работа с пластилином.

   

Лепка овощей. Морковь, свекла.

4

Вытягивание одного конца овальной формы.

Задание: Сделать по образцу морковь.

Вытягивание боковины шара.

Задание: Сделать по образцу свеклу и репку.

Закрепить навык скатывания овальной формы.

Овладевать ритмичными движениями на себя и от себя при обкатывании пластилина.

Осваивать пластический способ лепки.

Совершенствовать навык скатывания шара.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Осваивать конструктивный способ лепки предметов.

19

   

Лепка фруктов. Яблоко. Груша.

 

Скатывание шара.

Вытягивание одного конца овальной формы.

Задание: Сделать по образцу яблоко и грушу.

20

   

Лепка. Пирамидка.

 

Сплющивание шара.

Задание: Сделать по образцу пирамидку.

21

   

Лепка грибов.

 

Сплющивание шара.

Задание: Слепить три гриба разной величины и помести их рядом.

22

Работа с природным материалом.

   

Поделка ежика из шишки.

1

Задание: Сконструировать по образцу ежика из шишки и пластилина.

Закреплять приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью».

Осваивать технологию изготовления изделия из еловой шишки и пластилина.

23

Работа с бумагой.

   

Аппликация "Осеннее дерево"

4

Обучение элементарным приемам разрывания и обрывания бумаги:

Разрывание бумаги двумя руками.

Задание: Разорви лист бумаги на две части по линии сгиба.

Обрывание кусочков бумаги пальцами.

Задание: Сделать аппликацию «Осеннее дерево» из оборванных кусочков зеленой, желтой и оранжевой бумаги.

Осваивать приемы разрывания и обрывания бумаги.

Развивать мышечную систему верхних конечностей, координацию, плавность, точность движений рук.

Закрепление знаний об аппликации.

Уметь изготавливать аппликацию из оборванных кусочков бумаги.

24

   

Изготовление наборной линейки.

 

Формирование представлений о геометрических фигурах.

Изготовление наборной линейки из бумажного прямоугольника.

Задание: Сложить из бумаги прямоугольной формы: дом, конвертик, наборное полотно и др.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «прямоугольник». Определять и называть признаки геометрической фигуры «прямоугольник». Различать прямоугольники по величине. Устанавливать сходство прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму.

25

   

Тюльпан из бумаги.

 

Сгибание квадрата с угла на угол.

Задание: Сложить из бумаги квадратной формы: тюльпан.

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать квадраты пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево; сверху вниз, снизу наверх).

Комментировать свои практические действия.

Складывать изделие из бумаги.

26

   

Складывание фигурки кошечки для открытки.

 

Сгибание бумаги прямоугольной формы пополам.

Задание: Сложить из бумаги прямоугольной формы: дом, конвертик, наборное полотно и др.

Ориентироваться и находить в пространстве прямоугольника верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать прямоугольник (квадрат) пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево; сверху вниз, снизу наверх).

Комментировать свои практические действия.

Складывать изделие из бумаги.

27

Работа с пластилином.

   

Лепка цыпленка.

1

Прищипывание пластилина двумя пальцами.

Примазывание пластилина.

Задание: Слепить цыпленка из пластилина желтого цвета.

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

28

Работа с бумагой.

   

Изготовление флажков.

4

Надрез по короткой вертикальной линии после разметки;

Надрез по короткой вертикальной линии без предварительной разметки (на глаз).

Задание: Использовать этот прием при изготовлении флажков.

Овладение резанием бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.

Вырабатывать умение регулировать мышечное

усилие, останавливая движение руки в нужном месте.

29

   

Изготовление бумажного фонарика.

 

Надрез по короткой вертикальной линии после разметки;

Надрез по короткой вертикальной линии без предварительной разметки (на глаз).

Задание: Использовать этот прием при изготовлении фонарика.

30

     

Изготовление еловой ветки.

 

Надрез по короткой наклонной линии;

Задание: Надрезать полоски бумаги разного цвета на глаз. Использовать ее при изготовлении декоративной веточки.

31

   

Изготовление цепочки.

 

Надрез по короткой вертикальной линии после разметки;

Надрез по короткой вертикальной линии без предварительной разметки (на глаз).

Задание: Сконструировать, из вырезанных полосок: колечки, цепочку.

III четверть

32

Работа с бумагой.

   

Цветок из бумажных полос.

3

Разрез по незначительно изогнутой линии (при условии овладения приемом «надрез по короткой линии).

Округление углов прямоугольных деталей (при условии овладения приемом «надрез по короткой линии).

Задание: Провести карандашом по изогнутым линиям и точкам.

Задание: Вырезать листочки из бумаги зеленого цвета по частично изогнутым линиям.

Задание: Провести карандашом по изогнутым линиям и точкам. Скруглить углы карандашом, используя шаблон.

Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников.

Рисование карандашом по линиям и точкам, имитирующих движений с ножницами.

Развитие согласованности правой и левой рук при повороте заготовки на себя; точности и плавности движений.

33

   

Ветка рябины.

 

Сминание и скатывание бумаги, разрез по незначительно изогнутой линии. Задание: Выполнение аппликации "Ветка рябины"

Осваивать приемы сминания бумаги.

Учится скатывать из бумаги шаровидную форму.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки сминания бумаги.

Развивать ритмичные кругообразные

движения рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из мятой бумаги.

34

   

Аппликация "Цветы в корзине".

 

Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги, разрез по незначительно изогнутой линии.

Задание: Выполнение аппликации "Цветы в корзине"

35

Работа с нитками

   

Откуда берутся нитки

3

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и жизни человека, производство, свойства.

Узнавать и называть предметы, сделанные из ниток.

Определять и называть функциональную значимость этих предметов в быту.

Определять и называть свойства ниток.

Узнавать и называть цвета, в которые окрашивают нитки.

Овладевать предметно практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).

Развивать пластичность, точность, ритмичность движений кисти руки.

Развивать навык удерживания клубка в одной руке, а нити в другой.

36

   

Наматывание ниток

 

Обучение приемам намотки ниток:

Сматывание ниток в клубок.

Задание: Смотай ниточки в клубок.

Наматывания ниток на картонку.

Задание: Из картонки сделать катушку для ниток в виде бабочки (по рисункам). Намотать нитки на эту катушку-картонку.

37

     

Кисточка из ниток

 

Сматывание ниток в клубок.

Задание: Сделать по образцу кисточку.

38

Работа с бумагой.

   

Аппликация "Фрукты на тарелке"

10

Задание: Сделать аппликации из смятой бумаги«Цветы в корзине»

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки сминания бумаги.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из мятой бумаги.

39

   

Аппликация из кругов «Снеговик».

 

Задание: Сделать аппликацию «Снеговик».

Определять и называть признаки геометрической фигуры «круг».

Устанавливать сходство круга с предметами природного и рукотворного мира, имеющими круглую форму.

40

   

Аппликация из кругов «Гусеница».

 

Задание: Сделать аппликацию «Гусеница».

41

   

Аппликация из овала «Цыпленок».

 

Задание: Сделать аппликацию «Цыпленок».

Определять и называть признаки геометрической фигуры «овал».

Устанавливать сходство овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму.

42

   

Пароходик и самолетик из бумаги

 

Сгибание углов прямоугольника к середине и квадрата к центру.

Задание: Сложить из бумаги пароходик и самолетик.

Овладевать приемами сгибания бумаги разной формы

Ориентироваться и находить в пространстве треугольника верхний, нижний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать треугольники разной величины пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево).

Комментировать свои практические действия.

Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

Овладение понятием «Симметрия».

Рассмотрение, узнавание и называние предметов симметричного строения в учебнике и других иллюстративных материалах.

Нахождение в пространстве помещения симметричных предметов.

Закреплять прием сгибания бумаги пополам.

Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Осваивать прием резания бумаги по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

43

   

Плетеный коврик и птица из бумаги.

 

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.

Приемы резания ножницами по кривым линиям.

Задание: Провести карандашом по изогнутым линиям и точкам.

Задание: Вырезать листочки из бумаги зеленого цвета по частично изогнутым линиям.

Задание: Провести карандашом по изогнутым линиям и точкам. Скруглить углы карандашом, используя шаблон.

Формировать представления о симметрии.

Задание: изготовление плетеного коврика, птицы из бумаги.

44

   

Орнамент.

 

Обучить способу симметричного вырезания.

Формировать представления о симметрии.

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги сложенной пополам

Задание: Вырезать геометрический орнамент из квадратиков.

45

   

Открытка на 8 марта.

 

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги сложенной пополам.

Задание: Сделать открытку с аппликацией цветов.

46

   

Коллективная аппликация «Букет цветов».

 

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги сложенной пополам

Задание: сделать аппликацию «Самолет в облаках».

47

     

Аппликация "Бабочки на лугу"

 

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.

Приемы резания ножницами по кривым линиям.

Задание: сделать аппликацию "Бабочки на лугу".

48

Работа с пластилином.

   

Лепка кошки.

1

Используя разные приемы лепки, затем соединив сделанные детали, слепить кошку.

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

IV четверть

49

Работа с пластилином.

   

Лепка «Снегурочка в лесу»

1

Прищипывание пластилина двумя пальцами.

Примазывание пластилина.

Задание: слепить фигурку снегурочки, елочки.

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

50

Работа с бумагой.

   

Аппликация «Самолет в облаках».

2

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги сложенной пополам

Задание: сделать аппликацию «Самолет в облаках».

Закреплять прием сгибания бумаги пополам.

Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Осваивать прием резания бумаги по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата (прямоугольника) верхнюю, нижнюю, стороны и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Учится совмещать противоположные стороны квадрата (прямоугольника), ритмично повторяя аналогичные действия несколько раз.

Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

51

   

Декоративная птица

 

Сгибание бумаги по типу гармошки.

Задание: Сделать из бумаги: птицу с наличием «гармошки».

52

Работа с нитками.

   

Приемы шитья.

7

Задание: Прошить способом «игла вверх-вниз» по проколам на полоске картона.

Развивать пластичность, точность, ритмичность движений кисти руки.

Уметь работать с иголкой и ниткой.

53

   

Вышивание прямых и наклонных линий.

 

Задание: Вышивание линий в орнаменте.

54

   

Вышивание орнамента.

 

Задание: Вышить способом "в два приема" по прямым и наклонным линиям нитками одного цвета.

55

   

Вышивание солнышка.

 

Задание: Вышить контур круга и короткие лучи.

56

   

Вышивание ягод.

 

Задание: Вышить ягоды по контуру и закрасить внутреннее пространство.

57

   

Вышивание рисунка

 

Задание: вышить рисунок.

58

   

Продолжение вышивания рисунка

 

Задание: вышить рисунок.

59

Работа с пластилином

   

Изготовление макета по сказке "Курочка Ряба".

3

Задание: слепить персонажей сказки "Курочка Ряба"

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

60

   

Изготовление макета по сказке «Репка».

 

Задание: слепить персонажей сказки "Репка"

61

   

Изготовление макета по сказке «Три медведя».

 

Задание: слепить персонажей сказки "Три медведя".

62

Работа с бумагой.

   

Изготовление ежика.

3

Сгибание бумаги по типу гармошки.

Задание: Сделать из бумаги: ежика с наличием «гармошки».

Ориентироваться и находить в

пространстве квадрата (прямоугольника) верхнюю, нижнюю, стороны и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Учится совмещать противоположные стороны квадрата (прямоугольника), ритмично повторяя аналогичные действия несколько раз.

Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

63

     

Изготовление пальчиковых кукол. Медведь, заяц.

 

Приемы резания ножницами по кривым линиям.

Склеивание деталей.

Задание: Сделать пальчиковых кукол Медведя и Зайца. Пчела, цыпленок.

Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Уметь резать бумагу по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

64

     

Изготовление поделки "Подсолнух".

 

Приемы резания ножницами по кривым линиям.

Склеивание деталей.

Задание: Сделать цветок подсолнуха из одноразовой бумажной тарелки.

 

65

Работа с природным материалом.

   

Изготовление поделки «Ежик».

1

Задание: сделать ежика из пластилина и пучков травы.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

66

Работа с пластилином.

   

Изготовление макета по сказке «Колобок».

1

Задание: слепить персонажей сказки "Колобок".

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

Лист Коррекции

Дата

Внесённые изменения

Примечания

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

8

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.