12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолаева Галина Петровна33
учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Энгельс
2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №21 им. И.М.Каплунова» ЭМР Саратовской области


РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО гуманитарного цикла

протокол № _________

от «____»________________ 2021г

Руководитель ШМО ГЦ

______________ /Г.П.Ермолаева/

УТВЕРЖДАЮ:

директор МОУ «СОШ №21 им. И.М.Каплунова» ЭМР Саратовской области

_____________ /Н.И.Телегин/

приказ № _________

от «____»________________ 2021г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

8 класс





СОСТАВИТЕЛЬ

Ермолаева Галина Петровна учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.






















Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

Адаптированной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2013 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;

Базисного учебного плана МОУ «СОШ №21 им. И.М.Каплунова» ЭМР Саратовской области

Программа включает в себя:

Пояснительную записку.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Ресурсное обеспечение программы.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование.

Цели изучения предмета:

Создание условий для овладения системой знаний и умений в письменной речи, необходимых для применения в практической деятельности и формирования коммуникативных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Место в базисном учебном плане школы:

Класс

Количество часов

Количество часов в неделю

8

70

2


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Личностный результат УУД

самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
(понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)

смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)

морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

Метапредметный результат УУД

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные

работа с информацией

работа с учебными моделями

использование знако-символических средств, общих схем решения

выполнение логических операций:

сравнения,

анализа,

обобщения,

классификации,

установления аналогий

подведения под понятие

Коммуникативные

речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)

владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

Предметные результаты УУД

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)


Ресурсное обеспечение программы.


1. Адаптированная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2013 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;

2.Большой лингвистический словарь. Россия под ред. Ю. Е. Прохорова, М., «Аст- Пресс Книга» 2013г.

3.Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2013 год, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

4.А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе «М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2002г.


Содержание программы

 

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Уроки развития письменной связной речи

Контрольные уроки

 

I

Повторение

4 ч

 

 

Контрольный диктант.

 

II

Состав слова

7 ч

Деловое письмо. Объяснительная записка.

Проверочный диктант

по теме  «Состав слова» с грамматическим заданием.




III

Части речи.  Имя существительное

8 ч

Деловое письмо. Автобиография. Анкета.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

 

IV

Имя прилагательное

   7 ч

Сочинение по картине И. Шевандроновой  «В сельской библиотеке» по данным вопросам  с дополнением предшествующих событий.

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

 

V

Личные местоимения.

Деловое письмо. Заявление  о приеме на работу.

Проверочный диктант   «Имя прилагательное. Личное местоимение. Глагол»

 

VI

Глагол

 

 

 

 

18 ч

 

Деловое письмо. Доверенность. Расписка.

Проверочны диктант «Личные местоимения»,«Неопределённая форма глагола»


Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и лицам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться»


Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям.


Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина»

Контрольный диктант по теме «Глагол».


VII

Предложение

16 ч

Сочинение по личным наблюдениям на тему школьной жизни «Мой год в школе»

Изложение «Вечный свет подвига» по вопросам.

Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что».

 

VIII

Повторение.

5 ч

 

Контрольный диктант за год.

 

 

Итого

 

70 часов.

Уроки развития письменной связной речи – 8 ч

Диктанты – 9

Самостоятельная работа - 1

 

 




Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 8 классе (70 часов)

п/п

Часов по теме

 Содержание программного материала.

Индивидуально-дифференцированный подход

Дата

план

факт

I.

 

4 ч

Повторение

 



1.

 1

Предложение. Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Составить  распространенное предложение со словарным словом. 

Распространение предложения.

Составление предложений по картине.



2.

 1

 Сложные предложения с союзами И, А, НО и без них.

Составить сложные предложения по рисункам на тему басен  И.А. Крылова



3.

 1

Предложение с однородными членами.

Дополнение предложений однородными членами. Части предложения. Определение границ предложений. Дополнение предложений текста однородными членами.



4.

 1

Входной контрольный диктант. Работа над ошибками.

 



II

7 ч

Состав слова


 



5

 1

Анализ диктанта. Однокоренные слова. Части слова. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Упражнения в словообразовании. Дополнение предложений однокоренными словами.

Составление текста по данному заголовку, началу и опорным словам.



6

1

Правописание гласных и согласных в корне слова. Образование слов с помощью приставок.

Дополнение основной части текста по опорным словам. Озаглавливание текста. Части текста. Главная мысль, выраженная в предложении текста.



7

 1

Различение приставок и предлогов.

Составление предложений, диалога



8

 1

Деловое письмо. Объяснительная записка. Анализ делового письма. Образование сложных слов с соединительными гласными

Составление объяснительной записки по данному образцу.



9

 1

Образование сложных слов без соединительных гласных. Упражнения на закрепление по теме «Состав слова»

 

Составление предложений по предметным картинкам. Узнавание слов по объяснению их значений.



10.

 1

Упражнения на закрепление по теме «Состав слова»

 

Восстановление последовательности частей текста. Средства межфразовых связей и частей теста.



11.

 1

Проверочный диктант

по теме  «Состав слова. Орфограммы корня слова» с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

 



III

Имя существительное 

 



12.

 1

Имя существительное как часть речи. Правописание собственных имен существительных.

Составление словесных картин с помощью существительных. Составление текстов с группой близких по значению существительных.



13.

 1

Существительные единственного числа с шипящей на конце слова. Три склонения имён существительных.

Закончить сказку по опорным существительным.

 



14.

 1

Единообразное написание ударных и  безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Описание картины Б. Кустодиева «Масленица» по вопросам.



15.

 1

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

Работа с пословицами. Составление словосочетаний. Восстановление последовательности частей текста.



16.

 1

Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Составление плана текста.  Устный пересказ по плану и опорным словам.



17

 1

Несклоняемые  именами существительные.

 

Составление словосочетаний с несклоняемыми существительными. Дополнение диалога репликами.

Оформить конверт для письма другу.



18

 1

Деловое письмо. Автобиография. Анкета.


Составление автобиографии по данному образцу. Заполнение анкеты.



19

 1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Устные ответы на вопросы по тексту диктанта.



III

7 ч

Имя прилагательное

 



20.

 1

Согласование имени прилагательного  с именем существительными в роде, числе, падеже. Роль прилагательных в речи

Составление предложений по иллюстрации. Дополнение предложений существительными. Согласование прилагательных с существительными.



21

 1

Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Замена в тексте словосочетаний прилагательными, которые характеризуют человека. Озаглавливание текста. Дополнение текста однородными членами. Составление предложений с данными словами. Восстановление деформированных предложений текста.



22

 1

Упражнения в правописании безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе

Восстановление порядка предложений в тексте. Главная мысль текста. Беседа о Бородинском сражении.



23

 1

Имена прилагательные на –ий, -ья. -ье

Составление словосочетаний. Образование притяжательных прилагательных.



24.

 1

Сочинение по картине И. Шевандроновой  «В сельской библиотеке» по данным вопросам  с дополнением предшествующих событий.

Составление рассказа по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по вопросам.



25.

 1

Анализ сочинения. Упражнения в правописании безударных гласных в разных частях слова.

Изменение числа словосочетаний существительных с прилагательными, внесение изменений в предложения текста. Дополнение диалога репликами.



26.

 1

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

 



V

5 ч

Личные местоимения


 



27.

 1

Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Значение в речи.

Работа с  загадками..

Составление предложений по иллюстрации к повети В. Короленко «Дети подземелья».



28.

 1

Склонение местоимений 1,2,3 лица. Правописание личных местоимений с предлогами.

Составление предложений со словарными словами. Составление плана текста. Изложение «На воде» (по М. Пришвину) по плану и опорным словосочетаниям.



29.

 1

Правописание личных местоимений  3-го лица с предлогами.

Работа с загадками. Беседа о Ю. Гагарине.

 



30.

 1

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Заявление  о приеме на работу.

Написать заявления:

- о приеме в ПТУ,

- об увольнении с работы.



31.

 1

Проверочный диктант за «Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных. Личные местоимения».




VI.

18ч

Глагол

 

 



32.

 1

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Группы глаголов по их значению (глаголы речи, чувства, движения, звучания, труда) и их использование в речи.

Составление предложений по иллюстрации учебника. Дополнение текста предложениями. Различение глаголов по их значению.



33

 1

Неопределенная форма глагола на –ть, -ти, -чь Мягкий знак после шипящих на конце глаголов неопределённой формы.

Беседа об обычаях русских крестьян. Составление предложений со словарными словами. Дополнение текста глаголами неопределённой формы.



34

 1

Изменение глаголов по временам.

Восстановление последовательности частей текста. Изменение времени повествования. Единство видо-временных форм глагола в тексте. Исправление речевых ошибок в предложениях.



35

 1

Проверочный диктант  «Личные местоимения. Неопределённая форма глагола».

 



36

 1

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Доверенность, расписка.

Составление доверенности, расписки по данному образцу



37.

 1

Правописание не с глаголами.Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изложение текста от первого лица. Дополнение предложений глаголами.



38.

 1

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Беседа по тексту «Мохнатое дерево» Н. Сладкова. Образование возвратных глаголов, составление словосочетаний с ними.



39

 1

Глаголы 3 лица единственного и множественного числа.

Запись текстов с изменением числа глаголов. Составление отрывка сказки о разбойничках по опорным выражениям.



40.

 1

 Различение глаголов на  на -ТСЯ, -ТЬСЯ.

Дополнение загадок глаголами с переносным значением.



41.

 1

Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться»

Краткий пересказ текста «Рыба-прилипала» по вопросам.



42.

 1

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Понятие о спряжении. Наблюдение за окончаниями глаголов при спряжении.

Составление предложений с данными глаголами.

 



43.

 1

Различие окончаний глаголов I иII спряжения.

Беседа о значении книг в жизни человека.



44.

 1

Урок развития письменной связной речи. Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям.

Описание раннего утра от первого лица по иллюстрации А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» по данному началу и опорным словосочетаниям.



45.

 1

Правило проверки безударных личных окончаний глаголов I иII спряжения

Объяснить значение пословиц.



46.

 1

Правописание безударных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа I и IIспряжения.

Составление письменных вопросов по данной теме и опорным словосочетаниям (использование материала уроков трудового обучения)



47.

 1

Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина»

Ответ на открытое письмо в стенгазету по данному лану и опорным словам.



48

 1

Обобщающий урок по теме «Глагол»

Исправление речевых ошибок в предложениях

Составление рассказа «Случай на рыбалке» по сюжетной картинке, данному плану и опорным словосочетаниям.



49

 1

Контрольный диктант «Глагол. Не с глаголами. Правописания тся, ться в глаголах. Мягкий после шипящих в глаголах единственного числа 2 лица».




VII

16 ч

Предложение

 




50

 1

Простое предложение нераспространенное и распространенное.

Распространение предложений. Составление предложений из словосочетаний.



51

1

Простое предложение с однородными членами и запятая при однородных членах.

Составление предложений с данной группой однородных членов.



52

 1

Знаки препинания при однородных членах без союзов, с союзами а, но, одиночным и повторяющимся союзом и.

Восстановление текста по группам однородных членов. Озаглавливание текста.



53

 1

Обращение в предложении и знаки препинания при обращении.

Дополнение предложений обращениями.



54

 1

Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям «Мой год в школе»

Использование накопленного материала в собственных высказываниях.



55

 1

Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.

Составление вопросительных предложений. Деление текста на части. Составление предложений, разных по интонации



56

 1

Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.

Составление сложных предложений.



57

 1

Распространение сложных предложений.

Распространение сложных предложений.



58

 1

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзом и, со сложными предложениями с союзом и.

Составление сложных предложений и предложений с однородными членами.



59

 1

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Выбор союзов и союзных слов для связи частей сложного предложения, Составление сложных предложений по данным «отрезкам»



60

 1

Составление сложных предложений со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Дополнение второй части сложного предложения.



61

 1

Упражнения в постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Дополнение второй части сложного предложения.



62

 1

Восстановление деформированных сложных предложений.

Восстановление деформированных предложений текста.



63

 1

Упражнения в составление сложных предложений.

Дополнение второй части сложных предложений по вопросам. Составление диалога по прочитанному тексту



64

 1

Урок развития письменной связной речи. Изложение «Вечный свет подвига» по данному плану и опорным словам.

Ответы на вопросы сложными предложениями.



65

 1

Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что».

Составление предложений изученных видов.



VIII.

5 ч

Повторение

 



66

Орфограммы разных частей слова.

Рассуждения по данным алгоритмам



67

 1

Простые и сложные предложения. Знаки препинания при однородных членах, обращениях, в сложном предложении.

Восстановление текста по главным членам. Озаглавливание текста.



68

 1

Правила правописания и пунктуации.

Восстановление текста по главным членам предложения.



69

1

Обобщение по темам, изученным за год




70.

 1

Контрольный диктант за год Анализ контрольного диктанта.Работа над ошибками.

Заканчивание сложных предложений. Восстановление текста по опорным словам и «отрезкам» предложений.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.