Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №21 им. И.М.Каплунова» ЭМР Саратовской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
8 класс
СОСТАВИТЕЛЬ
Ермолаева Галина Петровна учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Адаптированной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2013 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
Базисного учебного плана МОУ «СОШ №21 им. И.М.Каплунова» ЭМР Саратовской области
Программа включает в себя:
Пояснительную записку.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Ресурсное обеспечение программы.
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование.
Цели изучения предмета:
Создание условий для овладения системой знаний и умений в письменной речи, необходимых для применения в практической деятельности и формирования коммуникативных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Место в базисном учебном плане школы:
Класс | Количество часов | Количество часов в неделю |
8 | 70 | 2 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Личностный результат УУД
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
(понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)
Метапредметный результат УУД
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
Предметные результаты УУД
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения
- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)
Ресурсное обеспечение программы.
1. Адаптированная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2013 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
2.Большой лингвистический словарь. Россия под ред. Ю. Е. Прохорова, М., «Аст- Пресс Книга» 2013г.
3.Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2013 год, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе «М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2002г.
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Уроки развития письменной связной речи | Контрольные уроки |
|
I | Повторение | 4 ч
|
| Контрольный диктант. |
|
II | Состав слова | 7 ч | Деловое письмо. Объяснительная записка. | Проверочный диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием. | |
| | ||||
III | Части речи. Имя существительное | 8 ч | Деловое письмо. Автобиография. Анкета. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. |
|
IV | Имя прилагательное | 7 ч | Сочинение по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по данным вопросам с дополнением предшествующих событий. | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием. |
|
V | Личные местоимения. | 5ч | Деловое письмо. Заявление о приеме на работу. | Проверочный диктант «Имя прилагательное. Личное местоимение. Глагол» |
|
VI | Глагол
| 18 ч
| Деловое письмо. Доверенность. Расписка. | Проверочны диктант «Личные местоимения»,«Неопределённая форма глагола» | |
Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и лицам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться» | | ||||
Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям. | | ||||
Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина» | Контрольный диктант по теме «Глагол». | | |||
VII | Предложение | 16 ч | Сочинение по личным наблюдениям на тему школьной жизни «Мой год в школе» Изложение «Вечный свет подвига» по вопросам. | Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что». |
|
VIII | Повторение. | 5 ч |
| Контрольный диктант за год.
|
|
Итого
| 70 часов. | Уроки развития письменной связной речи – 8 ч | Диктанты – 9 Самостоятельная работа - 1 |
|
Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 8 классе (70 часов)
№ п/п | Часов по теме | Содержание программного материала. | Индивидуально-дифференцированный подход | Дата | |
план | факт | ||||
I.
| 4 ч | Повторение |
| | |
1. | 1 | Предложение. Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. | Составить распространенное предложение со словарным словом. Распространение предложения. Составление предложений по картине. | | |
2. | 1 | Сложные предложения с союзами И, А, НО и без них. | Составить сложные предложения по рисункам на тему басен И.А. Крылова | | |
3. | 1 | Предложение с однородными членами. | Дополнение предложений однородными членами. Части предложения. Определение границ предложений. Дополнение предложений текста однородными членами. | | |
4. | 1 | Входной контрольный диктант. Работа над ошибками. |
| | |
II | 7 ч | Состав слова |
| | |
5 | 1 | Анализ диктанта. Однокоренные слова. Части слова. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. | Упражнения в словообразовании. Дополнение предложений однокоренными словами. Составление текста по данному заголовку, началу и опорным словам. | | |
6 | 1 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Образование слов с помощью приставок. | Дополнение основной части текста по опорным словам. Озаглавливание текста. Части текста. Главная мысль, выраженная в предложении текста. | | |
7 | 1 | Различение приставок и предлогов. | Составление предложений, диалога | | |
8 | 1 | Деловое письмо. Объяснительная записка. Анализ делового письма. Образование сложных слов с соединительными гласными | Составление объяснительной записки по данному образцу. | | |
9 | 1 | Образование сложных слов без соединительных гласных. Упражнения на закрепление по теме «Состав слова»
| Составление предложений по предметным картинкам. Узнавание слов по объяснению их значений. | | |
10. | 1 | Упражнения на закрепление по теме «Состав слова»
| Восстановление последовательности частей текста. Средства межфразовых связей и частей теста. | | |
11. | 1 | Проверочный диктант по теме «Состав слова. Орфограммы корня слова» с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
| | |
III | 8ч | Имя существительное |
| | |
12. | 1 | Имя существительное как часть речи. Правописание собственных имен существительных. | Составление словесных картин с помощью существительных. Составление текстов с группой близких по значению существительных. | | |
13. | 1 | Существительные единственного числа с шипящей на конце слова. Три склонения имён существительных. | Закончить сказку по опорным существительным.
| | |
14. | 1 | Единообразное написание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. | Описание картины Б. Кустодиева «Масленица» по вопросам. | | |
15. | 1 | Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе | Работа с пословицами. Составление словосочетаний. Восстановление последовательности частей текста. | | |
16. | 1 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. | Составление плана текста. Устный пересказ по плану и опорным словам. | | |
17 | 1 | Несклоняемые именами существительные.
| Составление словосочетаний с несклоняемыми существительными. Дополнение диалога репликами. Оформить конверт для письма другу. | | |
18 | 1 | Деловое письмо. Автобиография. Анкета. | Составление автобиографии по данному образцу. Заполнение анкеты. | | |
19 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Устные ответы на вопросы по тексту диктанта. | | |
III | 7 ч | Имя прилагательное |
| | |
20. | 1 | Согласование имени прилагательного с именем существительными в роде, числе, падеже. Роль прилагательных в речи | Составление предложений по иллюстрации. Дополнение предложений существительными. Согласование прилагательных с существительными. | | |
21 | 1 | Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных. | Замена в тексте словосочетаний прилагательными, которые характеризуют человека. Озаглавливание текста. Дополнение текста однородными членами. Составление предложений с данными словами. Восстановление деформированных предложений текста. | | |
22 | 1 | Упражнения в правописании безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе | Восстановление порядка предложений в тексте. Главная мысль текста. Беседа о Бородинском сражении. | | |
23 | 1 | Имена прилагательные на –ий, -ья. -ье | Составление словосочетаний. Образование притяжательных прилагательных. | | |
24. | 1 | Сочинение по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по данным вопросам с дополнением предшествующих событий. | Составление рассказа по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по вопросам. | | |
25. | 1 | Анализ сочинения. Упражнения в правописании безударных гласных в разных частях слова. | Изменение числа словосочетаний существительных с прилагательными, внесение изменений в предложения текста. Дополнение диалога репликами. | | |
26. | 1 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием. |
| | |
V | 5 ч | Личные местоимения |
| | |
27. | 1 | Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Значение в речи. | Работа с загадками.. Составление предложений по иллюстрации к повети В. Короленко «Дети подземелья». | | |
28. | 1 | Склонение местоимений 1,2,3 лица. Правописание личных местоимений с предлогами. | Составление предложений со словарными словами. Составление плана текста. Изложение «На воде» (по М. Пришвину) по плану и опорным словосочетаниям. | | |
29. | 1 | Правописание личных местоимений 3-го лица с предлогами. | Работа с загадками. Беседа о Ю. Гагарине.
| | |
30. | 1 | Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Заявление о приеме на работу. | Написать заявления: - о приеме в ПТУ, - об увольнении с работы. | | |
31. | 1 | Проверочный диктант за «Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных. Личные местоимения». | | | |
VI. | 18ч | Глагол
|
| | |
32. | 1 | Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Группы глаголов по их значению (глаголы речи, чувства, движения, звучания, труда) и их использование в речи. | Составление предложений по иллюстрации учебника. Дополнение текста предложениями. Различение глаголов по их значению. | | |
33 | 1 | Неопределенная форма глагола на –ть, -ти, -чь Мягкий знак после шипящих на конце глаголов неопределённой формы. | Беседа об обычаях русских крестьян. Составление предложений со словарными словами. Дополнение текста глаголами неопределённой формы. | | |
34 | 1 | Изменение глаголов по временам. | Восстановление последовательности частей текста. Изменение времени повествования. Единство видо-временных форм глагола в тексте. Исправление речевых ошибок в предложениях. | | |
35 | 1 | Проверочный диктант «Личные местоимения. Неопределённая форма глагола». |
| | |
36 | 1 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Доверенность, расписка. | Составление доверенности, расписки по данному образцу | | |
37. | 1 | Правописание не с глаголами.Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. | Изложение текста от первого лица. Дополнение предложений глаголами. | | |
38. | 1 | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. | Беседа по тексту «Мохнатое дерево» Н. Сладкова. Образование возвратных глаголов, составление словосочетаний с ними. | | |
39 | 1 | Глаголы 3 лица единственного и множественного числа. | Запись текстов с изменением числа глаголов. Составление отрывка сказки о разбойничках по опорным выражениям. | | |
40. | 1 | Различение глаголов на на -ТСЯ, -ТЬСЯ. | Дополнение загадок глаголами с переносным значением. | | |
41. | 1 | Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться» | Краткий пересказ текста «Рыба-прилипала» по вопросам. | | |
42. | 1 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Понятие о спряжении. Наблюдение за окончаниями глаголов при спряжении. | Составление предложений с данными глаголами.
| | |
43. | 1 | Различие окончаний глаголов I иII спряжения. | Беседа о значении книг в жизни человека. | | |
44. | 1 | Урок развития письменной связной речи. Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям. | Описание раннего утра от первого лица по иллюстрации А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» по данному началу и опорным словосочетаниям. | | |
45. | 1 | Правило проверки безударных личных окончаний глаголов I иII спряжения | Объяснить значение пословиц. | | |
46. | 1 | Правописание безударных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа I и IIспряжения. | Составление письменных вопросов по данной теме и опорным словосочетаниям (использование материала уроков трудового обучения) | | |
47. | 1 | Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина» | Ответ на открытое письмо в стенгазету по данному лану и опорным словам. | | |
48 | 1 | Обобщающий урок по теме «Глагол» | Исправление речевых ошибок в предложениях Составление рассказа «Случай на рыбалке» по сюжетной картинке, данному плану и опорным словосочетаниям. | | |
49 | 1 | Контрольный диктант «Глагол. Не с глаголами. Правописания тся, ться в глаголах. Мягкий после шипящих в глаголах единственного числа 2 лица». | | | |
VII | 16 ч | Предложение |
| | |
50 | 1 | Простое предложение нераспространенное и распространенное. | Распространение предложений. Составление предложений из словосочетаний. | | |
51 | 1 | Простое предложение с однородными членами и запятая при однородных членах. | Составление предложений с данной группой однородных членов. | | |
52 | 1 | Знаки препинания при однородных членах без союзов, с союзами а, но, одиночным и повторяющимся союзом и. | Восстановление текста по группам однородных членов. Озаглавливание текста. | | |
53 | 1 | Обращение в предложении и знаки препинания при обращении. | Дополнение предложений обращениями. | | |
54 | 1 | Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям «Мой год в школе» | Использование накопленного материала в собственных высказываниях. | | |
55 | 1 | Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. | Составление вопросительных предложений. Деление текста на части. Составление предложений, разных по интонации | | |
56 | 1 | Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. | Составление сложных предложений. | | |
57 | 1 | Распространение сложных предложений. | Распространение сложных предложений. | | |
58 | 1 | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзом и, со сложными предложениями с союзом и. | Составление сложных предложений и предложений с однородными членами. | | |
59 | 1 | Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. | Выбор союзов и союзных слов для связи частей сложного предложения, Составление сложных предложений по данным «отрезкам» | | |
60 | 1 | Составление сложных предложений со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | Дополнение второй части сложного предложения. | | |
61 | 1 | Упражнения в постановке знаков препинания в сложных предложениях. | Дополнение второй части сложного предложения. | | |
62 | 1 | Восстановление деформированных сложных предложений. | Восстановление деформированных предложений текста. | | |
63 | 1 | Упражнения в составление сложных предложений. | Дополнение второй части сложных предложений по вопросам. Составление диалога по прочитанному тексту | | |
64 | 1 | Урок развития письменной связной речи. Изложение «Вечный свет подвига» по данному плану и опорным словам. | Ответы на вопросы сложными предложениями. | | |
65 | 1 | Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что». | Составление предложений изученных видов. | | |
VIII. | 5 ч | Повторение |
| | |
66 | 1 | Орфограммы разных частей слова. | Рассуждения по данным алгоритмам | | |
67 | 1 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания при однородных членах, обращениях, в сложном предложении. | Восстановление текста по главным членам. Озаглавливание текста. | | |
68 | 1 | Правила правописания и пунктуации. | Восстановление текста по главным членам предложения. | | |
69 | 1 | Обобщение по темам, изученным за год | | | |
70. | 1 | Контрольный диктант за год Анализ контрольного диктанта.Работа над ошибками. | Заканчивание сложных предложений. Восстановление текста по опорным словам и «отрезкам» предложений. | | |